Урок краеведения "Октябрина Воронова. Чахкли." (2 класс)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок призван познакомить учащихся с жизнью и творчеством саамской поэтессы О.Вороновой. Дети приобщаются к литературе коренных жителей Севера. Учатся видеть в окружающей действительности прекрасное и необычное. Урок играет важную роль в становлении гражданина, воспитании у учащихся преданности своей малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kraevedeniya.rar | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок краеведения во 2 классе
Тема: Октябрина Воронова «Чахкли».
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством саамской поэтессы Октябрины Вороновой;
- обучать правильному чтению стихов;
- развивать память, речь, мышление;
- воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к литературному творчеству местных поэтов.
Оборудование: компьютер , мультимедиопроектор, презентация: « Жизнь и творчество саамской поэтессы Октябрины Вороновой», книги Вороновой «Чахкли» (для каждого ученика или одна на парту).
Ход урока
l. Организационный момент
ll. Введение в тему урока
- Отгадайте о ком идёт речь?
«Крошечные создания с мешочками золота за спиной, которыми фантазия саамов населила леса, горы и ущелья Лапландии. Они - подземные жители» (1)
- Это чахкли – маленькие, голые люди, которые живут под землёй.
- Откуда вы знаете о Чахкли? ( Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Октябрины Вороновой, которая написала стихи для вас, напечатанные в сборнике «Чахкли», почитаем эти стихи.
lll. Работа по теме урока.
- Сведения об О. В. Вороновой ( с показом слайдов презентации).
- Ребята, что вы знаете об Октябрине Вороновой? ( Ответы учащихся)
Октябрина Воронова родилась 6 октября 1934 года в деревне Чальмны-Варрэ , что означает в переводе с саамского языка «глаза леса». Деревня находилась на реке Поной . /СЛАЙД 2/
Октябрина происходит из старинного саамского рода Григория Матрехина и Михаила Распутина, ловозерского священника. /СЛАЙД 3/
Отец Октябрины Владимир Михайлович – был оленеводом , мать Клавдия Григорьевна – домохозяйка . В семье Матрёхиных росло шестеро детей. /СЛАЙД 4/
В Чальмны-Варрэ дети получали только начальное образование, а чтобы продолжить обучение, надо было ехать в Ловозеро.
Октябрина Матрёхина, окончив школу в Ловозере, едет учиться в Ленинградский педагогический институт. Окончив институт по специальности учитель русского языка, девушка устраивается работать библиотекарем в посёлке Ревда /СЛАЙДЫ 5 и 6/
С детства в ее жизнь вошли сказки, легенды, которые она со временем переложила в стихотворные строки.
Писала она о своём народе, о родной природе, о любви к своей Родине. /СЛАЙД 7/
В свет вышли её книги: «Снежница», «Вольная птица», «Ялла», «Чахкли», «Поле жизни», «Хочу остаться на земле» /СЛАЙДЫ 8 и 9/
Октябрина скромная, стеснительная женщина, глядя на которую никогда бы не подумал, что она поэтесса, явилась одной из основоположниц на Мурмане праздника Славянской письменности и культуры в 1986 году и саамского слова в 1989. Она и первая саамская поэтесса, принятая в Союз писателей СССР. /СЛАЙД 10/
Октябрина умерла 16 июня 1990 года и была похоронена на кладбище в селе Ловозеро, куда каждый год приезжают поэты и писатели, приходят школьники, и просто люди отдать дань памяти первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой. / СЛАЙД 11/
И она осталась в памяти людей первой саамской по этессой, любимой и читаемой. Потому что стихи Октябрины Вороновой тревожат чуткие серд ца людей своей правдой, стремлением к вечным истинам любви и добра. Они горят внутренним огнем красоты, потому что ее стихи - живые!
В Ревде основан музей в 1994 году членом Союза писателей России Надеждой Павловной Большаковой. /СЛАЙД 12/
Идея создания музея принадлежит поэту - мурманчанину Виктору Тимофееву, а воплотилась в жизнь благодаря стараниям Надежды Павловны Большаковой. Музей носит имя Октябрины Вороновой - первой саамской поэтессы. /СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16, 17 /
- Проверка понимания рассказа об О. Вороновой.
- Что вы запомнили из моего рассказа об Октябрине Владимировне Вороновой? ( Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему Октябрину Воронову называют первой саамской поэтессой? ( Ответы детей)
Она была первой саамской поэтессой, которая писала стихи на родном саамском языке. Октябрина Воронова написала для вас эту книжку ( показать книгу «Чахкли»). А перевели её стихи на русский язык ленинградский поэт Станислав Дорохов, мурманчане Игорь Козлов и Владимир Смирнов. Сейчас и почитаем эти стихи.
/ СЛАЙД 18/
- Чтение стихов из книги «Чахкли».
- « Мазэ»
- Прочитайте стихотворение «Мазэ»
Мазэ – в переводе с саамского языка – почемучка.
- О ком это стихотворение?
- О чём она спрашивала?
( Выразительное чтение стихотворения в парах)
- Самостоятельное чтение стихотворения «Слова на букву «Ш»»
- Какие слова назвали ученики на букву «Ш»?
lѴ. Физкульминутка
Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
Ѵ. Продолжение работы по теме
- Чтение стихотворения «Урок рисования»
- Прочитайте стихотворение.
- Соотнесите название и содержание стихотворения. Как они согласуются?
- Почему Толя не стал рисовать солнце?
- Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в парах.
- Работа со стихотворением «Чахкли»
- Подготовительная работа.
- А сейчас почитаем стихотворение «Чахли». Повторите, пожалуйста, кто такой чахкли? Посмотрите. /СЛАЙД 19/
- Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте это стихотворение /СЛАЙД 20/.
- Словарная работа /СЛАЙД 21/
- В тексте есть слова и словосочетания. Прочитайте их с экрана, что они обозначают.
дебри тайги – место, заросшее непроходимым лесом
верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км.
пространство немое - безлюдное место
- Чтение стихотворения учащимися ( сначала самостоятельно, затем вслух по четверостишью)
- Вопросы после прочтения.
- Что вы узнали из стихотворения и чахкли?
- Почему чахкли зимой не встретишь в лесу?
- Как по другому называют чахкли ? Как такие слова называются?
( синонимы) / СЛАЙД 22/
- Какой по характеру чахкли у Октябрины Вороновой?
«… По саамской мифологии это крошечные создания с мешочками за спиной, живущие в горах. Их образ жизни такой же, как у саамов, но добра от них не жди. Любят они заманить человека и удушить где-нибудь в каменной расщелине. Впрочем, от них легко откупиться. Брось монетку, хоть копейку, и ты останешься жить. У Октябрины Вороновой Чахкли добрый малый:
Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит...
Я думаю, Октябрина не потому создала образ гномика доброго, что не знала об этом. Она сделала его таким от большого сердца и доброты, от большой любви к детям. И маленький саамский человечек ожил, стал смешливым и наивным, как сами саамские ребятишки.» (2)
/СЛАЙД 23/
- Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стих и покажите голосом доброго чахкли, каким видела его Октябрина Воронова.
- Чтение стихов по выбору. ( Если останется время )
- В книге есть ещё стихи, прочитайте их самостоятельно.
- Какое стихотворение вам понравилось, почему? Прочитайте.
ѴІ Итог урока
- Стихи какой поэтессы мы изучали на уроке?
- Что вы узнали об Октябрине Вороноваой?
Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Мне хочется закончить урок строками из стихотворения
Октябрины Вороновой « Хочу остаться на земле»
Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня.
Хоть малым лучиком во мгле –
Хочу
остаться
на земле! / СЛАЙД 24/
Ѵ Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- В. В. Чернолуский « В краю Летучего камня: записки этнографа.»
М.: « Мысль» 1972 г. стр. 147
(2) Журнал « Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29 статья Н. П. Большаковой « Первая саамская поэтесса».
Список использованной литературы.
- Журнал « Живая Арктика» 1999 г. № 2 (16) стр. 28-29 статья Н. П. Большаковой « Первая саамская поэтесса».
- О. В. Воронова «Снежница» Мурманское книжное издательство 1986 г.
- О. В. Воронова «Чахкли» Мурманское книжное из – во 1989 г.
- О. В. Воронова «Чем ты притягиваешь родина…» Отпечатано в МИПП «Север» 1999 г.
- О. В. Воронова «Ялла» Мурманское книжное из – во 1996 г.
- Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
- В. В. Чернолуский « В краю Летучего камня: записки этнографа.»
М.: « Мысль» 1972 г. стр. 147
Презентация « Жизнь и творчество саамской поэтессы
Октябрины Вороновой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...
Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...