Сердцу милый уголок. Урок литературного чтения. 4 класс
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Побирухина Светлана Геннадьевна

На уроке используется технология оптимального чтения .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 4 класс

                                                                 Побирухина Светлана Геннадьевна

                                                       МОУ Междуреченская СОШ

                                                                                               

Тема : «Сердцу милый уголок»

Цели:

  1. Образовательная.

Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приёмов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.

  1. Развивающая.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы ( мышление , память)

  1. Воспитательная.

Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Для детей: По  теме  урока

                     Будем  думать,  размышлять,

                     На  вопросы  отвечать,

                     Выразительно  читать.

Тип урока: Комбинированный

Технология, используемая на уроке:

Технология оптимального чтения .

Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. Учебник «Чтение и литература», 4 класс, автор О.В.Джежелей.
  2. Портрет М. Горького
  3. Карточки- инструктажи для работы в парах.
  4. Слайды по теме «Сердцу милый уголок».
  5. Рисунки  детей  по  теме « Сердцу  милый  уголок» .
  6. Диск  с  записью  песни « С  чего  начинается  Родина»

                                         ХОД  УРОКА  :

 Первичное   восприятие  произведения  М  Горького  Утро  состоялось  на  предыдущем  уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент ( 1 мин.)

Приветствие гостей .

Пусть  этот  урок  принесёт  нам  радость  общения

и  наполнит  наши  души  прекрасным.

II

Тема.  Цель.  

  1мин.

III  Разминка

3 мин.

Цель : развитие  скорочтения . внимания ,

речевого  аппарата  

IV Психологический настрой на работу на уроке ( 2 мин.)

Цель : Эмоциональная подготовка учащихся

- Прочитайте  тему  урока :

- Назовите  цель  урока :

- Итак, вперёд , разминка  ждёт.

- Для  чего  она  нужна

- Прочитайте  про  себя  слова

- Игра  Кто  быстрее  прочитает   заданное  слово.

Приложение  1.  

- Молодцы  Мы  готовы  к  дальнейшей  работе.

Включается запись

 « Голоса птиц в природе». Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса « С чего начинается Родина»

- Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на.

- Какие картинки вы видите, когда произносите это слово?

- Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.

- А  теперь  давайте  обратимся  к  рисункам , которые  вы  нарисовали  дома

по  теме  урока.

  Какие  замечательные  места,

милые  вашему  сердцу  вы

изобразили !

- Какие  цвета  вы  старались  использовать?

- Вы  изобразили  милый  уголок  в  цвете , а мы сегодня

проследим  как  его описывает

писатель.

Сердцу  милый  уголок

Читают  запись  с  доски :

По  теме  урока  

Будем  думать , размышлять,

На  вопросы  отвечать,

Выразительно  читать.

Дети  высказываются

-Учащиеся  читают  слова , записанные  на  доске  и  выпол-

няют  задания.

Ассоциативный ряд:

- при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д.

- Тёплые, светлые, яркие  …

V.

Актуализация знаний ( 5 мин.)

Цель: восстановить в памяти знания,  необходимые для дальнейшей работы над произведением.

- С каким произведением мы начали знакомство на  преды-

дущем  уроке ?

- О чём оно?

- Зачем автору понадобилось включить элементы сказки?

- Какой вывод мы сделали  на прошлом уроке ?

Почему  автор  захотел  рассказать  нам  о  том , как  наступает  день

С произведением М.Горького «Утро».

О том, как начинается, рождается новый день.

- Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д.

- описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины.

Дети  рассуждают.

VI

Работа с произведением

( 20 мин.)

1.Работа с началом произведения

Физкультминутка

 под  тихую  музыку  «Прогулка  в лес»

2.Выборочное  

   чтение.

Работа в парах по рядам

Цель: дифференцированный подход

3. Проверка

- Найдите отрывок, в котором говорится о том, как  писатель  описывает  рождение  дня

- Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему?

- Прочитайте вслух выразительно

- Какими приёмами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы?

Приложение  2

-Тихо, так как день только начинается, всё начинает просыпаться; автор употребил слова « тихонько прячется»

- Дети читают, соблюдая интонацию

- Использовал  олицетворения,

эпитеты, сравнения.

1ряд – задания , направленные  на  развитие  дикции   и  выразительности.

2  ряд – задания , направленные  на  развитие  выразительности  чтения

3  ряд – задания, направленные  на  увеличение  темпа  чтения  и  осмысленности  читаемого

VI

Обобщение

Итог ( 2 мин.)

- Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка

- Я присоединяюсь к словам М.Горького.

-Какая тема урока была сегодня7

- Какую цель мы ставим перед собой?

- Дети находят отрывок, зачитывают.

VII

Домашнее задание

( по выбору) ( 3 мин.)

1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста.

2.Перечитать

3.Составить кроссворд по произведению М.Горького.

VIII

Рефлексия

( 3 мин.)

-Какие  чувства  у  вас  возникли  после  чтения  описания  милого  уголка  природы  М. Горького?

-Влновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?.

- Положите ручку на своё сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим  урок стихотворением, которое написал. Зайцев  М.

( приложение 3)

- 3 ученика дикламируют стихотворение, а в это время идёт показ слайдов « Сердцу милый уголок»

Приложение 3

Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка,

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой- зима, а лето- летом,

А весна- так в щебете скворцов!

Если осень-ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Всё спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках…

                         ( М.Зайцев)

Приложение 2

Работа в парах. 1 ряд.

  1. Прочитайте отрывок, в котором  автор  описывает волны.
  2. Составьте кластер.            

                                                      СОЛНЦЕ

                             Волны ласкового моря

         Эпитеты                                                    Олицетворения

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

________________________                       _____________________

 3. Найдите предложение, в котором говорится о том, как волны перекатываются. Какой согласный звук помогает передать, что  волны перекатываются.

- Прочитайте так, чтобы мы услышали как перекатываются волны.

                                                       

Работа в парах. 2 ряд.

  1. Прочитать по  ролям  отрывок, где описываются цветы.
  2. Составьте кластер.

                                                                     

                                                                          СОЛНЦЕ

Милые цветы

Что  делают





3. Подумайте: для чего автор использует много глаголов?

Работа в парах. 3 ряд.

  1. Приготовьтесь  к  трёхкратному  чтению  минутного  отрывка  на  странице  8.
  2. Задайте  друг  другу  вопросы  по  содержанию.

        Приложение 1

Цветы

пчелы

птицы

ботара

удивление

ящерица

-Прочитайте слова  про себя

-А сейчас, кто быстрее найдет и прочитает следующие слова

  1. Прочитайте слово , в котором  гласные идут  в таком порядке: я-е-и-ы (ящерица)
  2. Прочитайте 6 слово  снизу  (цветы)

Упражнение  «Нюхаем цветы» ( Три коротких вдоха , один выдох)      

 


  1. Прочитайте 2 слово сверху  (пчелы)

Упражнение  «Хоботок» . Хоботок  вместо рта. Изо всех сил  сожмите губы в кружок и

вытяните их вперед .Подвигайте хоботком  влево- вправо , вокруг, слева- направо.

  1. Мальчики первого ряда прочитайте слово , в котором  последняя (е)

-поиграем со словом. Прочитайте  с разными  оттенками  интонации: (радость,

           удивление, восхищение)

     - Чему  удивились, когда шли в школу ?

     - Я рада , что вы видите красоту  вокруг себя , что внимательны.

     -Какое слово  показалось  интересным ?

     - Что это за  слово ? (ботара – работа)

     - Нам надо  на  «отлично»  сегодня  поработать  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс фотографий "Сердцу милый уголок"

Фотографии малой Родины , природа Дальнего Востока...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

"Моя малая родина - сердцу милый уголок!"

Методическая разработка классного часа «Моя малая родина — милый сердцу уголок!»Актуальность данной темы обусловлена тем, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство патриотизма, любв...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок"

Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок". Визитная карта разработана для обучающихся с нарушением слуха. 4 класс....