Сердцу милый уголок. Урок литературного чтения. 4 класс
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
На уроке используется технология оптимального чтения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass_serdcu_milyy_ugolok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, 4 класс
Побирухина Светлана Геннадьевна
МОУ Междуреченская СОШ
Тема : «Сердцу милый уголок»
Цели:
- Образовательная.
Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приёмов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.
- Развивающая.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы ( мышление , память)
- Воспитательная.
Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Для детей: По теме урока
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Тип урока: Комбинированный
Технология, используемая на уроке:
Технология оптимального чтения .
Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование:
- Учебник «Чтение и литература», 4 класс, автор О.В.Джежелей.
- Портрет М. Горького
- Карточки- инструктажи для работы в парах.
- Слайды по теме «Сердцу милый уголок».
- Рисунки детей по теме « Сердцу милый уголок» .
- Диск с записью песни « С чего начинается Родина»
ХОД УРОКА :
Первичное восприятие произведения М Горького Утро состоялось на предыдущем уроке
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент ( 1 мин.) | Приветствие гостей . Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасным. | |
II Тема. Цель. 1мин. III Разминка 3 мин. Цель : развитие скорочтения . внимания , речевого аппарата IV Психологический настрой на работу на уроке ( 2 мин.) Цель : Эмоциональная подготовка учащихся | - Прочитайте тему урока : - Назовите цель урока : - Итак, вперёд , разминка ждёт. - Для чего она нужна - Прочитайте про себя слова - Игра Кто быстрее прочитает заданное слово. Приложение 1. - Молодцы Мы готовы к дальнейшей работе. Включается запись « Голоса птиц в природе». Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса « С чего начинается Родина» - Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на. - Какие картинки вы видите, когда произносите это слово? - Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами. - А теперь давайте обратимся к рисункам , которые вы нарисовали дома по теме урока. Какие замечательные места, милые вашему сердцу вы изобразили ! - Какие цвета вы старались использовать? - Вы изобразили милый уголок в цвете , а мы сегодня проследим как его описывает писатель. | Сердцу милый уголок Читают запись с доски : По теме урока Будем думать , размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. Дети высказываются -Учащиеся читают слова , записанные на доске и выпол- няют задания. Ассоциативный ряд: - при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д. - Тёплые, светлые, яркие … |
V. Актуализация знаний ( 5 мин.) Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для дальнейшей работы над произведением. | - С каким произведением мы начали знакомство на преды- дущем уроке ? - О чём оно? - Зачем автору понадобилось включить элементы сказки? - Какой вывод мы сделали на прошлом уроке ? Почему автор захотел рассказать нам о том , как наступает день | С произведением М.Горького «Утро». О том, как начинается, рождается новый день. - Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д. - описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины. Дети рассуждают. |
VI Работа с произведением ( 20 мин.) 1.Работа с началом произведения Физкультминутка под тихую музыку «Прогулка в лес» 2.Выборочное чтение. Работа в парах по рядам Цель: дифференцированный подход 3. Проверка | - Найдите отрывок, в котором говорится о том, как писатель описывает рождение дня - Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему? - Прочитайте вслух выразительно - Какими приёмами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы? Приложение 2 | -Тихо, так как день только начинается, всё начинает просыпаться; автор употребил слова « тихонько прячется» - Дети читают, соблюдая интонацию - Использовал олицетворения, эпитеты, сравнения. 1ряд – задания , направленные на развитие дикции и выразительности. 2 ряд – задания , направленные на развитие выразительности чтения 3 ряд – задания, направленные на увеличение темпа чтения и осмысленности читаемого |
VI Обобщение Итог ( 2 мин.) | - Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка - Я присоединяюсь к словам М.Горького. -Какая тема урока была сегодня7 - Какую цель мы ставим перед собой? | - Дети находят отрывок, зачитывают. |
VII Домашнее задание ( по выбору) ( 3 мин.) | 1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста. 2.Перечитать 3.Составить кроссворд по произведению М.Горького. | |
VIII Рефлексия ( 3 мин.) | -Какие чувства у вас возникли после чтения описания милого уголка природы М. Горького? -Влновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?. - Положите ручку на своё сердечко. Говорят, там душа человека. Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим урок стихотворением, которое написал. Зайцев М. ( приложение 3) | - 3 ученика дикламируют стихотворение, а в это время идёт показ слайдов « Сердцу милый уголок» |
Приложение 3
Распахну окно навстречу свету!
Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету
На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый
Сотнями поэтов и певцов,
Где зимой- зима, а лето- летом,
А весна- так в щебете скворцов!
Если осень-ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Всё спалит и лишь не тронет сосен
Да седин у мамы на висках…
( М.Зайцев)
Приложение 2
Работа в парах. 1 ряд.
- Прочитайте отрывок, в котором автор описывает волны.
- Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Волны ласкового моря
Эпитеты Олицетворения
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
3. Найдите предложение, в котором говорится о том, как волны перекатываются. Какой согласный звук помогает передать, что волны перекатываются.
- Прочитайте так, чтобы мы услышали как перекатываются волны.
Работа в парах. 2 ряд.
- Прочитать по ролям отрывок, где описываются цветы.
- Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Милые цветы
Что делают
3. Подумайте: для чего автор использует много глаголов?
Работа в парах. 3 ряд.
- Приготовьтесь к трёхкратному чтению минутного отрывка на странице 8.
- Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Приложение 1
Цветы
пчелы
птицы
ботара
удивление
ящерица
-Прочитайте слова про себя
-А сейчас, кто быстрее найдет и прочитает следующие слова
- Прочитайте слово , в котором гласные идут в таком порядке: я-е-и-ы (ящерица)
- Прочитайте 6 слово снизу (цветы)
Упражнение «Нюхаем цветы» ( Три коротких вдоха , один выдох)
- Прочитайте 2 слово сверху (пчелы)
Упражнение «Хоботок» . Хоботок вместо рта. Изо всех сил сожмите губы в кружок и
вытяните их вперед .Подвигайте хоботком влево- вправо , вокруг, слева- направо.
- Мальчики первого ряда прочитайте слово , в котором последняя (е)
-поиграем со словом. Прочитайте с разными оттенками интонации: (радость,
удивление, восхищение)
- Чему удивились, когда шли в школу ?
- Я рада , что вы видите красоту вокруг себя , что внимательны.
-Какое слово показалось интересным ?
- Что это за слово ? (ботара – работа)
- Нам надо на «отлично» сегодня поработать на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс фотографий "Сердцу милый уголок"
Фотографии малой Родины , природа Дальнего Востока...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
"Моя малая родина - сердцу милый уголок!"
Методическая разработка классного часа «Моя малая родина — милый сердцу уголок!»Актуальность данной темы обусловлена тем, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство патриотизма, любв...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок"
Визитная карточка проекта "Сердцу милый уголок". Визитная карта разработана для обучающихся с нарушением слуха. 4 класс....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....