Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. Школа 2100
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению в 4-м классе составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, рассчитана на 3 часа в неделю, содержит пояснительную записку, требования к выпускникам, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie_4.docx | 202.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«___»__________2012г.
_________/Т.А.Самохина/
Рабочая программа учебного курса
для 4 класса А
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ № 2
Ленинского муниципального района
Мареева Ольга Николаевна.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (105 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (51 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)
4-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; • самостоятельно находить ключевые слова; • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной; • формулировать основную мысль текста; • составлять простой и сложный план текста; • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой | • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); • относить прочитанное произведение к определённому пери- оду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; • видеть языковые средства, использованные автором |
Перечень учебно – методического обеспечения:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Изд.5-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 112 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от «___» августа 2012г. № ___.
Руководитель ШМО _______ /О.Н.Мареева/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
______ /И.Н.Мордвинова/
«___»________2012г.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»
(105ч. - 3 ч. в неделю)
№ п/п | Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения программы | Скоррект. сроки прохождения программы | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||||||
Часть 1(54 ч., из них 2 – резервные уроки) | ||||||||||||||||||||
1 четверть (27 часов) | ||||||||||||||||||||
Раздел 1. Любимые книги | 7(ч.) | Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. | ||||||||||||||||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т | 1 | 03.09 – 07.09 | ||||||||||||||||
2 | 2 | Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т | 1 | 03.09 – 07.09 | ||||||||||||||||
3 | 3 | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т | 1 | 03.09 – 07.09 | ||||||||||||||||
4 | 4 | Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т | 1 | 10.09 – 14.09 | ||||||||||||||||
5 | 5 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т | 1 | 10.09 – 14.09 | ||||||||||||||||
6 | 6 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения). | 1 | 10.09 – 14.09 | ||||||||||||||||
7 | 7 | Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т | 1 | 17.09 – 21.09 | ||||||||||||||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы 17 | 17(ч.) | |||||||||||||||||||
8 | 8 | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». Т | 1 | 17.09 – 21.09 | ||||||||||||||||
9 | 9 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т | 1 | 17.09 – 21.09 | ||||||||||||||||
10 | 10 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т | 1 | 24.09 – 28.09 | ||||||||||||||||
11 | 11 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т | 1 | 24.09 – 28.09 | ||||||||||||||||
12 | 12 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | 24.09 – 28.09 | ||||||||||||||||
13 | 13 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т | 1 | 01.10 – 05.10 | ||||||||||||||||
14 | 14 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.. Проверочная работа № 2. Т | 1 | 01.10 – 05.10 | ||||||||||||||||
15 | 15 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | 1 | 01.10 – 05.10 | ||||||||||||||||
16 | 16 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1) | 1 | 08.10 – 12.10 | ||||||||||||||||
17 | 17 | Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3) | 1 | 08.10 – 12.10 | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рас- сказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитан- ному, к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | |||||||||||||||
18 | 18 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т | 1 | 08.10 – 12.10 | ||||||||||||||||
19 | 19 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т | 1 | 15.10 – 19.10 | ||||||||||||||||
20 | 20 | Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т | 1 | 15.10 – 19.10 | ||||||||||||||||
21 | 21 | Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 1 | 15.10 – 19.10 | ||||||||||||||||
22 | 22 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. Т | 1 | 22.10 – 26.10 | ||||||||||||||||
23 | 23 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | 22.10 – 26.10 | ||||||||||||||||
24 | 24 | Р/Р Сочинение. Т | 1 | 22.10 – 26.10 | ||||||||||||||||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... | 30(ч.) | |||||||||||||||||||
25 | 25 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). Т | 1 | 29.10 – 02.11 | ||||||||||||||||
26 | 26 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т | 1 | 29.10 – 02.11 | ||||||||||||||||
27 | 27 | Обобщение. Басни И.А. Крылова. | 1 | 29.10 – 02.11 | ||||||||||||||||
2 четверть (21 час) | ||||||||||||||||||||
28 | 1 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 | 12.11 – 16.11 | ||||||||||||||||
29 – 30 | 2 – 3 | А. Погорельский «Чёрная курица...». 1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Т 2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5). Главный герой сказки (ч. 6). Т | 2 | 12.11 – 16.11 | ||||||||||||||||
31 | 4 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | 19.11 – 23.11 | ||||||||||||||||
32 - 35 | 5 – 8 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Т 1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3). 2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6). 3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9). 4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). В чём главный смысл сказки? (Финал). | 4 | 19.11 – 23.11 26.11 – 30.11 | ||||||||||||||||
36 | 9 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 1 | 03.12 – 07.12 | ||||||||||||||||
37 | 10 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т Обобщение. Литературные сказки. Т | 1 | 03.12 – 07.12 | ||||||||||||||||
38 | 11 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). Т Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т | 1 | 03.12 – 07.12 | ||||||||||||||||
39 | 12 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). Обобщение. Проверочная работа № 4. Т | 1 | 10.12 – 14.12 | ||||||||||||||||
40 | 13 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века». | 1 | 10.12 – 14.12 | ||||||||||||||||
41 | 14 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | 1 | 10.12 – 14.12 | ||||||||||||||||
42 | 15 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т | 1 | 17.12 – 21.12 | ||||||||||||||||
43 | 16 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 1. Картины русской природы в стихотворении. Т 2. Дедушка Мазай – добрый охотник. | 1 | 17.12 – 21.12 | ||||||||||||||||
44 | 17 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | 17.12 – 21.12 | ||||||||||||||||
45 | 18 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т | 1 | 24.12 – 28.12 | ||||||||||||||||
46 | 19 | Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т | 1 | 24.12 – 28.12 | ||||||||||||||||
47 - 48 | 20 - 21 | Резервные уроки | 2 | |||||||||||||||||
3 четверть (30 часов) | ||||||||||||||||||||
49 | 1 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т | 1 | 10.01 – 11.01 | ||||||||||||||||
50 | 2 | Первое знакомство с Родиной К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». Т | 1 | 10.01 – 11.01 | ||||||||||||||||
51 | 3 | Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т | 1 | 14.01 – 18.01 | ||||||||||||||||
52 | 4 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т | 1 | 14.01 – 18.01 | ||||||||||||||||
53 | 5 | А.И. Куприн «Слон». Т 1. Непонятная болезнь (ч. 1–3). 2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).«Я уже совсем здорова!» (ч. 6). | 1 | 14.01 – 18.01 | ||||||||||||||||
54 | 6 | Обобщение. Проверочная работа № 5. Т Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 1 | 21.01 – 25.01 | ||||||||||||||||
Часть 2 (51ч.) | ||||||||||||||||||||
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | 51(ч.) | |||||||||||||||||||
55 | 7 | Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | 1 | 21.01 – 25.01 | ||||||||||||||||
56 – 58 | 8 – 10 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» 1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т 2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). Т 3. Образ Лены Икониной. Обобщение. | 3 | 21.01 – 25.01 28.01 – 01.02 | ||||||||||||||||
59 | 11 | Внеклассное чтение. Мир детства. | 1 | 28.01 – 01.02 | ||||||||||||||||
60 | 12 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | 1 | 04.02 – 08.02 | ||||||||||||||||
61 | 13 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т | 1 | 04.02 – 08.02 | ||||||||||||||||
62 | 14 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). | 1 | 04.02 – 08.02 | ||||||||||||||||
63 | 15 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т | 1 | 11.02 – 15.02 | ||||||||||||||||
64 | 16 | Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | 1 | 11.02 – 15.02 | ||||||||||||||||
65 | 17 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | 11.02 – 15.02 | ||||||||||||||||
66 | 18 | Путешествие 10. Вокруг Маршака. | 1 | 18.02 – 22.02 | ||||||||||||||||
67 | 19 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | 18.02 – 22.02 | ||||||||||||||||
68 – 70 | 20 – 22 | Е. Шварц «Два брата». Т 1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). 2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). 3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 3 | 18.02 – 22.02 25.02 – 01.03 | ||||||||||||||||
71 | 23 | Превращение Пиноккио в Буратино Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему». | 1 | 25.02 – 01.03 | ||||||||||||||||
72 | 24 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т | 1 | 04.03 – 08.03 | ||||||||||||||||
73 | 25 | Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т | 1 | 04.03 – 08.03 | ||||||||||||||||
74 | 26 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т | 1 | 04.03 – 08.03 | ||||||||||||||||
75 | 27 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | 1 | 11.03 – 15.03 | ||||||||||||||||
76 | 28 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | 11.03 – 15.03 | ||||||||||||||||
77 | 29 | Обобщение. Проверочная работа № 6. | 1 | 11.03 – 15.03 | ||||||||||||||||
78 | 30 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках- иллюстраторах). | 1 | 18.03 – 25.03 | ||||||||||||||||
4 четверть (27 часов) | ||||||||||||||||||||
79 – 80 | 1 – 2 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т | 2 | 01.04 – 05.04 | ||||||||||||||||
81 – 83 | 3 – 5 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т 1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2). 2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4). 3. «Простые высокие истины» (обобщение). | 3 | 01.04 – 05.04 08.04 – 12.04 | ||||||||||||||||
84 | 6 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т | 1 | 08.04 – 12.04 | ||||||||||||||||
85 | 7 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | 1 | 15.04 – 19.04 | ||||||||||||||||
86 – 88 | 8 – 10 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). 2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). 3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). | 3 | 15.04 – 19.04 22.04 – 26.04 | ||||||||||||||||
89 | 11 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). | 1 | 22.04 – 26.04 | ||||||||||||||||
90 | 12 | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | 1 | 29.04 – 03.05 | ||||||||||||||||
91 | 13 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. | 1 | 29.04 – 03.05 | ||||||||||||||||
92 | 14 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | 29.04 – 03.05 | ||||||||||||||||
93 | 15 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». | 1 | 06.05 -10.05 | ||||||||||||||||
94 | 16 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | 06.05 -10.05 | ||||||||||||||||
95 | 17 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 | 06.05 -10.05 | ||||||||||||||||
96 | 18 | Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т Стихи Н. Матвеевой. | 1 | 13.05 – 17.05 | ||||||||||||||||
97 | 19 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | 13.05 – 17.05 | ||||||||||||||||
98 | 20 | Практикум «Учусь читать лирический текст». Т | 1 | 13.05 – 17.05 | ||||||||||||||||
99 | 21 | Обобщение. Проверочная работа № 7. Т | 1 | 20.05 – 24.05 | ||||||||||||||||
100 - 101 | 22 – 23 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок»
| 2 | 20.05 – 24.05 | ||||||||||||||||
102 | 24 | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т | 1 | 20.05 – 24.05 | ||||||||||||||||
103 | 25 | Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). | 1 | 27.05 – 31.05 | ||||||||||||||||
104 | 26 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т | 1 | 27.05 – 31.05 | ||||||||||||||||
105 | 27 | Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать». | 1 | 27.05 – 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (3 класс)...