Конспект урока литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Урок по творчеству Н. Некрасова. Произведение "Крестьянские дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_3_klass_zankov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
3 класс (1-4) система развивающего обучения Л.В. Занкова
Учитель: Лазарева И.Ю.
МОУ СОШ № 23 г. Мурманска
Тема: Н.Некрасов « Крестьянские дети»
Цели:
- развивать навыки правильного, выразительного чтения, чёткую артикуляцию;
- формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя;
- совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей, поздоровайтесь с ними (наклоном головы). Теперь присаживайтесь. Начинаем наш урок литературного чтения.
Внимание, на экран (заставка « С чего начинается Родина…»).
- Услышав слово «родина», каждый представляет что-то своё. Ребята, что представляете вы, слыша это слово? ( Ответы детей: это моя семья, моя школа, мои друзья и т.д.)
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора, дома, школы, что-то своё, самое родное и близкое, с вашего детства, со счастливых моментов вашей жизни.
На уроке изобразительного искусства вы рисовали на тему: «Счастливое детство». Давай обратимся к нашей выставке, расскажите о своих работах, почему именно это вы нарисовали? (Ответы детей: я нарисовала, как мы всей семьёй идём гулять, как мы с папой в выходной отправляемся на лыжную прогулку, как мы с классом на каникулах ездили на турбазу, как мы играем с друзьями и т.д.). Действительно, у вас счастливое беззаботное детство об этом говорят ваши работы.
А было время, когда на долю детей выпадало много тяжёлой непосильной работы. Посмотрите на ленту времени, это было в 19 веке. Обратимся к учителю истории за информацией (видеозапись А.Г.Махова- учитель истории, высшей категории).
Россией правил царь. Богатые и знатные заставляли бедных работать на себя.
Крестьяне – бедняки не могли прокормить своих детей и часто привозили их в город, чтобы отдать в услужение богачам или в учение ремесленникам.
Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили плохо, одевали в чью– нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось где попало: в подвалах или в чуланах, чаще всего на полу, на жёсткой подстилке. Учили мало, а трудиться заставляли с утра до ночи, поручая самую тяжёлую работу.
За малейшую провинность, а то и без всякой вины хозяева били учеников.
Именно так жилось детям более 100 лет назад.
В это время, в 19 веке, создавал свои полотна художник Василий Григорьевич Перов. Поместим портрет художника на ленту времени. Сегодня мы познакомимся с одной из его картин «Тройка».
В старину, когда не было ни автомобилей, ни автобусов, да и железных дорог было мало, люди ездили на лошадях и в дальнюю дорогу отправлялись на тройке. В коляски, в сани запрягали 3 лошадей.
Внимание на экран, перед вами репродукция с картины Перова «Тройка». Слово нашему консультанту Насте Черновой.
Художник Василий Григорьевич Перов изобразил на своей картине совсем особенную упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой. В то время водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в вёдрах из реки, озера, колодца. Ученики – мастеровые везут воду для своих хозяев.
Вглядитесь внимательно в героев картины.
Вы видите – их трое: два мальчика и девочка.
Средний мальчик – ему лет 12. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную часть поклажи взял на себя.
А теперь посмотрите на мальчика в чёрном, рваном пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил – голова в чёрном картузе бессильно склонилась набок. Лицо его утомлённое, но нежное и грустное. Мальчику, видно, нет и 10 лет.
Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове лёгкий, тёмные волосы в беспорядке выбились из-под него. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Башмаки тоже чужие – огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по дороге…
Дорога, заснеженная, скользкая, идёт вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадёт. Одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору. Дети тянут сани изо всех сил. Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц.
Вот какую «тройку» показал нам художник в своей картине.
В это же время создавал свои произведения известный русский поэт – Николай Алексеевич Некрасов. Это поэт, который очень много писал о детях и для детей. Перед вами выставка книг Н.А.Некрасова.
Мне нужен помощник, который разместит портрет поэта на ленте времени.
Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (ответы детей)
В детстве Н.А.Некрасов был шаловливым, весёлым, озорным мальчиком. Детство своё провёл в деревне Грешнёво, близ Волги.
Посмотрите на экран (слайды Грешнёво).
Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах. Но мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. С ними ему всегда было весело, они играли в разные деревенские игры, купались в реке, бродили по лесам и полям, он хорошо знал их жизнь. И в поэме «Крестьянские дети» он с любовью рассказывает о них.
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Чу! Шёпот какой – то…а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
Чу! Шёпот опять!
- Борода!
- А барин, сказали!
- Потише вы, черти!
- У бар бороды не бывает – усы.
- А ноги – то длинные, словно как жерди.
- А вона на шапке, гляди – тко - часы!
- Ай, важная штука!
- И цепь золотая…
- Чай, дорого стоит?
- Как солнце горит!
- А вона собака - большая, большая!
Вода с языка – то бежит.
- Ружьё! Погляди – тко: стволина двойная,
Замочки резные…
- Глядит!
- Молчи, ничего! Постоим ещё, Гриша!
- Прибьёт…
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь…
А сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из этой поэмы.
Прослушайте запись отрывка (запись отрывка).
- Какое настроение осталось у вас после прослушивания? Для своего ответа воспользуйтесь словариком настроения.
( грустное, напряжённое, наводит на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже маленькие дети должны были работать).
Для того, чтобы снять напряжение немного отдохнём.
Физминутка.
- А сейчас откройте учебники, страница ____. Прочтите отрывок шёпотом. Объяснение непонятных слов у консультанта Кота Учёного.
Беседа
- Попробуйте прочитать вслух первые две строчки. На что похоже начало?
( на зачин сказки, но это совсем не сказка, эта быль, это тяжёлая жизнь крестьян, как и на картине Перова «Тройка».)
-Зачем автор даёт нам описание природы? ( чтобы подчеркнуть тяжесть труда) Когда происходит действие (в студёную ( как называется это художественное средство в литературе – эпитет, что это такое: образное определение, дающее дополнительную худ. характеристику предмета) зимнюю пору, значит, с декабря по февраль).
- Сколько действующих лиц в стихотворении? Назовите их.
(Рассказчик – лирический герой и мальчик)
- Кем может быть рассказчик? Вспомните сценку из поэмы, которую показывали ребята.
(Охотник)
- Какие чувства испытывает лирический герой в начале встречи?
(Удивление, интерес)
Покажите, обращаясь к тексту удивление, интерес.
- Какие чувства он испытывает в конце?
(Уважение, восхищение)
- А теперь найдите описание мальчика.
- Какой приём лежит в основе этого образа?
(Контраст – противоположность)
- Назовите, как обращается рассказчик к мальчику?
Чтение по ролям.
- Какое настроение осталось у вас после работы с этим стихотворением?
- Домашнее задание на выбор:
Выучить отрывок наизусть
Прочитать всю поэму
Нарисовать иллюстрацию
- Вы сегодня очень хорошо работали. Отметки за урок.
- Обратимся ещё раз к нашей ленте времени, Мы говорили на уроке о 19 веке. А в каком веке живём мы? Давайте поместим фотографию нашего класса на ленте времени. Мы живём в 21 веке. У вас счастливое детство и мне хочется, чтобы ничто его не омрачало.
Песня «Большой хоровод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....