конспект урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

 

 

 

 

 

Составили:

                                                                        Горина Е.В.

Живорыкина М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пичаево

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:    Рассказ А.И.Приставкина  «Портрет отца».

 

 

 

Цель:   Дать сведения о жизни детей в тылу

                       в детских домах во время  Великой Отечественной войны.

 

 

Задачи:       1. Ознакомить с творчеством

                нашего современника  писателя

                Анатолия Игнатьевича

                 Приставкина.

                   2. Развивать умение анализировать,

                ориентироваться в тексте,

                выделять главное, кратко пересказывать

                 текст, развивать речь, кратко и понятно

                выражать свои мысли. Работать над

                техникой чтения.

                   3. Воспитывать чувство патриотизма.

 

Оборудование:  портрет и произведения А.И.Приставкина,

                           рисунки уч-ся о войне,

                          фотографии участников войны  - 

                           села, компьютер.

 

 

Оформление: в центре  доски -  годы войны  1941  -  1945 и плакат 65 лет победы, слева  -  рисунки детей.

 

 

I.Организационный момент

 

 

 

 

IIАктивизация интеллектуальной деятельности.

  • Презентация детских проектов «Наши земляки - ветераны»

 

 

 

 

 

 

 

- подготовка к восприятию нового материала;

- воспитывать чувство патриотизма;

 

 

 

 

 

IIIРабота по теме урока.

  • Вступительное слово учителя о войне, о горе, которое  несёт с собой война, о детях, чьё детство пришлось на военные годы.

И сегодня мы с вами поработаем над проблемой «Детство, опаленное войной. Какое оно?».

 

  • Знакомство с биографией писателя.
    Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири.
    « У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».

 

  • Выставка книг А.И Приставкина.

 

  • Первичное чтение – погружение рассказа детьми.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

   - Кто главный герой рассказа?

   - Как мальчик оказался в детдоме?

              - Какие чувства испытывали вы, читая   рассказ?

        5 Работа в группах.

А) Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит     вопросы по тексту).

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  6. Анализ текста по составленным детьми вопросам.

 

 7. Физкультминутка.

 

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули

Отдохнули?

Отдохнули!

 

  8.Поисковое чтение.

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?          

 

 

 

 

 9. Чтение по ролям.

 

 

 

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

-постановка проблемы

и создание условия для ее решения;

 

-знакомить детей с биографией писателя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- развивать читательский интерес;

 

- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений;

- создание смыслового поля;

- учить читать и думать;

 

- переживание участниками определённого опыта, осмысление прочитанного;

-развитие умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения, делать соответствующие выводы;

 

- учить анализировать текст;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- учить ориентироваться в тексте;

- обеспечить достижение максимально полной осознанности информации;

 

 

- работать над выразительностью чтения, дикцией;

 

 

IIIОбучающая самостоятельная работа.

 

- Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

- В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

- 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

- развивать воображение, творчество;

-создавать условия для развития умения чувствовать настроение героя произведения;

IVЭмоционально – психологическое восприятие урока.

 

   1.Конкурс рисунков «Мы за мир» (музыкальное сопровождение).

   - Подумайте ещё раз о том, что вы сегодня слышали, осмыслите это

 

 

 

- изображение чувств и переживаний красками в цвете;

- учить читать, чувствовать и переживать;

 

 

V.Рефлексия.

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

- Что вас взволновало на уроке, что показалось важным, таким, что надо обязательно запомнить?

-Почему мальчик был согласен отдать другу все, что у него было, за портрет  своего отца?

 

 

- соотнесение цели и результата урока;

VI. Итог урока.

- А как бы ты поступил на его месте?

- Чему учит этот рассказ?

 

 

- подвести детей к ответу на проблемный вопрос «Детство, опаленное войной. Какое оно?»

VII.Д/З.

Составление плана пересказа. Пересказ текста.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....