Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. Школа 2100
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Мареева Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению в 4-м классе составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, рассчитана на 3 часа в неделю, содержит пояснительную записку, требования к выпускникам, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_4.docx202.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ

              «___»__________2012г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа учебного курса

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для  4 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Мареева Ольга Николаевна.

2012-  2013 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идёт интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь  в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание  места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136  ч. в год) или  по три  часа  в неделю (105  ч. в год).  Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или  306  часов  (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

3–4-й классы

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения. Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды  заданий.

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Произведения современной детской  литературы разных  жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской  детской  литературы (17 ч). Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  пря- мой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (51  ч).  Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г.         Цыферова.         Знакомство         с         творчеством        детских         писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

3. ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).

Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по  ходу  чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его  вариантах, составлять сложный  план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для  составления рассказа на определённую тему.

Дети,  заканчивающие начальную школу,  при чтении  доступных им художественных текстов  овладевают правильным  типом  читательской деятельности, а именно  могут:

–  прогнозировать содержание текста на  основе  заглавия,  иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова  в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев  (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей  с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание  своего  отношения к прочитанному.

5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы  произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный  смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)

повествовательного текста с элементами описания или  рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев  с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные  творческие  работы: переводы с  древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны  уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–  подробно, сжато и  выборочно пересказывать  художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)

4-й класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключевые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,   подтекстовой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и  сложный план текста;

• писать сочинение на  материале прочитанного с  предварительной подготовкой

• аргументированно высказывать         своё отношение к прочитанному, к  героям, понимать и определять свои эмоции;

• понимать и формулировать своё отношение к  авторской манере письма;

• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно         относиться        к предпочтениям других

•        самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь,         отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому пери- оду  (XVII   в., XVIII в., XIX   в., XX   в., XXI в.); соотносить автора, его  произведения  со  временем их  создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведения                к         жанру басни, фантастической повести         по определённым признакам;

•  видеть языковые средства, использованные автором

Перечень учебно – методического обеспечения:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.  Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. –  М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Изд.5-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 112 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания ШМО

учителей начальных классов

от «___» августа 2012г. № ___.

Руководитель ШМО  _______ /О.Н.Мареева/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:

 ______ /И.Н.Мордвинова/

 «___»________2012г.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику  «В океане света»

(105ч. -  3 ч.  в неделю)

п/п

Темы  уроков, тексты, предлагаемые для  чтения

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения программы

Скоррект. сроки прохождения программы

Характеристика деятельности учащихся

Часть 1(54 ч., из них 2 – резервные уроки)

1 четверть (27 часов)

Раздел 1. Любимые книги

7(ч.)

Отвечать на  вопросы по  содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух  задание (учебный  текст),   определять алгоритм выполнения,  оценивать  ход  и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение:  его жанр (включая поучение,   летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность  развития  событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать  своё  и  чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознанно,  правильно,  выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т Кто  же  будет  сопровождать нас  в  путешествиях? (Г.  Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т

1

03.09 – 07.09

2

2

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1, ч. 1 и 2). Т

1

03.09 – 07.09

3

3

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т

Наука как  искусство (Е.  Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1,  ч.  4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т

1

03.09 – 07.09

4

4

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т

1

10.09 – 14.09

5

5

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т

1

10.09 – 14.09

6

6

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения).

1

10.09 – 14.09

7

7

Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т

1

17.09 – 21.09

Раздел 2. У истоков русской детской  литературы        17

17(ч.)

8

8

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». Т

1

17.09 – 21.09

9

9

«Повесть временных лет». «Расселение славян». Т

1

17.09 – 21.09

10

10

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т

1

24.09 – 28.09

11

11

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т

1

24.09 – 28.09

12

12

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

24.09 – 28.09

13

13

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т

1

01.10 – 05.10

   14

14

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.. Проверочная работа № 2. Т

1

01.10 – 05.10

15

15

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

01.10 – 05.10

16

16

Путешествие 2. Конец XVIII  века. Усадьба Аксаковых

(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

1

08.10 – 12.10

17

17

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)

1

08.10 – 12.10

Вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить   ключевые   слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги,  самостоятельно выбирать  книгу в библиотеке.

Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно  текст –  рас- сказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитан- ному, к героям.

Культура письменной речи. Готовиться        к           сочинению: определять  и   анализировать тему,  формулировать замысел (главную        мысль), собирать материал,   составлять  план, работать         над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность. Инсценировать  художественные   произведения  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать   творческие  работы: сочинения  по   прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

18

18

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т

1

08.10 – 12.10

19

19

«Детское чтение для  сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т

1

15.10 – 19.10

20

20

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т

1

15.10 – 19.10

21

21

Образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

1

15.10 – 19.10

  22

22

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII

веках. Проверочная работа № 3. Т

1

22.10 – 26.10

23

23

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

22.10 – 26.10

24

24

Р/Р Сочинение. Т

1

22.10 – 26.10

Раздел 3. XIX  век. Путешествие продолжается...

30(ч.)

25

25

Путешествие 3. Москва начала XIX  века. Интересны ли детям басни? (И.А.   Крылов

«Слон и Моська»). Т

1

29.10 – 02.11

26

26

Характерные особенности жанра басни  (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под

Дубом»). Т

1

29.10 – 02.11

27

27

Обобщение. Басни И.А. Крылова.

1

29.10 – 02.11

2 четверть (21 час)

28

1

Путешествие 4. 1828  год. Первая русская литературная сказка.

1

12.11 – 16.11

29 – 30

2 – 3

А. Погорельский «Чёрная курица...».

1. Нелёгкий путь  в подземное царство (ч. 2, 3). Т

2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5). Главный герой  сказки (ч. 6). Т

2

12.11 – 16.11

31

4

Путешествие 5. Лето 1831  года.  Как писать для  детей?

1

19.11 – 23.11

32 - 35

5 – 8

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Т

1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).

2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом  (ч. 4–6).

3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).

4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). В чём главный смысл сказки? (Финал).

4

19.11 – 23.11

26.11 – 30.11

36

9

Внеклассное чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде».

1

03.12 – 07.12

37

10

Сказка В.А.  Жуковского «Спящая царевна». Т

Обобщение. Литературные сказки. Т

1

03.12 – 07.12

38

11

Владимир Даль  «Война грибов  с ягодами» (русская сказка в обработке В.  Даля), «Кузовок» (игра). Т

Р/Р Устное  сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т

1

03.12 – 07.12

39

12

Как надо писать для  детей? (А. Ишимова «Славяне»).

Обобщение. Проверочная работа № 4. Т

1

10.12 – 14.12

40

13

Внеклассное чтение.  «Вчера и  сегодня». Книги о родном городе, его  прошлом и настоящем или  «Литературные сказки писателей XIX  века».

1

10.12 – 14.12

41

14

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1

10.12 – 14.12

42

15

Поэты XIX  века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т

1

17.12 – 21.12

  43

16

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Картины русской природы в стихотворении. Т

2. Дедушка Мазай – добрый охотник.

1

17.12 – 21.12

44

17

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1

17.12 – 21.12

45

18

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два  брата»).

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т

1

24.12 – 28.12

46

19

Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т

1

24.12 – 28.12

47 - 48

20 - 21

Резервные уроки

2

3 четверть (30 часов)

49

1

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир  и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т

1

10.01 – 11.01

50

2

Первое  знакомство  с  Родиной  К.Д.   Ушинский  «Деревня  и   уездный  город», «Просёлочная дорога». Т

1

10.01 – 11.01

51

3

Р/Р Сочинение в форме  путевого очерка. Т

1

14.01 – 18.01

52

4

Как помочь детям полюбить свою родную  землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т

1

14.01 – 18.01

53

  5

А.И. Куприн «Слон». Т

1. Непонятная болезнь (ч. 1–3).

2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).«Я уже  совсем  здорова!» (ч. 6).

1

14.01 – 18.01

54

  6

Обобщение. Проверочная работа № 5. Т

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

21.01 – 25.01

Часть 2 (51ч.)

Раздел 4. Век XX.  Новые встречи со старыми друзьями

51(ч.)

55

7

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

1

21.01 – 25.01

56 – 58

8 – 10

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1. Первый день Лены в гимназии (гл.  8). Т

2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.  10–11). Т

3. Образ Лены Икониной. Обобщение.

3

21.01 – 25.01

28.01 – 01.02

59

11

Внеклассное чтение. Мир детства.

1

28.01 – 01.02

60

12

Путешествие 9. Петроград. 1923  год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

1

04.02 – 08.02

61

13

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т

1

04.02 – 08.02

62

14

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).

1

04.02 – 08.02

63

15

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т

1

11.02 – 15.02

64

16

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

1

11.02 – 15.02

65

17

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

11.02 – 15.02

66

18

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

1

18.02 – 22.02

67

19

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

1

18.02 – 22.02

68 – 70

20 – 22

Е. Шварц «Два  брата». Т

1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.  1–4).

2. Спасение Младшего  – победа  живого мира (гл.  5–8).

3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).

3

18.02 – 22.02

25.02 – 01.03

71

23

Превращение Пиноккио в Буратино Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

1

25.02 – 01.03

72

24

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т

1

04.03 – 08.03

73

25

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т

1

04.03 – 08.03

74

26

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т

1

04.03 – 08.03

75

27

Так  кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).

1

11.03 – 15.03

76

28

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

11.03 – 15.03

77

29

Обобщение. Проверочная работа № 6.

1

11.03 – 15.03

78

30

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-

иллюстраторах).

1

18.03 – 25.03

4 четверть (27 часов)

79 – 80

1 – 2

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т

2

01.04 – 05.04

81 – 83

3 – 5

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).

2. Три Толстяка и другие герои  сказки (ч. 3, 4).

3. «Простые высокие истины» (обобщение).

3

01.04 – 05.04

08.04 – 12.04

84

6

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх  Толстяков?»). Т

1

08.04 – 12.04

85

7

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

1

15.04 – 19.04

86 – 88

8 – 10

А. Гайдар «Тимур и его команда».

1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

2. Игра или  серьёзное дело?  (ч. 3, 4).

3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).

3

15.04 – 19.04

22.04 – 26.04

89

11

Путешествие  13. Смешные книжки.  Проверка развития читательских умений

(Н. Носов «Федина задача»).

1

22.04 – 26.04

90

12

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что  любит  Мишка»).

1

29.04 – 03.05

   91

  13

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского, Ю.  Сотника и Н. Носова.

1

29.04 – 03.05

92

14

Стихи А. Барто. Сатира или  юмор?

1

29.04 – 03.05

93

15

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».

1

06.05 -10.05

94

16

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

06.05 -10.05

95

17

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.

Стихи Саши  Чёрного и В. Долиной.

1

06.05 -10.05

96

18

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т

Стихи Н. Матвеевой.

1

13.05 – 17.05

97

19

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

13.05 – 17.05

98

20

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т

1

13.05 – 17.05

99

21

Обобщение. Проверочная работа № 7. Т

1

20.05 – 24.05

100 - 101

22 – 23

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок»

  1. Знакомство с героями (картины 1,2). Поиски снежного цветка (картины 3 – 5).
  2. Мудрая сказка для малышей 9картины 6 – 8).

2

20.05 – 24.05

102

24

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т

1

20.05 – 24.05

103

25

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).

1

27.05 – 31.05

104

26

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т

1

27.05 – 31.05

105

27

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».

1

27.05 – 31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...