Урок внеклассного чтения. Поэзия осени. 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Самоанализ открытого урока внеклассного чтения.
Выбрала тему урока: « Поэзия осени».
Такие уроки помогают увидеть внутренний мир ребенка, его душевные качества. Очень хотелось вызвать детей на откровенную, свободную беседу, помочь им раскрыться.
На уроке старалась реализовать следующие цели : Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта.
Считаю, что выбранная структура урока была рациональна для достижения поставленных целей.
На уроке учащиеся читали выразительно наизусть стихотворения, находили эпитеты. Работали над выразительностью : определяли настроение произведения и интонацию необходимую при чтении, находили слова, на которые падает логическое ударение. Читали хором под руководством учителя и самостоятельно. Прослушивали музыкальное произведение, рассматривали репродукции известных художников.
Говорила о жизни и творческом пути поэтов. Считаю, что материал был доступным и интересным.
Время, отведенное на каждый этап урока, использовала рационально.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера.
Проведена большая подготовительная работа. Во внеурочное время созданы книжки-малютки, проведена творческая коллективная работа «Проба пера».
Итогами довольна.
Думаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи.
Помогли мне сделать такой вывод отзывы самих ребят. Приведу примеры некоторых из них: «теперь я знаю , что поэзия живая», «я как будто оказалась в том месте, которое описывает автор», «меня не покидало загадочное ощущение, настроение менялось» , «переполняло чувство и радости и грусти», «теперь я знаю , что один поэт может писать стихи с разным настроением», «теперь я знаю как красиво осенью»…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnyy_urok_literaturnogo_chteniya_3kl..doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Показательный урок литературного чтения ( внеклассное чтение ) , проведенный в 3 классе
Тема урока : Поэзия осени .
Цели : Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта.
Оборудование : портреты поэтов, репродукции картин, выставка книг, запись муз. отрывка из романса « Отговорила роща золотая…», тексты стихотворения «Листопад» И.Бунина, тема урока, слова для словарной работы, толковый словарь Ожегова, фамилии поэтов.
План урока:
1. Организационный момент.
- вступительное слово учителя ;
- сообщение темы и целей урока.
2. Вводная беседа-диалог « Путь к слову « настроение»
3. Что такое воображение ?
- беседа ;
- стихи.
4. Осень в изображении русских поэтов :
а) творчество С.Есенина;
б)……А.С.Пушкина ;
в)……. И.А.Бунина.
5. Беседа по картинам об осени.
6. Анализ творческих работ « Проба пера»
7. Подведение итогов урока.
1. Организационный момент.
Осень- это удивительно прозрачный воздух, летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу.
Осень снимает с лесов , с полей, со всей природы густые цвета, омывает дождями зелень, рощи делает сквозными. Темные краски лета сменяются робким золотом, пурпуром и серебром. Изменяется не только цвет земли . но и воздух. Он делается чище, холоднее.
Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Я предлагаю вам сегодня на уроке внеклассного чтения попытаться остановить это прекрасное мгновение и насладиться поэзией осени.
Мы будем читать стихи и представлять в своем воображении картины природы, описанные поэтами, находить в тексте стихотворения образные изобразительные средства ( эпитеты ), определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения, рассказывать о своих впечатлениях.
2. Вводная беседа - диалог «Путь к слову « настроение».
- А как определить настроение? Можно ли настроение услышать, потрогать руками? ( нет, настроение это не предмет )
- Так что же такое настроение ? Давайте попытаемся заглянуть в «душу» слова и узнать его тайну.
- К какой книге обратимся за помощью ? ( к толковому словарю)
В словаре Ожегова значение слова «настроение» объясняется так:
« Внутреннее, душевное состояние…»
- Изобразите свое настроение мимикой и жестами.
- С помощью чего поэты передают свое настроение в произведении?
При помощи речи : точной, правильной, выразительной и красивой. Видите, как важно обогащать свою речь. Она поможет вам выразить свои чувства, эмоции, настроение и ваше душевное состояние.
3. Что такое воображение?
Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение.
Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин:
Не поймаешь солнце в сети.
Не посадишь в клетку ветер.
Не отдаст тебе река
Отраженья – облака.
Не возьмешь туман в карман,
Не нальешь его в стакан.
И не сможешь унести
Море синее в горсти.
Но могу я все на свете –
Море, солнце, реку, ветер
И речные отраженья
Уместить в воображенье.
Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и услышите, но и почувствуете происходящее.
4. Осень в изображении русских поэтов.
С. Есенин.
Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги заговорят с вами.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Когда слышишь эти строки невольно представляешь картину загадочного осеннего леса, где все таинственно , завораживающе.
Каким нужно быть замечательным человеком, поэтом , чтобы написать эти строки.
- А вы знаете, кому принадлежат эти строки?
Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых замечательных явлений русской лирической поэзии 20 века. Стихи Есенин писал с малых лет почти без перерыва, но почувствовал себя поэтом к 16 годам. С этого времени он не представлял себе иного пути, кроме литературного творчества. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.
( Обратить внимание на выставку книг )
- Кто выбрал для чтения стихи С.Есенина ? Поделитесь с нами своими чувствами и настроением.
( Дети читают стихи. Обсуждение краткое. )
__Оценки.__
Вы сегодня читали стихи наизусть замечательно. Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Брауна «Сергей Есенин»
В этом имени – слово «осень»:
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
«Сергей Есенин»-
Всей России встают черты…
- Многие стихи Есенина положены на музыку. Послушайте романс «Отговорила роща золотая…»
Посмотрим , какие ещё книги стоят на полках.
А.С.Пушкин.
А как любил осень А.С.Пушкин ! В одном из писем своему другу он писал :
« Осень подходит. Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».
Трижды в осеннее, любимое время, посещал Пушкин село Болдино. …Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени, со всеми её оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды.
В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдино, об отъезде в эту « обитель дальнюю трудов и чистых нег» , но так и не смог осуществить свое желание…
Я предлагаю вам насладиться творчеством великого поэта.
( чтение стихотворений детьми )
__________________________________________________________________
И.А.Бунин.
Иван Алексеевич Бунин замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил : «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, посвященным осени.
( у каждого ученика текст стих-я )
- Прочитайте название стихотворения.
- Что означает слово листопад ?
( явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев )
Перед чтением, чтобы представить картину, описанную автором,
выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.
На доске : терем- высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.
вдова- женщина, оставшаяся без мужа.
Лазурь – светло-синий цвет, синева
Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, какие чувства возникли в вашем сердце ?
Чтение стихотворения. ( учителем )
( Возникло чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.)
- Какой вывод можем сделать ? какое это стихотворение?
( Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение)
- Каким настроением проникнуто стихотворение ?
( автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая с теремом)
Неторопливо прочитайте стихотворение ещё раз.
- Обратите внимание , какие поэтические картины изобразил автор ?
- Что вы увидели, почувствовали ?
( Расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие… Красота необыкновенная! Почувствовали запах осеннего леса )
Повторное чтение.
- Какие приметы осени открылись вам в бунинских строках?
( великолепие красок, праздник цвета, торжество природы, просветы в небе, высохший от солнца дуб))
- При помощи каких слов автор передает это?
( «лес , точно терем…», «как вышки елочки…»., просветы, что оконца…», «осень вдовой …»)
Это эпитеты- образные художественные определения свойств предметов. Употребление эпитетов делает нашу речь более образной, точной, красочной и выразительной)
- С какой целью автор написал это стихотворение?
( 1. Чтобы сообщить , что пришла осень.
2. Чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы.
3. Чтобы вызвать взаимное переживание. )
- Какая интонация должна возникнуть при чтении?
( читать нужно медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят медленно, но и восхищение картиной надо выразить)
(Хоровое чтение ).
5. Беседа по картинам.
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только
поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи.
Перед вами картина Мешкова «Золотая осень в Карелии». Написана она в 1951 году.
- Что вы чувствуете глядя на картину?
Лирический пейзаж окрашен светлой грустью об увядании прекрасной природы. В цветовом решении главенствует золотистый тон, в который окрашена осенняя листва. Природа несет в себе взволнованное чувство живописца.
Посмотрите на картину Левитана «Осенний день. Сокольники»
- Какие ощущения вызывает в вас эта картина?
Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой идет , предавшись грустным воспоминаниям молодая женщина в черном, художник наполнил свою картину печальным и каким то тихим чувством поэзии осеннего леса, увядания и человеческого одиночества.
В 1895 году Исааком Левитаном написана удивительная картина «Золотая осень»
Трудно встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу. По мнению Левитана, чтобы картина удалась , надо писать не лес, а поэзию леса.
- Изменилось ли ваше настроение и состояние, глядя на эту картину? Как? Почему?
Показ портрета художника.
Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной – потому что , как это слишком часто бывает с поэтами и художниками России, ему был отпущен короткий жизненный срок, к тому же он за неполные сорок лет познал тяготы бедности , несправедливость.
Счастливой – ибо Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье разговора с природой, близости с ней. Познал он и радость признания, понимания своих творческих стремлений современниками, дружбы с лучшими из них.
Аркадий Александрович Пластов ( показ портрета)
Свободно рисует и компонует многофигурные сцены. Ему доступно изображение человека в сложных поворотах. Но, прежде всего он живописец. Цветом он передает красочное многообразие мира, его материальность, усиливает впечатление глубины, пространства в картине. Через цвет и благодаря цвету Пластов наполняет картину живым, трепетным чувством . Вот его картины «Осень», «Дубки. Осень»
Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-своему.
6. Анализ творческих работ «Проба пера»
Осень волшебная пора, пора творческих свершений. Дети нашего класса создали свои поэтические сборники, и кто знает, может быть среди нас будущие Пушкины или Есенины.
( выставка детских книжек-малюток, чтение отрывков)
Резерв. Творческое задание. К вам на парты упали осенние листья. Представьте, что вы оказались в тихом осеннем лесу. Что вы чувствуете, о чем думаете?
Напишите об этом очень коротко.
7. Итог урока.
-Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?
- Какой теме посвящены?
- Возьмите в библиотеке хрестоматии «Времена года» и вы сможете наблюдать за красотой природы в любое время года.
Благодаря поэзии мы учимся понимать, чувствовать и ценить эту неповторимую красоту .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...
Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителе...
Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"
Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс
Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация знакомит учащихся с биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс
Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена, содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.
Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс....