Урок краеведения "Октябрина Воронова. Чахкли." (2 класс)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Урок призван познакомить учащихся с жизнью и творчеством саамской поэтессы О.Вороновой. Дети приобщаются к литературе коренных жителей Севера. Учатся видеть в окружающей действительности прекрасное и необычное. Урок играет важную роль в становлении гражданина, воспитании у  учащихся преданности своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kraevedeniya.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  краеведения во 2 классе

Тема:  Октябрина Воронова  «Чахкли».

Цели:  

  1. познакомить учащихся с творчеством саамской поэтессы Октябрины Вороновой;
  2. обучать правильному чтению стихов;
  3. развивать память, речь, мышление;
  4. воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к литературному творчеству местных поэтов.

Оборудование:  компьютер , мультимедиопроектор, презентация: « Жизнь и творчество саамской поэтессы Октябрины Вороновой»,  книги Вороновой «Чахкли» (для каждого ученика или одна на парту).

Ход   урока

l. Организационный момент

ll. Введение в тему урока

- Отгадайте о ком идёт речь?

«Крошечные создания с мешочками золота за спиной, которыми фантазия саамов населила леса, горы и ущелья Лапландии. Они - подземные жители» (1)

- Это чахкли – маленькие, голые люди, которые живут под землёй.

- Откуда вы знаете  о Чахкли? ( Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Октябрины  Вороновой, которая написала стихи для вас, напечатанные в сборнике «Чахкли»,  почитаем эти  стихи.

lll. Работа по теме урока.

  1. Сведения об О. В. Вороновой ( с показом слайдов презентации).

- Ребята, что вы знаете об  Октябрине  Вороновой?  ( Ответы учащихся)

Октябрина Воронова родилась 6 октября 1934 года в деревне Чальмны-Варрэ , что означает в переводе с саамского языка «глаза леса». Деревня находилась на реке Поной . /СЛАЙД 2/

Октябрина  происходит из старинного саамского рода Григория Матрехина и Михаила Распутина, ловозерского священника. /СЛАЙД 3/ 

Отец  Октябрины  Владимир Михайлович – был оленеводом , мать Клавдия Григорьевна – домохозяйка . В семье Матрёхиных росло  шестеро  детей. /СЛАЙД 4/

В  Чальмны-Варрэ дети получали только начальное образование, а чтобы продолжить обучение,  надо было ехать в Ловозеро.

Октябрина  Матрёхина, окончив школу в Ловозере, едет учиться в Ленинградский педагогический институт. Окончив институт по специальности учитель русского языка,  девушка устраивается работать библиотекарем в посёлке Ревда /СЛАЙДЫ 5 и 6/

С детства в ее жизнь вошли сказки, легенды, которые она со временем переложила в стихотворные строки.

Писала она о своём народе, о родной природе, о любви к своей Родине. /СЛАЙД 7/

В свет вышли её книги: «Снежница», «Вольная птица», «Ялла», «Чахкли», «Поле жизни», «Хочу остаться на земле»  /СЛАЙДЫ 8 и 9/

Октябрина  скромная, стеснительная женщина, глядя  на которую никогда бы  не подумал, что она поэтесса, явилась одной из основоположниц на Мурмане праздника Славянской письменности и  культуры в 1986 году  и саамского слова в 1989. Она и первая саамская поэтесса, принятая в Союз писателей СССР.  /СЛАЙД 10/

Октябрина умерла 16 июня 1990 года и была похоронена на кладбище в селе Ловозеро, куда каждый год приезжают поэты и писатели, приходят школьники, и просто люди отдать дань памяти первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой. / СЛАЙД 11/

И она осталась в памяти людей первой саамской по этессой, любимой и читаемой. Потому что стихи Октябрины Вороновой тревожат чуткие серд ца людей своей правдой, стремлением к вечным истинам любви и добра. Они горят внутренним огнем красоты, потому что ее стихи - живые!

В Ревде основан музей в 1994 году членом Союза писателей России Надеждой Павловной Большаковой. /СЛАЙД 12/


Идея создания музея принадлежит поэту - мурманчанину Виктору Тимофееву, а воплотилась в жизнь благодаря стараниям Надежды Павловны Большаковой. Музей носит имя Октябрины Вороновой - первой саамской поэтессы. /
СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16, 17 /

  1. Проверка понимания рассказа об  О. Вороновой.

- Что вы запомнили из моего рассказа  об Октябрине Владимировне Вороновой? ( Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему Октябрину Воронову называют первой саамской поэтессой? ( Ответы детей)

Она была первой саамской поэтессой, которая писала стихи на родном саамском языке.  Октябрина Воронова написала  для вас эту книжку                   ( показать книгу «Чахкли»).  А перевели её стихи на русский язык ленинградский  поэт Станислав Дорохов, мурманчане  Игорь Козлов и  Владимир Смирнов. Сейчас и почитаем эти стихи.

 / СЛАЙД 18/

  1. Чтение стихов из книги «Чахкли».
  1. « Мазэ»

- Прочитайте стихотворение «Мазэ»

Мазэ – в переводе с саамского языка  – почемучка.

- О ком это стихотворение?

- О чём она спрашивала?

( Выразительное чтение стихотворения в парах)

  1. Самостоятельное чтение стихотворения «Слова на букву «Ш»»

        - Какие слова назвали ученики на букву «Ш»?

lѴ. Физкульминутка

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих, 
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

Ѵ. Продолжение работы по теме

  1. Чтение стихотворения «Урок рисования»

- Прочитайте стихотворение.

- Соотнесите название и содержание стихотворения. Как они согласуются?

- Почему Толя не стал рисовать солнце?

- Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в парах.

  1. Работа со стихотворением «Чахкли»
  1. Подготовительная работа.

- А сейчас почитаем стихотворение «Чахли». Повторите, пожалуйста, кто такой чахкли?  Посмотрите. /СЛАЙД 19/

  1. Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте это стихотворение /СЛАЙД 20/.

  1. Словарная работа /СЛАЙД 21/

- В тексте есть слова и словосочетания. Прочитайте их с экрана, что они обозначают.

дебри тайги – место, заросшее непроходимым лесом

верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км.

пространство немое - безлюдное место  

  1. Чтение стихотворения учащимися ( сначала самостоятельно, затем вслух по четверостишью)
  2. Вопросы после прочтения.

- Что вы узнали из стихотворения и чахкли?

- Почему чахкли зимой не встретишь в лесу?

- Как по другому называют чахкли ? Как такие слова называются?

 ( синонимы) / СЛАЙД 22/

          - Какой по характеру чахкли у Октябрины Вороновой?

«… По саамской мифологии это крошечные создания с мешочками за спиной, живущие в горах. Их образ жизни такой же, как у саамов, но добра от них не жди. Любят они заманить человека и удушить где-нибудь в каменной расщелине. Впрочем, от них легко откупиться. Брось монетку, хоть копейку, и ты останешься жить. У Октябрины Вороновой Чахкли добрый малый:

Смешной в колпачке своем белом,

Он зла никому не творит...

Я думаю, Октябрина не потому создала образ гномика доброго, что не знала об этом. Она сделала его таким от большого сердца и доброты, от большой любви к детям. И маленький саамский человечек ожил, стал смешливым и наивным, как сами саамские ребятишки.» (2)

/СЛАЙД 23/

  1. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стих и покажите голосом доброго чахкли, каким видела его Октябрина Воронова.

  1. Чтение стихов по выбору. ( Если останется время )

- В книге есть ещё  стихи, прочитайте их самостоятельно.

- Какое стихотворение вам понравилось, почему? Прочитайте.

ѴІ  Итог урока

- Стихи какой поэтессы мы изучали на уроке?

- Что вы узнали об Октябрине Вороноваой?

Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Мне хочется закончить урок строками из  стихотворения

 Октябрины Вороновой « Хочу остаться на земле»

Хочу остаться на земле

Хотя бы искоркой в золе,

Хотя б в скупом рассвете дня,

Чтоб дети помнили меня.

Хоть малым лучиком во мгле –

Хочу

        остаться

                       на земле! / СЛАЙД 24/

Ѵ Домашнее задание.   Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  1. В. В. Чернолуский « В краю Летучего камня: записки этнографа.»  

М.: « Мысль» 1972 г. стр. 147

    (2) Журнал « Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29 статья  Н. П. Большаковой  « Первая саамская поэтесса».

 

Список использованной литературы.

  1. Журнал « Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29 статья  Н. П. Большаковой  « Первая саамская поэтесса».
  2. О. В. Воронова «Снежница» Мурманское книжное издательство 1986 г.
  3.  О. В.  Воронова «Чахкли» Мурманское книжное из – во 1989 г.
  4. О. В. Воронова «Чем ты притягиваешь родина…»  Отпечатано в МИПП «Север» 1999 г.
  5.  О. В. Воронова «Ялла» Мурманское книжное из – во 1996 г.
  6. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  7. В. В. Чернолуский « В краю Летучего камня: записки этнографа.»  

М.: « Мысль» 1972 г. стр. 147

Презентация  « Жизнь и творчество саамской поэтессы

Октябрины Вороновой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...