Классный час: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" 3 класс
классный час по чтению (3 класс) по теме
Презентация, которая даёт возможность познакомиться с детством Некрасова, его родителями, бытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas__na_temu.docx | 27.4 КБ |
tvorchestvo Некрасова. | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
« Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»
Моргунова Л.А.,
учитель начальных
классов.
Цели:
- Расширить представления детей о великом русском поэте Н.А. Некрасове.
- Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, толерантности.
- Оборудование: слайд-шоу, выставка произведений Н.А. Некрасова, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав отрывок из произведения.
1-й ученик: Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет.
- Это стихотворение мы учили наизусть на уроке литературного чтения. Кто его написал? ( Н.А. Некрасов) (слайд1)
Да, это Николай Алексеевич Некрасов. С его произведениями мы знакомились на уроках литературы.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)( слайд2) В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская , варшавянка, дочь богача Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.(слайды3,4,5,)
Ученик 2 ( Отрывок из поэмы « Мать»)
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
"Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка...
Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое — два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.( слайд7).
Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.( слайд8).
Ученик 3 (Отрывок « Крестьянские дети»)
… Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..
Учитель:Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)
Ученик : « На Волге»
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет..
Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.(слайд 10).
В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».(слайд11,12 ). В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын Отечества». «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и несколько позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.. ( слайд 13)
Прослушивание песни на стихи Некрасова « Коробушка», романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»
Вопросы (слайд 20)
Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом великом поэте?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст .) 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии . .
Алексей Сергеевич Некрасов принадлежал к старинному , но обедневшему роду. В молодости служил в армии, а после выхода в отставку, занялся хозяйством. Он был очень суровым и своенравным, жестоко обращался со своими крестьянами. За малейшую провинность наказывал розгами. Очень любил псовую охоту и карты. Отец
Елена Андреевна Закревская- дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного офицера. Брак состоялся без их согласия. Елена Андреевна очень страдала в замужестве. Целыми днями она сидела дома одна, а её муж развлекался псовой охотой, картами. Бывали дни, когда она целый день сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Мать
Она нередко принимала участие в вопросах , связанных с крестьянами , заступалась за них перед мужем . Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал . Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей , которые он мог понять . Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери , с ней проводил он много часов , ей доверял свои сокровенные мечты. Елена Андреевна мечтала , чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой . До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением , обожанием и любовью вспоминал свою мать .
Любовь к матери описана в о многих стихах поэта : " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др . Это стихотворения автобиографического характера , они описывают людей той эпохи , их взаимоотн о шения , их нравы и обычаи . Некрасов говорил , что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины . В его стихотворениях видна не только жалость к женщине , то и ненависть к ее угнетателям . « Орина , мать солдатская»
Осенью 1824 году, когда маленькому Николаю исполнилось 3 года , вместе с отцом и матерью, впервые приехал в родовое имение Грешнёво (ныне Некрасово ).Здесь Некрасов провёл своё детство . Усадьба в Грешнёве
Пр и у садьбе был старый , запущенный сад , обнесенный глухим забором . Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы , когда отца не было дома , зазывал к себе крестьянских детей . Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки , груши , смородину , вишню . Но стоило няньке крикнуть : " Барин , барин идет !" — как они мгновенно исчезали . Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»
Невдалеке от Грешнева протекала Волга . Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу . Целые дни проводил он здесь , помогал рыбакам , бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки : Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной : по берегу реки , почти пригнувшись головой к ногам , толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву ( баржу ). А над нею как будто повисла тоскливая , похожая на стон песня. О, горько , горько я рыдал , Когда в то утро я стоял На берегу родной реки , И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски !.. « Размышление у парадного подъезда».
В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию . Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер , за начитанность и умение рассказывать . Читал Некрасов , действительно , много, хотя и довольно беспорядочно . Четыре года обучения мало что дали , а в последний , 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам . Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».
В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет . Эту его мечту поддерживала мать , отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус . Но юноша Некрасов не послушал отца . В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания , полученные в гимназии .. «Ровно три года, - вспоминал позже Некрасов, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».
Началась жизнь , полная лишений . Некрасов скитался по петербургским трущобам , жил в подвалах и на чердаках , зарабатывал деньги перепиской бумаг , составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей . Поэт рассказывал , что «бывали такие тяжелые для него месяцы , что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь , и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма , прошения , а в случае неудачи на площади , отправлялся в казначейство , чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» .
В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот ; мучительная операция ни к чему не привела. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек.
Произведения Н.А. Некрасова.
Поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".
Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога".
Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка
«Я лиру посвятил народу своему»
1.Где провёл детство Николай Алексеевич Некрасов? 2.Какими чертами характера обладал отец поэта? 3. Охарактеризуйте Елену Андреевну Некрасову. 4. В каких произведениях описана любовь поэта к матери? 5.К какому стихотворению эта иллюстрация? 6. Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете? ВОПРОСЫ:
ВСЕГО ДОБРОГО!!!
http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1842/bio http://www.rulex.ru/01140068.htm http://pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=940&galid=193&area=1&ascdesc=desc http://www.ozon.ru/context/detail/id/3255609/ http://www.museum.murom.ru/wwwmus/afisha/Mkrai/glava_5/par_42/petryshka.htm http://www.nekrasow.org.ru/lib/sa/author/100004 http://infa.ws/jivopis/painter/187/index.php http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198&cr=4&p=1 http://www.hclokomotiv.ru/tickets/yaroslavl/ Использованные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество."Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".
Презентация содержит биографические данные из жизни Л. Н. Толстого....
Презентация Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.Литературное чтение 4 класс УМК Школа России.
Презентация содержит биографические данные о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Толстого....
Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"
Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"...
Классный час «Жизнь и творчество И.П.Крымшамхалова»
Учебные задачи:познакомить с жизнью и творчеством И.П.Крымшамхалова;прививать любовь к произведениям И.П.Крымшамхалова...
Классный час «Жизнь и творчество И.П.Крымшамхалова»
классный час в 3 классе...
Викторина по краеведению "Жизнь и творчество М.Горького", 2 класс
Викторина основана на материале книг М. Горького "Детство", "Сказки Горького" и краткой его биографии...
Классный час "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"
Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес к творчеству Д.Н.Кугультинова...