Проект на тему «Стихи и сказки К.И.Чуковского».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
В работе представлено использование метода проектов в работе с детьми с ЗПР, так как данный метод дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности школьникам с разным уровнем подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu.doc | 45.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 34 КБ |
prilozhenie_2.doc | 21 КБ |
prilozhenie_3.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Стихи и сказки К.И.Чуковского».
Автор проекта М.В.Капцова, учитель начальных классов ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида г. Вязники»
Краткое содержание проекта.
В 2011-2012 учебном году методическое объединение учителей начальных классов приняло решение: каждому учителю провести открытый урок по любому предмету с использованием современных педагогических технологий.
Проводимая диагностика на выявление познавательно-интеллектуальных предпочтений школьников в информационном пространстве школы «Составь расписание» (авторы Г.А.Карпова, Т.П.Артемьева) показала, что уроки литературного и внеклассного чтения не являются приоритетными у ребят моего класса.
Я решила провести урок внеклассного чтения, чтобы через различные методы и формы работы прививать детям любовь к чтению и интерес к книге.
Начало проекта:1 марта 2012г.
Окончание проекта: 17 апреля 2012г.
Продолжительность: 1,5 месяца.
Направление проекта: познавательный.
Участники проекта: учитель, учащиеся 3 класса ГКСОУ ВО «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида г. Вязники»
Описание проекта.
Проблема.
Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.
Основная цель уроков литературного и внеклассного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем; приобщить детей к чтению, воспитать интерес к приобретению знаний из дополнительных источников; обогатить читательский опыт.
В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, нарушение локальных навыков обучения, эмоциональная неустойчивость.
Большинство учащихся моего класса - дети из неблагополучных семей, в которых наблюдается отсутствие должных мер воспитания и развития. Многие до поступления в школу не посещали детские дошкольные учреждения. Уровень подготовленности к обучению у этих ребят очень низкий. Учащиеся не знали даже русских народных сказок. Чтобы восполнить пробел в литературном образовании, развить интерес у учеников к чтению, стимулировать самостоятельное чтение я решила использовать проектную деятельность.
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.
Предложив детям несколько тем, согласно тематическому планированию, мы решили подробно изучить биографию и творчество Корнея Ивановича Чуковского.
Цель и задачи проекта.
Цель: формирование положительной мотивации к урокам чтения и интереса к приобретению знаний из дополнительных источников (книг).
Задачи:
- Изучить биографию и произведения К.И.Чуковского;
- Учить самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
- Учить публично выступать и представлять свой творческий продукт;
- Развивать познавательный интерес и активность;
- Прививать любовь к чтению и книге.
Самостоятельная деятельность учащихся: работа со словарями, с источниками литературы; чтение произведений Чуковского; раскрашивание рисунков к сказкам; разучивание ролей для инсценирования.
Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.
Ожидаемые результаты:
- создание книжек-самоделок;
- подготовка и проведение открытого урока по внеклассному чтению;
- развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
Деятельность в рамках проекта.
Подготовительный этап.
- Выбор темы урока.
- Разработка плана самостоятельной работы учащихся по теме.
- Мозговой штурм: выбор видов работы на открытом уроке.
Итоги подготовительного этапа.
- Выбрана тема урока «Стихи и сказки К.И.Чуковского»
- Составлен план самостоятельной работы:
А) взять в библиотеке книги о писателе и его произведения;
Б) изучить биографию и произведения К.И.Чуковского;
3. В сценарий открытого урока включить:
- Обсуждение биографии;
- Создание книжки- самоделки;
- Инсценирование сказки «Телефон»;
- Викторину по сказкам К.И.Чуковского;
- Индивидуальный тест;
- Релаксацию (2 физминутки-презентации: танцевальная и для глаз, «Облако настроения»).
Организационно-деятельный этап.
- Изучение биографии и произведений К.И.Чуковского;
- Прослушивание аудиозаписей произведений в исполнении автора;
- Просмотр презентации к сказке «Телефон»;
- Распределение и разучивание ролей для инсценирования;
- Выбор сказок для создания книг-самоделок;
- Раскрашивание картинок к сказкам;
- Проведение открытого урока внеклассного чтения (Конспект урока см.Приложение №1).
Результативность деятельности.
- Весь класс включился в творческую деятельность по подготовке открытого урока;
- Вызван интерес у учащихся к личности и творчеству
К. И.Чуковского;
- Созданы книжки-самоделки;
- Урок внеклассного чтения прошел с успехом.
Список использованной литературы.
Кутявина С.В. «Поурочные разработки по внеклассному чтению 3 класс» - М: Вако,2009.
Лукьянова И. «Корней Чуковский» серия «Жизнь замечательных людей»
Попова И.Н., Соколинская Г.К. «Социальное проектирование: педагогический практикум» - Владимир, 2011г.
Сухаревская Е. «Проекты и исследования», газета «Начальная школа» №5, 2008г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Стихи и сказки К.И.Чуковского.
Конспект урока по внеклассному чтению, проводимый в 3 классе ГКСОУ ВО «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VII вида г.Вязники».
Цели: 1. продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.И.Чуковского, прививать любовь к его произведениям;
2. развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»;
3. воспитывать чувство сопереживания, работая в группе;
4. создать положительную атмосферу, которая бы вызвала интерес к писателю и его произведениям.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, экран, презентация «Экскурсия в Переделкино», выставка книг Чуковского, портрет писателя, две папки с файлами для создания книг –самоделок, рисунки учащихся и тексты сказок «Топтыгин и луна» и «Мойдодыр», таблички с названиями команд «Топтыжка» и «Мойдодыр», плакат «Чудо-дерево», два толковых словаря, «Облако настроения» и звёзды-настроения, две физкультминутки– презентации «Собачий вальс» и для глаз.
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Звенит звонок.
- Приглашаю ребят на урок. Проходите, садитесь по группам.
- Все заняли свои места? Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь. Вы одна команда, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Чтобы ваша команда успешно работала, вы должны выбрать командира. Это должен быть ученик которому вы доверяете, который вам окажет помощь и будет следить за работой команды. Посовещайтесь, выберите командира и повесьте ему повязку.
- За работу на уроке команда будет получать фишки. За нарушение дисциплины фишки будут отбираться. Готовы работать? Начинаем.
2. Введение в урок. Работа со словарями.
- Начать наш урок я хочу со слов американского писателя Ральфа Эмерсона «Способность видеть чудеса в обыкновенном - неизменный признак мудрости» (запись на доске)
- Какие замечательные слова. А что для каждого из вас обозначают слова «чудо, чудеса»?
- А мудрость?
- Давайте посмотрим, что об этом написано в толковых словарях.
Дети находят и зачитывают значение этих слов в словарях.
- А для меня эти слова характеризуют мудрого человека, который рассказывает о чудесах. Догадались кто это?
3. Работа по теме урока.
А) Биография писателя.
- Давайте вспомним биографию писателя.
- Когда и где родился К.И. Чуковский?
- Корней Чуковский – это его настоящее имя?
- Что вы знаете о его образовании?
- Что Корней Иванович печатал в газетах и журналах?
- Как стал писателем?
- Что ещё он изучал?
- Как он относился к детям?
Б) Презентация «Экскурсия в Переделкино».
- Последние годы своей жизни писатель жил и писал свои произведения в Подмосковье в посёлке Переделкино на даче. Я приглашаю вас на экскурсию в его дом.
Просмотр презентации.
- Что вам особенно запомнилось на даче Чуковского?
В) «Чудо- дерево».
- У Корнея Ивановича есть сказка «Чудо-дерево», читали? У нас на доске тоже выросло чудо-дерево с названиями его произведений. На обложках этих книг названия частично стёрлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия.
- Молодцы!
- Какие из этих книг вы принесли на урок? (Учащиеся кратко представляют принесённые ими книги).
-А сейчас давайте отдохнём.
Физкультминутка- презентация «Собачий вальс».
Г) «Создание» книжки-самоделки.
- Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги Чуковского издавались разными издательствами, в разных форматах, большими тиражами и всегда находили своих читателей. Сегодня мы с вами создадим свои книжки-самоделки. Вы подготовили рисунки, а я - тексты сказок. У вас на столах есть папка с файлами и с обложкой книги. Давайте, определим, какие задачи будут стоять перед каждой группой. (Задачи записаны на доске). Определите 1, 2, 3 задачу.
подобрать к рисункам текст;
. собрать книгу.
расположить рисунки по-порядку;
- Прочитаем задачи по порядку. Задачи ясны? Приступаем.
Дети собирают книги по группам.
Д) Чтение книг-самоделок.
-Давайте прочитаем свои книги по цепочке.
- Дайте ваши книги гостям. Пусть они посмотрят и оценят вашу работу. А мы проведем физминутку для глаз.
Физминутка – презентация для глаз.
Е) Викторина.
Время зря не теряй на вопросы викторины отвечай.
(смотри приложение №2.)
Ё) Тест.
Не все были активны на уроке. Мне бы хотелось узнать, насколько внимательно каждый из вас читал произведения К.И.Чуковского. Возьмите листочки с тестами (2 варианта), подпишите его и выполните задания.
(смотри приложение №3.)
Ж) Инсценирование сказки «Телефон».
- Мы очень долго готовились к этому уроку и приготовили вам сюрприз. Покажем?
Дети выходят к доске, надевают шапочки героев.
- Мы не великие таланты
-Но хотим от всей души
- Вас чуть-чуть развеселить
- А быть может удивить
- На спектакль пригласить
- И, конечно, попросить
- Не судите строго нас
Вместе: Ведь мы артисты - первый раз!
4. Подведение итогов.
- Наш урок заканчивается. Давайте посчитаем фишки, которые заработала каждая команда.
- Мы сегодня на уроке говорили о чудесах в произведениях К.И.Чуковского. Как вы думаете, какой самый важный итог нашего урока. Попробуйте рассказать о нём, используя начала фраз:
Мы вспомнили …
Нам удалось….
У нас получилась…
Мы узнали…
Нам было интересно…
- Мне бы хотелось узнать: какое настроение у вас сейчас? Возьмите на столах конвертики, выберите изображение своего настроения и украсьте им наше облако настроений.
-Спасибо за работу.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Викторина «Отвечай - не зевай»
1. Кто справился со страшным тараканищем? (воробей)
2. Воробышек замычал: «Му-у-у», медведь заревел: «Кукареку», а что сделали уточки? (заквакали) А свинки? (замяукали)
3. Кто спас муху-цокотуху? (комар)
4. Что у него было в руке? (маленький фонарик)
5. Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)
6. Кого тянули из болота? (бегемота)
7. Что просили по телефону зайчатки? (перчатки)
8. Куда убежали Таня и Ваня? (в Африку)
9. Кто их взял в плен? (бармалей)
10. Кто украл солнце? (крокодил)
11. А кто его освободил? (медведь)
12. Что принесла Мухе-цокотухе бабушка Пчела? (мёду)
13. Сражались паук и комар. Кто победил? (комар)
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Тест по сказкам К.И. Чуковского. Вариант 1.
- Соедини сказочное имя со сказочным героем.
Мойдодыр бабушка
Таракан крокодильчик
Федора Умывальник
Тотоша рыжий, усатый великан
- Соедини героя с предметом, который ему принадлежит.
Комар посуда
Медведи сабля
Федора велосипед
Фонарик
3. Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит съел таракана
воробей потушила море
Медведь вылечил зверей
Бабочка вернул солнце в небо
4. Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, и получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ____________________
МЙДДР ____________________
ЙБЛТ ____________________
КРКЛ ____________________
- Исправь ошибки в названиях произведений.
«Кармалей.», «Козауси и Мауси», «Крашеное солнце», «Кутаница»
Тест по сказкам К.И. Чуковского. Вариант 2.
- Соедини сказочное имя со сказочным героем.
Муха доктор
Каракула крокодильчик
Айболит цокотуха
Кокоша акула
2.Соедини героя с предметом, который ему принадлежит.
Крокодил самовар
Мойдодыр калоши
Муха-цокотуха медный таз
сапожки
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Крокодил помыла свою посуду
Комар зажгли море
Федора спас Муху-цокотуху
Лисички проглотил солнце
4. Вставь в зашифрованные слова гласные буквы, и получатся имена сказочных героев.
ЦКТХ ____________________
ФДР ____________________
ТРКНЩ ____________________
КРКДЛ ____________________
5.Исправь ошибки в названиях произведений.
«Мокдодыр.», «Муза-цокотуха», «Федорино море», «Худо-дерево
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Фантазия - театральный проект на тему стихов "Матушки Гусыни" и произведений К.Чуковского" 3 класс
Очень подробное описание детского спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен и стихов "Матушки Гусыни". Много музыки и песен, тацевальных миниа...
Игра – викторина по стихам и сказкам К. И. Чуковского.
Здесь вы встретите интересные вопросы и задания, которые можно предложить детям 1 класса как итоговое мероприятие, которым следует подвести своеобразный итог изучения творчества Корнея Ивановича Чуков...
Конспект по литературному чтению по теме: "Стихи К.И.Чуковского".
Тема: Стихи К. И. Чуковского.Цели : формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /, познакомить уч-ся с...
Проект на тему: "Сочиняем волшебную сказку"
Подготовил: Макаров АртемУченик 3 «В» классаМБОУ СОШ №3 Преподаватель: Ломакина Л.М....
Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».
Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К. И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...
Проект »Волшебный мир сказок». Музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского.
Обобщающий урок музыки....
Викторина "Стихи и сказки К,И,Чуковского
Викторина по сказкам Чуковского...