Литературное чтение-музыка.С.Дрожжин "Зимний день"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Интегрированный урок литературного чтения - музыки по системе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа ХХI века" по теме "С. Дрожжин "Зимний день".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_3_klass.docx | 20.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературное чтение – музыка
Тема: «Зимушка-зима»
С.Дрожжин «Зимний день»
Цели:
- продолжить знакомство с поэтическими произведениями о зиме на примере творчества С.Дрожжина; расширить круг чтения учащихся;
- познакомить с пословицами, поговорками, приметами, связанных с зимой; учить отгадывать загадки; развивать речь; чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
- расширить словарный запас; прививать любовь к природе и своей малой Родине.
Оборудование:
- портрет С. Дрожжина;
- репродукции картин: В.И.Суриков «Взятие снежного городка», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», Н.Д.Кузнецов «Иней», А.А.Пластов «Первый снег», Д.Я.Александров «Зимняя сказка», И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж», И.И.Шишкин «Иней»;
- рисунки учащихся по теме «Зимушка-зима»;
- пословицы, поговорки о зиме, зимних месяцах;
- диск с презентацией, проектор,компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Снежинки», «Три белых коня»;
- карточки для игры «Зимний наборщик».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Слова учителя:
- Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
- «Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.
- А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин «Встреча зимы», Суриков «Зима», Тютчев «Чародейкою зимою…», Фет «Чудная картина» и т.д.)
- А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Ещё в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок или о шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?». И ответил на него так: «Вещь эта мне ещё не открыта…». С той поры прошло без малого 4 века, но ученые так не могут отгадать эту загадку природы. (Звучит мелодия песни «Снежинки»).
- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).
- Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
- Вступительное слово об авторе, портрет;
- Чтение стихотворения учителем;
- Проверка первичного восприятия:
- Какую картину рисует поэт?
- Какое время суток изобразил поэт?
- Словарная работа: Задворье – задний двор, место позади двора. Божий храм – церковь.
- Самостоятельное чтение учащихся;
- Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
- Ответы на вопросы, беседа по содержанию.
- Как автор описывает наступление дня?
- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении. Выборочное чтение подходящих строк.
Физминутка.
- Работа в рабочей тетради. (Самостоятельно с последующей проверкой). Стр. 13, №1-5
- – Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и весёлых забав. Предлагаю игру «Зимний наборщик». Я показываю вам определённый набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.
АМЗИ ЗИМА
КИНСА САНКИ
ДОХОЛ ХОЛОД
ВНОКТЕСИ СНЕГОВИК
КАЁЛ ЁЛКА
РОМЗО МОРОЗ
КЕНЖОС СНЕЖОК
ЛОГОЛЁД ГОЛОЛЁД
- Что объединяет эти слова?
- Составьте рассказ с этими словами. ( заслушать варианты ответов детей, составить связный рассказ по теме «Зима», образцовый рассказ одного из учеников)
- – Молодцы, хорошо справились с заданием!
- А сколько придумано загадок о зиме. ( чтение загадок по слайдам)
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ногам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Поработать над текстом загадок, найти сравнения, олицетворения, эпитеты.
- Эти месяцы сравнивают в песне с 3 белыми конями. Давайте с вами вспомним песню. (Поют песню).
- Но зима - не только игры, забавы, весёлый Новый год и школьные каникулы.
Зама – это урожай будущего года, время забот для тысяч людей, отвечающих за тепло в домах, чистоту на дорогах.
- А ещё были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: «Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт». Крепкие морозы 1941-42 г.г. встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление немецких войск. Зима 1941г. оказалась очень суровой. Глубина снега в 1941 г. достигала 1 м. Танки вязли в нём. А мороз достигал до -40 градусов! Наш климат отличается от климата Западной Европы. Немцы были легко одеты. Поддержка родной природы помогла отстоять город Волоколамск в декабре 1941г.! С тех пор прошло почти 70 лет. Мы живём в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима преподносит свои сюрпризы и подарки.
- –Предлагаю вам поиграть в «рифму» со словами «морозы- березы».
(заслушать ответы детей, предложить продолжить игру дома)
- Итог: - Что нового узнали на уроке?
- С творчеством какого поэта познакомились?
- Оценивание учащихся.
- Домашнее задание: стр.15, наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым
Урок был проведен с учащимися начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....
Литературно-музыкальная композиция к празднику "День матери"
Сценарий праздника ко Дню матери может быть полезен классным руководителям при проведении внеклассных мероприятий. Материал направлен на воспитание у учащихся уважительного отношения...
Литературно - музыкальная композиция "День Победы – самый главный день!"
Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "23 февраля- День защитника Отечества"
Сценарий литературно-музыкальной композиции « 23 февраля - День защитников Отечества» (Звучит музыка выходит ведущий) Ведущий. Есть день такой в календаре,Он красною отмечен датой,...
Клуб семейного чтения «Литературная планета» План-конспект мероприятия «День матери»
В современной школе актуальна проблема взаимодействия с родителями. Предлагаем вашему вниманию одну из форм решения данной проблемы-организацию Клуба семейного чтения....
Литературное чтение. С. Маршак "Хороший день". 1 класс
Технологическая карта. Литературное чтение в 1 классе. УМК "Школа России". Тема: С.Маршак «Хороший день».Цель: Познакомить учащихся с произведением С.Маршака «Хороший день...
Проверочная работа по литературному чтению. Рассказ Григория Скребицкого "День рождения"
Даннная проверочная работа составлена на основе содержания рассказа Г. Скребицкого "День рождения" и позволяет определять уровень осознанности и понимания текста....