«Как привить интерес ребёнка к чтению»
статья (чтение, 2 класс) по теме

Погодаева Эльвира Витальевна

 

Я предложила  родителям на собрании для обсуждения тему: «Как привить интерес ребёнка к чтению». В конце собрания я приготовила рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pogodaeva_e.v..docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных интересов у младших школьников на уроках чтения.

Учитель начальных классов

                                              МОУСОШ №77 г. Иркутска

                                                                                        Погодаева Э.В.


Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.
А.П. Чехов

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.
Ричард Бах

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский

Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин

Чтение выстраивает целые судьбы.
В. Шукшин

В первом классе я предложила  родителям на собрании для обсуждения тему: «Как привить интерес ребёнка к чтению». В конце собрания я приготовила рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  8. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге.
  12. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Актуальность нами видится в том, что на уроках чтения должны проводиться нетрадиционные виды уроков, так как они способствуют формированию познавательных интересов у младших школьников. Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в группах по 4-5 человек. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, читают по очереди. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту.  Таким образом, мы избегаем лишних повторов. Ребята в группах оценивают друг друга, выставляют отметки. Если ученик не согласен с ней, он может повторить cвой ответ учителю. Ребята очень серьёзно подходят к данной работе. Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного я ставлю перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение. Для того, чтобы научить своих учеников делить рассказ на части применяю несколько приёмов. При подготовке к уроку для удобства делю текст на  части и составляю план. Предлагаю ребятам самим найти соответствующее место в тексте к той или иной части. Обязательно прошу обосновать свой ответ. Предлагаю ученикам самим разделить текст на части  по ходу чтения, используя слова «подсказки». Ещё один приём: убрать «лишнее». Оставить только то, что точно передаёт содержание текста. Ребята работают как в группе, так и индивидуально. Затем они пересказывают текст по частям по очереди. Ребята понимают, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Группы заканчивают работу почти одновременно. Две-три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. На дом задаю научиться пересказывать целое произведение. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах, в группах не возникает трудностей с пересказом.  Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность. Конечно, добиться хорошей организации на таких уроках не просто. Первые уроки похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкают друг к другу. В группах возникают споры и разногласия. Но я постоянно осуществляю контроль, консультирую детей во время работы, поощряю группы, работающие слаженно и дружно. Постепенно ребятишки привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать от двух до четырех минут на уроке. И я вижу, что даже самые застенчивые стали, смело выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное. Думаю, подобный опыт будет интересен учителям начальных классов.

Список литературы:

  1. Начальная школа №1 2001г.с.46 «Познавательный интерес»
  2. Начальная школа №2 1999г. с.32 «Развитие литературного чтения»
  3.  Начальная школа №4 1999г. с.14 «Познавательный интерес»
  4. Начальная школа №5 2000 г. с. 99 «Обучение чтению»

 

Доклад на тему:

Развитие творческого потенциала младших школьников.

Выполнила: Погодаева Э.В.

Учитель МОУСОШ№77

г. Иркутска

Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению психолога Л. С. Выгодского, творчество - норма детского развития. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих действий один из них (активно-подражательная деятельность) и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому - то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это должен учитывать учитель. Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Кроме этого, в работе по развитию творческих способностей младших школьников решаются и многие другие проблемы: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.

Представлю несколько работ моих учениц.

 Дарья Иванова представила свои книжки. Она написала интересную историю о детях Ване и Ане. Нарисовала иллюстрации к своему рассказу.

Вторая книжка называется "Два мышонка". Эта сказка о мышатах Капе и Федьке, и о приключениях, которые случились с ними. Мы прочитали эти книги на уроке.

 Лиля Макарова написала свою первую в жизни сказку, которую назвала "Пятачок в лесу». История добрая и хорошая о том, как Пятачок в лесу встретил зайчонка. Они весело играли, забавлялись. Когда пришла пора расставаться, Пятачок узнал, что у зайчика нет своего домика. И тогда Пятачок пригласил жить к себе Зайку. И стали они поживать, и добра наживать! Замечательная сказка, мы думаем, что будут ещё! Ребятам понравилось!

Софья Туранкина написала свой первый  рассказ о двух сёстрах. О том, как важно говорить друг другу волшебные слова и не зазнаваться.

 Анастасия Фролова  у нас - поэтесса. Познакомьтесь с её стихами!

Мама, папа - сердце моё                            Эльвира Витальевна к доске                                                                            

Вместе мы с вами песни поём!                  И вместе с нами примеры   решает.                                                                   

          Ручеёк, ручеёк, ручейки повсюду

И куда не посмотрю, улыбаться буду!

Минута, минута всё мчалась и мчалась.

А песня моя никогда не кончалась!

Небо хмурое и дождливое

И конечно никто не выходит гулять

Кошка наша сегодня ленивая

И совсем не хочет играть.

У меня есть кот, он усатый обормот

Целый день он "Вискас" кушал

И меня совсем не слушал.

Начала его дрессировать,

А он ложится спать.

Говорю ему: "Ап!"

А он делает вот так:

К верху брюшком ляжет

И ничего не скажет!

Как я мучилась и билась

Но льва из него не получилось!

Интенсивному творческому развитию  могут способствовать и целенаправленные работа, заинтересованность учителя, поддержание любой детской задумки и идеи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить интерес ребёнка к чтению

В презентации предложены советы и рекомендации родителям по воспитанию у ребёнка интереса к чтению...

Как привить интерес ребенка к чтению

Консультационная помощь родителям в воспитании и обучении ребенка в начальных классах....

Как привить у ребёнка интерес к чтению?

Рекомендации для родителей о развитии интереса к чтению у детей младшего школьного возраста....

Памятка для родителей: «Как привить интерес у ребёнка к чтению».

Памятка для родителей: «Как привить интерес у ребёнка к чтению».К серии родительских собраний  в детском саду и начальной школе : «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор...

Родительское собрание на тему "Как привить любовь ребёнка к чтению".

В конспекте родительского собрания указаны причины не желания ребёнка читать и способы повышения интереса к чтению....

Рекомендации родителям "Как привить интерес ребенка к чтению"

Данный материал содержит ряд лайфхаков, которые помогут родителям привить интерес ребенка к чтению....

Презентация "Как привить любовь ребёнка к чтению"

Презентация поможет родителям заинтересовать ребенка чтением книг....