конспекты по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспекты по литературному чтению

Тема урока – Бр. Гримм. «Бременские музыканты»

 

Цель–  систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм и познакомить с особенностями сказки «Бременские музыканты».

Задачи:

- познакомить с новым произведением Бр. Гримм. «Бременские музыканты» и биографией Бр. Гримм,

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героев по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

- показать особенности языка сказки,

- обучать составлять словесную картину по прочитанному тексту.

-  формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному 

 

Ход урока:

 

1.                      Организационный момент.

 

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

 

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

 

Учитель:

 

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

Кто же это? (Cказочник.)

- Верно Сказочник, но на протяжении многих уроков к нам будут приходить Сказочники! (На доске портрет).

- Как вы думайте, как зовут этих сказочников?

- На протяжении нескольких уроков мы с вами будем знакомиться с их творчеством.

2.                      Актуализация знаний.

 

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)

 

- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

 

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

 

- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)

- Значит как они назывались? (народные)

- А если эту сказку написал автор или авторы, например такие как Братья Гримм, то как называются они? (авторские)

 

3Работа над новым произведением:

А) первичное восприятие:

 

- Сейчас я напою вам песню, и вы поймете о каком произведении пойдет речь?

(Ничего на  свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету, тем кто дружен не страшны тревоги, нам любые дороги дороги….)

 

- Мы сегодня мы будем говорить о сказке Братьев Гримм “ Бременские музыканты “.

 

Рассказ учителя о писателях:

- Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) — немецкие сказочники.

Они братья, родившиеся в Германии. Они жили в небогатой семье.

Братья не были похожи: серьёзный, сторонящийся «бездельных» компаний Якоб и мягкий, романтичный Вильгельм.

Их очень интересовали сказки, легенды, предания и это было  делом их жизни и творчества.

Занимались литературой и сделали большой вклад и в  свой родной немецкий язык.

Гримм опубликовали первый том , который назывался  "Детские и семейные сказки", потом появились 2 и 3 тома. Всего они написали более 200 сказок.

Написанные ими сказки очень разнообразны, они писали и о животных и о жизни людей и даже о волшебстве.

 

- О чем нам  всегда говорит заглавие? (о чем будет говориться в произведении)

- Как вы понимаете смысл слова «Бременские музыканты»?

- Молодцы! А теперь послушайте сказку и определите место события, о котором в ней говорится.

-  Где происходит событие?

 

Б) анализ текста: (чтение по цепочке)

-  Назовите главных героев сказки ? (Главные герои: осел, собака, кот и петух)

 

- Какую работу они выполняли у своих хозяев? (Осел работал на мельнице, собака охраняла дом, бегала за дичью, кот ловил крыс и мышей, петух своим петушиным криком будил своих хозяев )

 

- А почему они ушли от хозяев? (Хозяева их выгнали. Они состарились: ослик ослабел и не может таскать кули с мукой. Собака состарилась и не может бегать за дичью, кот состарился, зубы притупились, петушка хотят зарезать).

 

- Правильно ли поступили хозяева? (Они поступили очень плохо, выбросили животных на улицу как ненужные вещи?)

- Почему?

 

- Что стало с нашими героями, когда они встретились?

- О чем они мечтали?? (Они хотят стать уличными музыкантами, будут петь, и играть на музыкальных инструментах и зарабатывать себе на жизнь)

 

- Как поступили животные с разбойниками? (животные выгнали разбойников из дома и стали там жить поживать. Они поступили с ними также как хозяева)

- Почему им удалось справиться с разбойниками?

- Чем закончилась эта сказка: конец счастливый или несчастливый? (Конец сказки счастливый, справедливость восторжествовала )

 

- О чем же вы задумались, прочитав сказку?

 

Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу.

В) иллюстрирование текста:

- Какие слова помогут составить картину? Найдите их в тексте. Прочитайте.

- Давайте сейчас на секунду закроем глазки и представим свою иллюстрацию к произведению! Чтобы вы нарисовали на ней?

 

 

4 . Итог урока.

- С какой сказкой познакомились?

- Что вам понравилось в сказке?

- Что не понравилось?

- О чем предлагает задуматься сказка?

- Какие выводы вы сделайте для себя?

+ Рефлексия.

 

5. Домашняя работа.

 

Изобразить один из понравившихся эпизодов сказки на листе бумаги и подготовиться к пересказу, нарисованного эпизода.


Тема урока – Бр. Гримм «Золотой гусь»

Цель - познакомить учащихся в новым произведением Бр. Гримм «Золотой гусь»

Задачи:

- обобщить знания о сказказ Бр. Гримм

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героев по их действиям относительно к другим героям

- определять главную мысль сказки

- обучать составлять словесную картину по прочитанному тексту

-  формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному 

- развитее речи (составление рассказа о герое)

Ход урока:

 

1.                      Организационный момент.

 

Приветствие, настрой на работу.

 

2.                      Проверка домашнего задания:

 

- Что было задано на дом?

(выслушивание историй, сочиненных учащимися о храбром портняжке)

 

3.                      Работа над произведением.

 

А) Первичное восприятие:

 

- Прочитайте название сказки, с которой мы познакомимся  на уроке.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Сейчас мы прочитаем ее и проверим, верны ли ваши предложения.

Чтение сказки  учителем.

- Назовите героев сказки? О ком эта сказка?

- Кто из героев больше понравился?

- Почему?

- Заметили ли вы слова, значение которых вам не понятно? (харчевня и пастор)

Харчевня – закусочная, где подавали простую и дешевую еду.

Пастор – священник в церкви. (причетник – помощник пастора)

Б) Анализ текста: (чтение по цепочке)

 

- Почему все же сказка называется «Золотой гусь»

-Как отец с матерью относятся к младшему сыну? Докажите.

- За что были наказаны старший и средний сыновья?

- За что старик хотел наградил Дурня?

- Какими волшебными свойствами обладал гусь?

- Как эти волшебные свойства проявились?

- Отдал ли король свою дочь замуж за Дурня?

- Почему король  не хотел отдавать в жены свою дочь Дурню?

- Прочитай, как он это объясняет?

 

 

В) Выразительное чтение сказки.

 

Г) Составление картинного плана.

 

- Прочитайте начало сказки.

- Какую иллюстрацию можно нарисовать? (крестьянин и около него сыновья)

- Каким будет следующее действие? Что нарисуем ?(Дурень и старит едят в лесу)

- Как старичок отблагодарил Дурня за угощенье? Какую картину можно нарисовать?

- Почему Дурень оказался в харчевне?

- Что произошло в ней? Что мы можем нарисовать?

- Что произошло дальше? Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

- Кто жил в городе до которого  они дошли?

- Что  придумал король? Что можно нарисовать?

- Почему королевна рассмеялась? Что нарисуем?

- Прочитайте как заканчивается сказка? Какую картину изобразим?

 

Д) Рассказ о герое по плану:

 

- Как звали героя?

-  Вспомни, в каких поступках лучше всего раскрывается характер героя? И каков характер Дурня?

- Как к нему относились другие герои сказки?

- Расскажите о своем  отношении к герою, его обоснование.

 

4.                      Итог урока?

 

- Какие качества характера  помогли Дурню стать счастливым?

- Какова главная мысль сказки?

 

+ Рефлексия.

 

5.                      Домашнее задание.

 

Перечитать сказку и выберите отрывок, нарисуйте словесную картину и перескажите отрывок. (кто пожелает, может нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку сказки)

Тема урока– Бр. Гримм. «Принц-лягушонок, или Генрих железное сердце»

Цель: познакомить учащихся со сказкой  Бр. Гримм «Принц-лягушонок, или Генрих-железное сердце» и ее худржественными особенностями.

Задачи:

 

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героев по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

-  формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному 

- развитее речи (составление рассказа о герое)

 

 

 

Ход урока:

 

3.                      Организационный момент.

 

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

 

- Ребята, мы с вами уже изучили много сказок  Братьев Гримм! Давайте сейчас вместе ответим на вопросы викторины «В гостях у сказок Гримм»

Город - родина животных-музыкантов

Перечислите  Бременских музыкантов?

Этот герой не простой, а золотой. Кому он помогал?

Кто шил рубашки и штаны? Какую надпись он сшил на своем поясе

Над кем смеются авторы в одной из своих сказок? Почему? Сколько их?

 

 

4.                      Проверка   домашнего задания.

 

Пересказ сказки по словесному и графическим картинам.

 

5.                      Работа над произведением:

 

А) первичное восприятие:

- Прочитайте заголовок. Кто такой принц? Как вы понимайте выражение «железное сердце»

- Можно ли заглавию сказки сказать о чем пойдет речь?

Чтение сказки учителем.

- Почему сказка так названа?

- Понравилась ли вам сказка?

- Что особенно понравилось?

Б) перечитывание  анализ текста:

Чтение 1 части от начала до слов «Увидав опять свою красивую игрушку, королевна очень обрадовалась, подняла ее с земли и убежала»

- Что случилось с королевной?

- Как она себя чувствовала, докажите строчками из текста?

- Почему лягушонок поставил условие, оказав ей помощь?

- Почему королевна не выполнила своего обещания?

- Как это ее характеризует?

 

 

Чтение 2 части

 

— Постой, постой! — крикнул лягушонок.— Возьми и меня с собой, ведь мне за тобой не угнаться!.......

— Ты свое обещание должна выполнить. Ступай и открой ему дверь.

 

- Какие чувства испытал лягушонок, увидев, что королевна убегает?

- Какое чувство испытала королевна, увидев лягушонка во дворе? Докажите строчками из текста.

- Правильно он поступил король по отношению к своей дочери?

- Как это его характеризует?

- Какие пословицы использовал король в своем разговоре с дочерью?

Зачитайте.

- Как вы их понимаете?

 

Чтение 3 й части – до конца.

 

- Прочитайте строки, где и как королевна общалась с лягушонком?

- Какие чувства при этом она испытывала?

- Как ее это характеризует?

- Что помогло освободиться принцу?

- Как вы понимаете заключительные слова сказки: «великую радость сердца труднее удержать в оковах, чем горькую печаль»

 

6.                      Итог урока:

- Справедливо ли заканчивается сказка?

- Почему вы так думайте?

- Какие герои вам понравились?

- А есть ли те герои, которые не понравились?

- Какие чувства в вас пробудила сказка?

- О чем заставила задуматься?

 

+ Рефлексия.

 

5. Домашнее задание:составить рассказ о любом герое сказки.


Тема урока– Бр. Гримм  «Семеро храбрецов»

Цель - систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм, познакомить их с особенностями сказки  «Семеро храбрецов».

Задачи:

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героев по их действиям относительно к другим героям,

- обогащение словарного запаса

- определять главную мысль сказки

- формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному.

 - развитее речи (пересказ части текста по самостоятельно изображенной иллюстрации)

 

 

1.                      Организационный момент.

 

 

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Из рисунков учащихся делают выставку.

Несколько учеников озвучивают изображенный эпизод. (пересказ части текста)

 

 

4Работа над новым произведением:

А) первичное восприятие:

- Сегодня на уроке  мы с вами прочитаем еще однусказку Братьев Гримм «Семеро храбрецов»

- Кого называют храбрецом? Подберите слова  близкие по смыслу.

- Что можно сказать по заглавию о содержании сказки?

- Назови главных героев сказки?

Чтение учителем сказки.

- Какие чувства вызвала у вас сказка?

- Какой момент запомнился больше?

- Почему?

Б) анализ текста: (чтение по цепочке)

- Зачем братья пошли по белу свету?

- Какое оружие они взяли с собой?

- Что такое копье? (иллюстрация)

- Каким было копьё?

- Где и кого они встретили первым?

- Как они отреагировали на шмеля?

- Что услышал 1 брат?

- Что почувствовал второй?

- Как вёл себя третий?

- Что сделали остальные?

- Почему они решили никому и ничего не говорить?

- Какая беда приключилась с ними позже?

- Найдите описание зайца? Прочитайте!

- Что решили делать братья?

- Зачитайте слова с которыми они бросились в бой

- Как вы понимайте смысл этих слов?

- Почему братья выкрикивали эти слова?

- Как вели себя храбрецы, увидев работающего человека?

- Чем закончилось их путешествие?

- Можно ли их назвать храбрецами?

- Докажите.

- Почему сказка называется «Семеро храбрецов»?

- Это название серьёзное или шуточное?

- Что авторы высмеивают в данной сказке?

 

 3. Самостоятельное чтение

 - Перечитайте часть сказки и подготовьте чтение по ролям.(распределение ролей)

! Чтение по ролям последнего эпизода со слов «Вошли они все в воду….»

- Какие чувства необходимо передать читающим?

 

4. Итог:

- Назовите сказку, с которой познакомились на уроке.

- Какой совет дает нам, читателям, сказка?

- Можно ли соотнести эту сказку с пословицей «У страха глаза велики»

+ Рефлексия.

 

5. Домашнее задание:

Прочитать сказку  «Храбрый  портняжка»

 

(так как это сказка больше по объему, то детям предлагается прочитать ее на дому)

 


Тема урока– Бр. Гримм. «Храбрый портняжка»

Цель– познакомить учащихся со сказкой  Бр. Гримм «Храбрый портной» и ее особенностями.

Задачи:

 

- обучение самостоятельному рассказу о герое,

- развитие речи (подготовка выборочного пересказа по ключевым словам),

- формирование умения оценивать героя по его поступкам,

- определять главную мысль сказки.

 

                                                                  Ход урока:

 

    1. Организационный момент.

 

     2 Актуализация знаний:

- Какое произведение мы с вами читали на прошлом уроке?

- Что нам хотели сказать Братья Гримм этой сказкой?

- Каким было домашнее задание?

 

5Анализ сказки :

- Сегодня мы по знакомимся с литературной сказкой Братьев Гримм "Храбрый портняжка" .

- Вы уже прочли эту сказку дома.

- Кто главный герой этой сказки? Назовите других героев сказки.

- Какую надпись сделал портняжка на своем поясе?

- Что он имел ввиду, когда  делал вышивку на поясе? (прочитайте необходимый отрывок)

Выборочное чтение.

- Какие  испытания  прошел портной?

             Прочитать отрывок, как портняжка  в первый раз доказал, что он храбрый? (выжал воду из куска творожного сыра). Каким еще  образом ему удалось доказать, что он смелый?

 

            Прочитать. (птицу вместо камня запустил в небольшое дерево в лесу).

-  О каких качествах портняжки  можно говорить, прочитав эти отрывки? 

- Характеризуют эти отрывки его как храброго? (нет, находчивый, смелый,  проявляет смекалку).

             Чтение про себя. ("шли, шли и пришли в пещеру".............. до "и

разбеж. велик. в разные стороны).

            Найти ответ на вопрос: Что помогло портняжке избежать смерти?

- Почему сказка называется "Храбрый портняжка "? (ведь ему помогла   хитрость, находчивость и смекалка)?

  - Почему авторы  назвали  портного храбрым?

- Как они  относятся к своему   герою?

- Над каким качеством героя авторы посмеиваются?

Выборочный пересказ : «Перескажите  истории по ключевым словам, которые произошли с портняжкой » (на карточках даны слова:

 

А) птица, великан, камень, творожный сыр, ствол дерева, друзья великана, кровать, железный лом, жив-здоров.

Б) король, служба, два разбойника, камни, драка разбойников.

В) зверь-единорог, топор, верёвка, дерево, дворец, побег короля.

 

Работа в группах: «Выберите понравившийся отрывок, подготовьте рассказ ».

Зачитывание 3-х историй (по одной от группы).

- Выделите все черты характера героя, составьте краткий  рассказ о нем. Попробуйте составить его словесно.

- А что вы  можете сказать о чертах характера других героев.

 

4. Итог урока:

- Почему портняжке  удалось их перехитрить?

- Можно ли прочитанную  сказку назвать юмористической? Почему?

- Подберите пословицу, которая отражает главную мысль сказки.

- Сравните героев двух сказок «Семеро храбрецов» и «Храбрый портняжка» чем они похожи и чем отличаются?

5.  Д/з:придумать юмористическую ситуацию, в которой может оказаться этот герой.

+ Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...