Литературные викторины
материал по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра, она носит глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации, как радио, телевидение, компьютеры привело к существенному снижению интереса детей к чтению.
Данные научных исследований говорят о том, что отношения человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношения читателя к книге активным или умеренно пассивным. Роль книги должна возрастать. Викторина, согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, представляет собой «…игру в ответы на вопросы, обычно объединённые какой- нибудь общей темой».
Слово »викторина» восходит к латинскому»victoria» (победа). В египетской, греческой, римской мифологии герою нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать пророчества оракулов.
Отвечая на вопросы литературных викторин, дети должны сказать, кто автор данного конкретного произведения, как оно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос- одно очко, за знание фамилии автора и названия стихотворения по одному очку. То есть максимально за некоторые вопросы можно получить по три очка.
Главной формой работы учителя начальных классов по формированию юного читателя является проведение всевозможных литературных викторин. Почему именно викторины представляются оптимальной литературной затеей для школьников? Потому что для их проведения не требуется никакого дорогостоящего оборудования, только текст викторины всё! Удобно и эффективно.
Литературные викторины можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения.
Ты сер, а я, приятель, сед
/Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова?/
1)»Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!»
/Лисица. «Ворона и Лисица»/
2)»Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
/Стрекоза. «Стрекоза и Муравей»/
3)»….Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».
/Моська.»Слон и Моська»/
4)»Тьфу, пропасть! говорит она, и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
/Мартышка. «Мартышка и Очки»/
5)»…А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
/Соловей. «Квартет»
6)….»Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
/Свинья. «Свинья под дубом»/
7)»Соседушка, я сыт по горло»
/Демьян. «Демьянова уха»/
8)»Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»
/Волк. «Волк и Ягнёнок»/
9)»Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?»
/Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»/
10)»Ларец с секретом,
Так, он и без замка…»
/Механик-мудрец. «Ларчик»/
О каком времени года говорится в стихотворении?
1)Встаёт заря во глее холодной:
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк /О зиме. А.Пушкин/
2)Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы;
Потом медвяною росою
Пчелу-работницу напой… /О лете. В.Жуковский/
3)Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. /О весне. А.Плещеев/
4)Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол. /Об осени. И.Бунин/
5)На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий./О весне. В.Жуковский/
6)Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит./О зиме. А.Пушкин/
7)С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Всё вторит весело громам.
/О весне. Ф.Тютчев/
8)Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой. /Об осени. А.Фет/
9)Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…/О зиме. И.Суриков/
10)Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все- простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде
/Об осени. Ф.Тютчев/
Животные в русских народных сказках
1)Кто топтал пшеницу в сказке «Сивка-Бурка»?/Конь/
2)Кто тянул репку последним?/Мышка/
3)Кто унёс Иванушку? /Гуси-лебеди/
4)Какую рыбу в русских народных сказках иногда называют
«чудо-юдо»? /Кит/
5)Кто из героев русской народной сказки «У страха глаза велики» носил прозвище норушка?/Мышка/
6)Кто разломал теремок?/Медведь/
7)Кто вёз лису в сказке «Лисичка –сестричка и волк»?/Волк/
8)Кого лиса угощала кашей?/Журавля/
9)Из шкуры какого животного была сделана шуба, принадлежащая купцу в сказке «Два Мороза»?/Из шкуры медведя/
10)Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»?/Петушок/
Золотой ключик/по повести А.Толстого» Золотой ключик, или Приключения Буратино»/
1)Имя старика, который смастерил из полена деревянного мальчика и стал его отцом/Карло/
2)Имя Буратино переводится с итальянского языка как» деревянная …» /Кукла/
3)Первое в жизни Буратино слово, которое он дважды произнёс, когда впервые открыл рот/Хи/
4)На дне какого водоёма находится заветный золотой ключик?/В пруду/
5)Как звали самую красивую куклу в кукольном театре синьора Карабаса Барабаса-девочку с голубыми волосами?/Мальвина/
6)Как звали крысу, врага Буратино? /Шушара/
7)Какое звание имел Карабас- Барабас?/Доктор кукольных наук/
8)Кто был храбрый защитник девочки с голубыми волосами?/Пудель Артемон/
9)Имя черепахи, подарившей Буратино золотой ключик?/Тортила/
10)Кто отправился в «Страну дураков»? /Буратино/
Литературные викторины помогают учителю привить учащимся интерес к книгам и любовь к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)
Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...
Сценарий литературной викторины "Пушкинская викторина" (к 175летию со дня гибели А.С.Пушкина)
Викторина проведена 10 февраля 2012 года. Викторина проводилась на параллели 3х классов....
Избранные викторины из книги И.Г.Сухина "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей
В материале собраны избранные викторины из книги И.Г.Сухина "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей...
Литературная викторина по сказкам "В мире литературных героев"
Литературная викторина по сказкам "В мире литературных героев"...
Литературная викторина по разделу "Чудесное рядом" О.В.Кубасова «Литературное чтение», 3 класс, 4 часть.
Литературная викторина по разделу "Чудесное рядом" О.В.Кубасова «Литературное чтение», 3 класс, 4 часть....
Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему: «В стране героев Андерсена» (литературная викторина)
Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему: "В стране герев Андерсена" (Литературная викторина)....
Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению
В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...