Методические рекомендации к уроку "Когда прочитаны былины"
статья по чтению (4 класс) по теме

Кожина Оксана Викторовна

Урок разрабатывался с учётом  новых требований ФГОС на основе программы "Планета знаний" по учебнику 4 класса, материал к уроку может использоваться на уроке внеклассного чтения по любой программе. Урок был проведён в 2011 году в 4 классе гимназии 184 города Нижнего Новгорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_prochitany_byliny_statya.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Кожина Оксана Викторовна

учитель высшей категории

 гимназии №184 г.Н.Новгорода .

Программа «Планета знаний»

Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс

Когда прочитаны былины…


    Нельзя не согласиться с тем, что важнейшим средством духовно-нравственного развития личности являются уроки литературного чтения, когда школьники получают возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями .

       В моделировании уроков в четвертом классе главное внимание уделялось творческому компоненту, то есть интегрированной совокупности способов, приёмов и средств активизации творческого потенциала ученика.

      Наблюдение над языком и содержанием литературного произведения, использование приёмов анализа и есть суть интегративности, которая помогает выявить среди ребят личностей с художественным типом мышления.

       Хочу поделиться опытом подготовки и проведения обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по теме «Былины», на котором дети сумели применить информационные, самообразовательные умения и навыки  и раскрыть свои способности. Надо сказать, что за годы учёбы многие проявили таланты художника, докладчика, сценариста, рассказчика.

      Выбор темы «Когда прочитаны былины…» не случаен: необходимо было сформировать на основе народного искусства эстетический идеал.

Урок подводит итог работы над текстами, помещёнными в учебнике ( «Илья Муромец и Соловей Разбойник», сказ «На заставе  богатырской», стихотворение Асеева «Илья», стихотворение А.Толстого «Илья Муромец») и  самостоятельно прочитанными:  «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Добрыня Никитич и Алёша Попович».

    Учащимся было предложено несколько способов самореализации с учётом личных качеств и способностей каждого ребёнка: участие в ролевой игре, словесное рисование, исследовательские задания по текстам былин, поиск информации в интернете.

       Для усиления эмоционального воздействия была использована выставка картин В. Васнецова: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Бой скифов со славянами».

 Звучит фрагмент «Богатырской»  симфонии Бородина и компьютерная презентация вводит ребят в мир старины, где ржут кони и звенят мечи. Так был создан своеобразный пролог урока.

       Урок начался с ролевой игры. Муза истории Клио поведала о страданиях Руси во времена татаро-монгольского ига, когда Завоеватель с Востока провозгласил: «…Я хочу всюду водворить тишину кладбища, снести города, чтобы всюду расстилались зелёные степи, где пасутся сытые кони, стоят монгольские кочевья».

 Русская земля стонала в крови и муках, звала защитников.

       Выходят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович (одежда стилизована). Звучит рассказ каждого от первого лица:

- Я, Илья Муромец, простой крестьянин.33года на печи лежал-недужил. Исцелили меня калики перехожие, наделили силушкой недюжинной…

- Зовут меня Добрыня Никитич. Родом я из Рязани. На ратные дела подвигла меня матушка…

- Единый я сын попа Левонтия, и зовусь Алёшей Поповичем. Знаю, что врага можно брать не токмо силою, но и хитростью…

В диалоговой форме идёт общение «богатырей» с ребятами. Что толкнуло героя на подвиги? Как их совершали? Как были вооружены?

     Имитационная модель помогла перенестись из настоящего в прошлое, как бы перейти пространственно-временное поле. Помогли этому рисунки и поделки. К уроку художники приготовили изображение старинного оружия: колчан, стрелы, копьё, меч, изготовили шлем и щит. Надо было не только продемонстрировать, но и презентовать своё изделие или рисунок.

     Всегда приветствую самопрезентацию, когда художник рассказывает, что изображено, почему это его привлекло, как он видит этот предмет.

     Одним из этапов урока была работа с текстом. Понять былинный текст непросто. Работа с ним велась на предыдущих уроках. Ученики обращались

к толковому словарю Даля, к интернету. Узнали не только толкование слов, но и почерпнули много исторических сведений: когда стали записываться былины, кто был первым публикатором, кто явился прототипом героя.

     Большой интерес вызвала работа над языком. Язык былин один из исследователей назвал «узорчатой парчой», он складен, ритмичен, напевен.

Юные исследователи познакомили со своей работой над языком.

     В качестве домашнего задания были даны карточки-информаторы, оформленные как книжка-шлем. Необходимо было, обратившись к тексту, ответить на вопросы: как былина рисует силу богатырей и вражью силу, какой приём использует автор в оценке героев, для чего использованы красочные прилагательные, как изображены подвиги Ильи, Алёши и Добрыни, для чего используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

На мультимедийном экране высвечиваются слова-термины: гипербола,  эпитеты, постоянные эпитеты, повторы, зачин, концовка. Ученикам известно их значение (они изучались на предыдущих уроках).

Даётся задание для работы в парах - применить полученные знания (можно  индивидуально) Распечатка отрывков из былин есть у каждой пары.

  1. Где зачин былины? Выдели его цветным фломастером.

А тут той старинке и славу поют,

А по тыих мест старинка и покончилась.

Как Владимир-князь да стольно-киевский

Порагневался на старого казака Илью Муромца,

Засадил его во погреб во холодныя

Да на три года поры - времени.

  1. Найди повторы и подчерни их.

Говорит Илья да таковы слова:

-Ай, не сяду с тобой да за единый стол,

И не буду есть твоих явствушек сахарных,

И не буду пить твоих питьецев медвяных,

И не буду носить твоей одежды драгоценной,

И не буду служить тебе, собаке царю Калину.

  1. Найди постоянные эпитеты. Подчеркни их.

А тут старый казак да Илья Муромец

Опустился он да на добра коня,

Брал свой тугой лук разрывчатый в белы рученьки,

Натянул тетивочку шелковеньку.

Наложил он стрелочку калёную,

И спускал ту стрелочку во бел шатёр.

В этом же отрывке выдели уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  1. Найди гиперболу (преувеличение) Подчеркни.

Схватил-то Добрынюшка татарина да за ноги,

Пошёл он тут татарином помахивать,

В сторону идёт - так валит улицу.

А сделает поворот - так переулочек,

А силушки в тёмной орде мало становится.

  1. Найди эпитеты, обведи в овал.

Говорили мужички ему черниговские

- Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский.

  1. Вставь нужное.

И садился тут Илья на ___________ коня.

Брал с собой доспехи _________________

Во-первых, брал палицу ______________

Во-вторых,___________ брал долгомерное.

  1. Уберите лишнее:

Копьё, меч, ружьё, посох, щит, булава, палица, кольчуга, лук, стрелы, колчан, арбалет, шлем, рогатина – это ______________________.

  1. Оцените себя _____________________________________________.

Дети поднимают руки «домиком» - сигнал выполнения задания. Выступают парой. Их не только оценивают, но и дополняют и по необходимости исправляют. Седьмое  задание требует доказательств и может быть выполнено по нескольким параметрам выбора: только оружие, всё вооружение русского воина; слова, подходящие к той исторической эпохе (тогда лишним будет только ружьё) Интересно выслушать разные мнения.

Очевидно, что успех ученика определяется подготовкой на предыдущих уроках. Не выступившие на уроке сдают тексты с пометками учителю. Итог работы – 5 работ с оценкой «4» и 18 – с оценкой «5». Налицо успешное овладение языковым анализом.

          Большое значение придаю монологической речи, оформлению её в высказывание небольшого объёма. Здесь проявляется индивидуальность ученика. Конечно, не сразу он может предстать в роли творца, первооткрывателя, фантазёра.

В заключительной беседе «Чему научили тебя былины?» были даны интересные и исчерпывающие ответы, которые обнаружили понимание эстетических и нравственных ценностей былин.

Полина С.

- Былины  учат уважительному отношению к родному языку, потому что он красочный, богатый. Сколько новых незнакомых слов узнали из былин! В былинах есть и грубые слова в обращении к врагам, а у нас в жизни грубые слова употребляются в простом разговоре между людьми…

Андрей М.

- Богатыри – собирательный образ, идеал, к которому надо стремиться. Былины учат мужеству, упорству, силе духа, братству. Я горжусь, что я русский. Нельзя забывать свои корни. Богатырями я бы назвал Александра Невского, Ивана Сусанина, Юрия Гагарина.

     На мой взгляд, главным в этом уроке была ориентированность на добро, пробуждение веры в Россию, свой народ, воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, формирование патриотизма. Помогла в этом целостность предметного ансамбля (литература, русский язык, история, изобразительное искусство, музыка); в результате дети получили эстетическое наслаждение.

     Образовательная цель урока - расширение круга знаний, закрепление навыков в работе с текстом -  была реализована.

Приложение.


Учащимся в качестве творческого домашнего задания предложено написать былину. Можно работать вместе с товарищем, можно привлечь к созданию былины членов семьи. Выбор темы свободный.

Вот один образец коллективного семейного творчества.

Былина об Алёше Пешкове (Максим Горький)

Семья Ивановых.

Как во Нижнем граде да во Новгороде,

На высоком берегу да по над Волгою,

Под  тесовой крышею дом стоит,

Стоит дом простой да с палисадничком.

Словно вырвавшись из-под домика,

Там победно растёт да ветвистый клён,

А в том домике да с палисадничком

Живёт недружная семья дедова.

В той семье и рос свет – Алёшенька,

Он Варварьин сын  да Васильев внук.

Подрастал Лексей да Максимович

Много что видал и был бит не раз.

А печаль – нужда надвигалася.

Чёрной тучею, страшной птицею.

И тогда Лексей, он подросток был,

Всё познал – и нужду, и лишения.

И когда Лексей стал растеть - матереть,

Запасаться познаньями великими.

Захотел он сложить песнь суровую,

Про народную жизнь невесёлую.

Воспевать он стал жизнь рабочую,

Беспросветную жизнь, безысходную.

Про работных людей, фабричныих,

Голодать да работать привычныих.

Полюбил народ своего певца,

Своего певца – буревестника.

До сих пор о нём слава добрая,

Слава добрая, молва чудная.

И стоит певец во гранит одет.

Посередь свово града Нижнего

На высоком берегу

Да по над Волгою.

Список использованной литературы.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Библиотека русского фольклора. «Богатырский эпос русского народа». Москва. 1998 г.
  3. В. Ян «Чингиз - хан».
  4. Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс. Москва. Астрель. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации к программе наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация и рекомендации)

Предпосылкой создания концепции программы стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистан...