Творческие задания по литературному чтению и окружающему миру "Учимся составлять рассказ"
материал по чтению по теме

Составление логических  рассказов загадок о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskiy_rasskaz.doc712.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логический рассказ-загадка .

Cказка Г. Скребицкого «Всяк по-своему»

Дети слушают чтение и отвечают на вопрос: «С кем разговаривал заяц?» Учащиеся должны оживить свои представления, вспомнить, какие животные таким образом готовятся к зиме, каким животным несвойственно такое поведение.

«Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это …….?.... хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

– Здравствуй, косой, — ответил …? …

– Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

– А зачем ты ее выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

– К зиме нору чищу, чтобы просторнее была. Вычищу, потом мох, опавшую листву туда натаскаю — устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полеживай...

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки.

– Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

– Да вот тружусь, — подгрызая осинку, не спеша отвечал …? …. — Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом замазаны, внутри у меня тепло, уютно...»

                     Бобр                                                            Барсук                     

     

Составление логических загадок о природе.

Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

                       

Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).

                       

Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).

                       

Составление логических загадок о природе

Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды сорвешь, руку больно обдерешь (крыжовник).

                         

На болоте росла, очень кислая была (клюква).

                         

Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).

                         

Составление логических загадок о природе

На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).

                           

Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).

                             

Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).

                             

Виталий Бианки «Чей нос лучше?»

Задание  прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и написать сочинение на тему «Прав ли писатель?».

Мухолов-Тонконос сидел  на  ветке и  смотрел по  сторонам.  Как  только

полетит мимо муха или бабочка,  он  сейчас же  погонится за  ней,  поймает и

проглотит.  Потом опять сидит на ветке и  опять ждет,  высматривает.  Увидал

поблизости Дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.

     - Очень уж  мне утомительно,  -  говорит,  -  пропитание себе добывать.

Целый  день  трудишься-трудишься,  ни  отдыха ни  покоя  не  знаешь,  а  все

впроголодь живешь.  Сам  подумай:  сколько мошек надо  поймать,  чтобы сытым

быть. А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

     - Да, твой нос никуда не годится, - сказал Дубонос. - То ли дело мой! Я

им вишневую косточку,  как скорлупу,  раскусываю.  Сидишь на месте и  клюешь

ягоды. Вот бы тебе такой нос.

     Услыхал его Клест-Крестонос и говорит:

     - У тебя,  Дубонос,  совсем простой нос, как у Воробья, только потолще.

Вот посмотри,  какой у  меня замысловатый нос!  Я  им круглый год семечки из

шишек вылущиваю. Вот так.

     Клест ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

     - Верно, - сказал Мухолов, - твой нос хитрей устроен!

     - Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота Бекас-Долгонос.

- Хороший нос  должен  быть  прямой  и  длинный,  чтоб  им  козявок из  тины

доставать удобно было. Поглядите на мой!

     Посмотрели птицы  вниз,  а  там  из  камыша  торчит  нос  длинный,  как

карандаш, и тонкий, как спичка.

     - Ах, - сказал Мухолов, - вот бы мне такой нос!

     - Постой!  -  запищали в  один  голос  два  брата-кулика  -  Шилонос  и

Кроншнеп-Серпонос. - Ты еще наших носов не видал!

     Поглядел Мухолов и  увидал перед  собой  два  замечательных носа:  один

смотрит вверх, другой - вниз, и оба тонкие, как иголка.

     - Мой нос для того вверх смотрит,  -  сказал Шилонос,  - чтоб им в воде

всякую мелкую живность поддевать.

     - А мой нос для того вниз смотрит,  -  сказал Кроншнеп-Серпонос, - чтоб

им червяков да букашек из травы таскать.

     - Ну, - сказал Мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь!

     - Да  ты,  видно,  настоящих носов  и  не  видал!  -  крякнул  из  лужи

Широконос. - Смотри, какие настоящие-то носы бывают: во-о!

     Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос:

     "Ну и лопата!"

     - Зато им воду щелокчить-то как удобно!  - досадливо сказал Широконос и

поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.

     - Обратите  внимание  на  мой  носик!  -  прошептал с  дерева  скромный

серенький Козодой-Сетконос.  -  У  меня он  крохотный,  однако служит мне  и

сеткой,  и глоткой.  Мошкара,  комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку

мою попадают, когда я ночью над землей летаю.

     - Это как же так?  -  удивился Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он

ловит их сразу сотнями!

     - А вот как!  -  сказал Козодой-Сетконос да как разинет зев - все птицы

так и шарахнулись от него.

     - Вот счастливец!  -  сказал Мухолов.  -  Я по одной мошке хватаю, а он

ловит их сразу сотнями!

     - Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадешь!

     - Эй вы,  мелюзга!  -  крикнул им Пеликан-Мешконос с озера.  -  Поймали

мошку -  и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот

рыбку поймаю - и в мешок себе отложу, опять поймаю - и опять отложу.

     Поднял толстый Пеликан свой нос,  а  под  носом у  него мешок,  набитый

рыбой.

     - Вот так нос, - воскликнул Мухолов, - целая кладовая! Удобней уж никак

не выдумаешь!

     - Ты,  должно быть,  моего носа еще не видал,  -  сказал Дятел.  -  Вот

полюбуйся!

     - А что ж на него любоваться?  -  спросил Мухолов. - Самый обыкновенный

нос:  прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе

на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

     - Нельзя же все только об еде думать,  -  сказал Дятел-Долбонос. - Нам,

лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничных и столярных

работ.  Мы  им  не  только корм себе добываем,  но и  дерево долбим:  жилище

устраиваем, и для себя, и для других птиц. Вот у меня какое долото!

     - Чудеса!  - сказал Мухолов. - Столько носов видел я нынче, а решить не

могу,  какой из них лучше. Вот что, братцы, становитесь вы рядом. Я посмотрю

на вас и выберу самый лучший нос.

     Выстроились перед  Мухоловом-Тонконосом Дубонос,  Крестонос,  Долгонос,

Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

     Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унес себе на обед.

     А остальные птицы с перепугу разлетелись.

Письмо зеленому другу»

Ученик вводится в следующую ситуацию:

«Представь, что где-то'в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...»

Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»

Работа может быть проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунками, заполняется адрес.

                             

Проект "Экологическая профессия"

Цель проекта - дать волю" фантазии детей и потренировать их в оценке разного рода воздействия человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях.

 

Первый этап проекта - узнать о профессиях, которые можно считать экологическими. К их числу можно отнести работников лесных хозяйств, заповедников, зоопарков, сотрудников экологических служб, зеленстроя (врач, водитель, космонавт, дворник, садовник, лаборант, и др.). Дети собирают материал о людях этих профессий, проводятся встречи с ними.

Вторым этапом проекта является защита профессии. Группы ребят доказывают, что предложенная ими профессия считается экологической: для подтверждения рассказывают о людях этой профессии, приводят факты, демонстрируют рисунки, плакаты, фотографии, разыгрывают сюжеты.

Ребята других групп, которые в это время являются слушателями, должны задавать вопросы и приводить примеры, ставящие под сомнение утверждение ребят об экологической значимости той или иной профессии.

                     

                               Проект «Жалобная книга» природы.

Цель проекта - записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на территории Саратовской области.

Первый этап проекта - экскурсия с целью наблюдения за состоянием окружающей среды (животные, растения), изучение дополнительной научной литературы.

Второй этап проекта - рассказ - описание жалобы, который ведется от имени животного или растения. Обсуждение поступивших жалоб и ответ на них.

Третий этап - оформление материалов, создание книги, куда помещаются творческие выступления и рисунки детей.

Это длительный проект, который по мере прохождения тем, дополняется.

Разновидностью этого проекта может быть длительная игра «Лесные детективы».

Чрезвычайными происшествиями, на которые откликнутся лесные детективы, являются любые изменения в природе ( срубили деревья, сорвали много цветов на любимой полянке, засорили- родник).

                     

Проект  «Птичья столовая».

Цель проекта - создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы и дома.

Первый этап проекта - изучение литературы по изготовлению кормушек для птиц, обмен опытом, накопление корма.

Второй этап проекта - выставка изготовленных кормушек.

Третий этап проекта - торжественное открытие «столовой». Организация дежурства, наблюдение за птицами.

На классных часах дети сообщают о том, как работают их домашние «столовые» для птиц.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Олимпиадные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру". 2-4 класс

В дидактическом материале «Олимпиадные задания. 2–4 классы»  представлены олимпиадные задания с ответами по  математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Цель предста...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Литературное чтение и окружающий мир в начальной школе: квантование текста и задания в тестовой форме.

Вариант квантованного текста с тестовым заданием. "Удивительный почтальон" (по Чарушину Е. И.  Рассказы о животных) и "Шимпанзе" (научно - популярный текст)...

Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".

Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

Творческие задания по литературному чтению.

Творческие задания по литературному чтению....