Проекты в начальной школе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шаповалова Лариса Александровна

 

 «Проекты в начальной школе».

 

Цель:организация проектной  деятельности  учащихся в младших классах.

Педагогические цели, достижению  которых способствует проектная  деятельность:

  1. Принятие самостоятельных решений;
  2. Умение ставить задачи и задавать вопросы;
  3. Умение работать в команде;
  4. Поиск нестандартных, оригинальных решений;
  5. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  6. Раскрытие индивидуального потенциала.

 

Аннотация.

Общепризнанно, что современного  человека  должны отличать  ответственность и  инициативность, продуктивность и  эффективность, адаптивность к  динамично меняющимся условиям, способность  к множественным выборам, новый тип функциональной   грамотности. Формирование этих  социально значимых  качеств и призвана решить  модернизация образования.

Концепция  развития образования  Пермского края  предполагает  реализацию комплексного  подхода в образовании.  Как изменится учебный процесс, ориентированный на компетентностный подход? Поднимая такой вопрос, мы  пришли к заключению, что  компетентностный подход в обучении  сосредотачивается на том,  чтобы не увеличить объем информированности человека (ученика) в различных  предметных областях, а помочь  людям самостоятельно решить проблемы в   незнакомых ситуациях. Метод проектов – это именно   совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.

Конечно, организовать  в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися,  как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил,  значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная  проектная  деятельность  в полной мере позволяет оправдать  эти затраты и дать ощутимый педагогический  эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и  апробирована. Мы  будем опираться на имеющийся опыт  по использованию  элементов проектной  технологии обучения учителей города, а также учителей иностранных языков школы, которые давно и  успешно  внедряют элементы проектной методики обучения на  своих   уроках и во внеурочной деятельности. Теоретические обоснования метода проекта имеются в описаниях  современных образовательных технологий в  достаточном  объеме. Нам предстоит организовать  проектную деятельность учащихся младших классов на практике. Почему именно эту  образовательную технологию мы  предлагаем  внедрять? С одной стороны, у нас существует реальная  проблема социализации учеников нашей школы вообще  и младших школьников в первую очередь. Контингент учащихся  нашей школы – это дети из  заводских семей, родители наших воспитанников трудятся на градообразующем предприятии, Чусовском металлургическом заводе.  Наша  школа - маленькая и уютная - досуговый центр посёлка Металлургов.  Мы удалены от центра города, а значит от других  культурно – образовательных и досуговых  центров.  С другой стороны, именно проектная деятельность учащихся кажется нам наиболее  привлекательной  и полезной      для развития школьников, формирования их  социально значимых качеств.

Проектная деятельность  в начальной школе  позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и так же обеспечить  процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokproekt_mama.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по литературному чтению. 3 класс

Тема: “Мама – главное слово”.

Форма урока: урок-проект (работа в группах).

Цели урока:

познакомить учащихся со стихотворениями и рассказами о маме;

способствовать развитию умения высказывать свои мысли; развитию творческих способностей; мышления; обогащению словарного запаса;

способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование: выставка книг, диски с музыкой, карточки, план защиты.

Ход урока

Предпроектный этап

(вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

- Вы все знаете, что15 мая  - День семьи

- А кто зажигает обычно семейный очаг? Конечно же, наша любимая мамочка.

- А какой праздник отмечают в последний день осени?

- 30 ноября мы отмечаем замечательный праздник – День Матери.

В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. Сегодня наш урок будет не совсем обычный, посвященный именно этому празднику.

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё, самое доброе и ласковое сердце. В верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Говорят, что женщине не бывает больше 39 лет.

- Мама… Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл.

- Прочитайте пословицы:

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше матери друга не сыщешь.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Без матушки родной и цветы цветно не цветут.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

- Как вы понимаете их смысл? (Мама всегда поможет, выручит в любой беде – она лучший друг. Когда мамы нет, мы без нее скучаем, и нам все не в радость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит).

- Какое стихотворение о маме мы читали на уроках чтения? (“Посидим в тишине” Е. Благининой)

- Какая главная мысль этого стихотворения? (Мама очень много для нас делает. Надо беречь здоровье мамы, помогать ей, давать отдохнуть)

- Сегодня вы приготовили стихи и рассказы о маме. Давайте послушаем их, выделим в них главную мысль, поймем, как дорога человеку мама.

З. Воскресенская “Мама”

- Почему это слово самое прекрасное на Земле? (Его первым произносят дети. Мама – самый близкий и дорогой человек. Мамы нужны и малышам, и взрослым)

- Почему человеку всегда нужна любовь матери? (мама ни к чему не останется равнодушной, она поддержит и в горе, и в радости)

С. Михалков “А что у вас?”

- Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте строчки из стихотворения наизусть. (мамы разные нужны, мамы всякие важны)

- А кем работают ваши мамы?

Б. Емельянова “Мамины руки”

- Чем девочка обидела маму? (она сказала, что у мамы жесткие руки)

- Почему же бабушка сказала, что у мамы “золотые руки”? как вы понимаете это выражение? (мама все умеет: она и работает, и готовит, и шьет, и вяжет)

- А что очень хорошо делают ваши мамы, расскажите.

- Какова главная мысль этого рассказа? (мамины руки – золотые, они все умеют делать, но остаются самыми нежными, ласковыми)

А. Барто “Разлука”

- Какое настроение в этом стихотворении у мальчика? (грустное, он скучает без мамы)

- Почему он делает уроки, моет руки? Ведь мама не видит этого. (Он хочет сделать маме приятное, чтобы мама порадовалась, когда приедет)

- Расскажите, как вы себя чувствовали, когда мама надолго уезжала?

- Какова же главная мысль этого стихотворения? (когда мама уезжает, в доме без нее становится скучно и холодно)

Н. Саконская “Разговор о маме”

- За что же мы любим маму? (за то, что когда нам плохо, она нас успокоит, поддержит. За то, что ей можно все рассказать, и она поймет, потому что она наш лучший друг)

- Почему, когда мама сердится, на нее нельзя обижаться? (она желает нам добра)

4. Физминутка

Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает. Поиграем в игру “Мамочка”. Я задаю вопросы, а вы отвечаете хором “Мамочка!”. Только дружно и громко.

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: “Вставать пора?”

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку кто налил?

Кто косичку мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

5. Создание продукта проектной деятельности

- Какая главная тема нашего урока? (мама)

- Да, ребята, вот таким образом, с помощью стихотворений поэты передали свое отношение к матерям, свои чувства, эмоции, любовь к ней.

- Как еще можно передать свои чувства к маме? (через краски)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти портреты? Как думаете, какие чувства вложили художники, рисуя их?

- Как еще можно выразить свою любовь к маме? (с помощью музыки)

- Сейчас послушаем музыку, вы постарайтесь определить ее смысл.

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Какое настроение у вас, когда вы слышите данную музыку?

- Вот сейчас мы с вами проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- В чем проявляется ваша любовь к маме?

- Подумаем над этим, и попробуем создать проект на тему: “Мама в нашей жизни”.

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка.

- Подумайте, какие продукты вы можете создать по теме “Мама в нашей жизни”.

- Вспомним, как поэты выражали свою любовь к мамам?

- Художники с помощью красок выражают свою любовь к мамам, композиторы – с помощью музыки, поэты пишут стихотворения, певцы могут с помощью песен.

- А как еще можно выразить свою любовь к маме?

- Вот вы часто читаете газеты, встречали ли вы там статьи о мамах, бабушках, родных людях?

- Так кто же их пишет? Правильно журналисты.

- Когда мы читаем стихотворения в учебнике, что есть на страницах учебника кроме стихотворений и картин? (иллюстрации)

Разделение на группы

 

Я        Поэт

Журналист

Художник

Иллюстратор

Композитор

- Каждый из вас получил свою роль, выберите главного в группе. Создайте продукт к проекту на тему “Мама в нашей жизни”

6. Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

(Пока уч-ся творят, сочиняют, рисуют, учитель консультирует, играет музыка)

7. Защита

План

Название продукта

Почему выбрали именно этот продукт

Какие мысли и чувства вложили в него

Чья это была идея (кто был самый активный)

Кому бы вы хотели показать этот продукт

8. Итог урока

- Какие стихи и рассказы о маме тронули ваше сердце? Чем?

9. Рефлексия

понравился ли вам сегодняшний урок?

чей продукт понравился больше всего?

хотели ли вы дать кому-нибудь рекомендации?

как оцениваете свою работу на уроке?

Учитель – ребята, вы молодцы!!! Вы сегодня освоили метод проекта. Вы уже знаете, что такое проект, как создать продукт. Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов в освоении метода проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна

     Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...