Контрольная работа и уроки по литературному чтению для 1 класса
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Итоговая контрольная работа по литературному чтению для 1 класса по программе "Перспективная начальная школа". технологическая карта к урокам по теме "Малые жанры фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki_i_kontrolnaya_rabota.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений первоклассников по курсу литературного чтения

Контрольные работы по литературному чтению должны показывать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и авторской программой курса УМК «Перспективная начальная школа».

Тестирование по содержанию учебного материала (вид итоговой проверки)

  1. Вариант.
  1. Отметь жанр малого фольклора.
  1. Рассказ
  2. Загадка
  3. Стихотворение
  1. Отметь фамилию писателя, который писал шуточные рассказы о детях.
  1. М. Горький
  2. С. Козлов
  3. Н. Носов
  1. Отметь пословицу.
  1. Купи  кипу пик.
  2. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
  3. Грамоте учиться – вперед пригодится.
  1. Отметь, к какому жанру относятся работы Ю. Васнецова.
  1. Небылица
  2. Сказка
  3. Считалка
  1. Отметь имя героя сказки «Репка».
  1. Незнайка
  2. Мышка
  3. Петух
  1. *Отметь, из какого произведения этот отрывок.

            Целыми днями,

            Целыми днями

            Мы по квартире

            Летаем орлами.

  1. А.Усачев
  2. В. Лунин
  3. Б. Заходер
  1. * Подчеркни лишнее слово.

    Стихотворение, сказка, рассказ, герой, загадка.

  1. Дополни предложение. «Репка», «Теремок» - это сказки…….
  2. *В каких произведениях говорится о любви к природе и об особом взгляде на мир. Запишите название и авторов произведений.
  3.  Назови  основные особенности дразнилки.

2 – Вариант.

  1. Отметь жанр малого фольклора.
  1. Рассказ
  2. Скороговорка
  3. Стихотворение

2. Отметь фамилию писателя, который писал шуточные рассказы о детях.

  1. Б. Заходер
  2. Н. Носов
  3. С.  Воронин

3. Отметь загадку.

  1. Азбука - к мудрости ступенька.
  2. Если в доме заведется –

До продуктов доберется.

Сахар, сыр и корку –

Все утащит в норку.

  1. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  1. Отметь, к какому жанру относятся работы Ю. Васнецова.
  1. Небылица
  2. Сказка
  3. Считалка
  1. Отметь имя героя рассказа «Эхо».
  1. Котенок Гав
  2. Внучка  
  3. Медведь
  1. *Отметь, из какого произведения этот отрывок.

            Целыми днями,

            Я быка нарисовал,

            Но в тумане бык пропал.

            Речка, было, заискрилась

            И она в тумане скрылась.

  1. Э. Успенский
  2. И. Токмакова
  3. С. Козлов
  1.  Подчеркни лишнее слово.

     Загадка, считалка, скороговорка, потешка, рассказ, пословица.

  1. Дополни предложение. «Про белого бычка», «Про сороку и рака» - это …… сказки.
  2. *В каких произведениях говорится о фантазии. Запишите название и авторов произведений.
  3.  Назови  основные особенности заклички.

  Итоговая проверка навыка чтения вслух.  

 

1-Вариант.

                                                                                   В. Осеева

            Трудная задача

      Светлана решала задачу, но задача не выходила.

- Дай я решу тебе задачу, - сказал брат.

- Нет, я сама решу, - ответила Светлана.

- Дай я тебе помогу, - сказала мама.

- Нет, я сама справлюсь!

     Девочка думала, считала, писала – и задача у нее вышла.

          Вопросы и задания

  1. Расскажи, какой ты представляешь девочку?
  2. Как ты понимаешь слова: «…и задача у нее вышла»?
  3. Найди и прочитай фамилию автора.
  4. Определи жанр  текста: стихотворение, сказка, пословица, закличка, рассказ.

                                Как Вероника сочиняла стишок.

                                                                                                 А. Усачев

         Тот, кто хоть раз пробовал чернила, знает, что по вкусу они совершено не похожи на компот.                                                                                                                                                                                                                                       К счастью, папа был дома. Он тут же Веронике сделал промывание желудка, заставил выпить кучу порошков и уложил на диван.  Весь вечер Вероника была тихой и задумчивой. А когда семья стала укладываться спать, вдруг громко произнесла:  

                                      Черника – это радость.

                                       Чернила – это гадость….                                                                          

                                        Но не дают ежике

                                        Компота из черники!

    - Это же настоящие стихи! У нашей дочери прорезался поэтический талант! И кто бы мог подумать, что чернила….

                      Вопросы и задания 

  1. Предположи, как закончилась эта история.
  2. Чему удивился папа Вероники? Найди в тексте слова, подтверждающие твое мнение, и подчеркни их.
  3. Вспомни, с какими произведениями А. Усачева ты уже знаком(а), назови их.    

Итоговая проверка выразительности чтения

 (Выразительность чтения проверяется у хорошо читающих детей)  

            1 - Вариант

                                        Котик

                         Русская народная песенка    

                    Котя, котенька-коток,

                    Кудреватый лобок ,

                    Хвостик пушистый,

                    Глазок золотистый!

                    Как у котика-кота

                    Шубка очень хороша:

                    Спинка серенькая,

                    Грудка беленькая.

                    Как у котика-кота

                    Лапки крепенькие,

                     Лапки крепенькие,

                    Когти цепкие!

    Вопросы и задания

  1. Каким ты представляешь котика? Расскажи.
  2. Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.

  1. Вариант

                                              Ю. Черных

      Песенка ежика.

У меня-то что-то есть,

Это что-то можно съесть!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

Захочу еще найду.

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Много-много притащу,

Папу с мамой угощу!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Вопросы и задания

  1. О чем поёт ёжик? Каким ты его представляешь? Расскажи.
  2. Подготовь выразительное чтение стихотворения.

Подсказка. Обрати внимание на передачу настроения ёжика ( веселое, грустное), тон чтения (загадочный, шутливый, радостный). Делай паузы на знаках препинания, выделяй голосом главные слова, показывай интонацию восклицательных предложений.

  1. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.

Итоговая проверка уровня начитанности

Комплексная разноуровневая контрольная работа

(При выполнении работы учащиеся могут пользоваться учебниками, хрестоматиями, детскими книгами.)

  1. Вариант

  1. Вспомни героев сказки Б. Заходера «Серая звездочка». Заполни схему. Какая это сказка народная или авторская? Нужное обведи.

        жаба

 

         

       роза

     Герои сказки

     астра

   

     

  ежонок

     

А

  1. Напиши, из каких произведений взяты эти отрывки?

«- Я муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, а ты кто?

- Я комар-пискун.»

« Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

  А в этой избушке жил большущий медведь.»

  Определи, на какой странице надо открыть хрестоматию, чтобы прочитать эти сказки?

  1. Прочитай фамилии писателей. Подчеркни фамилии зарубежных писателей.

    С. Маршак, Д. Биссет, Саша Чёрный, Ю. Коваль, Д. Хармс.

  1. Подчеркни слова, которые  указывают на то, что это закличка.

                             

                               Летит кулик из заморья,

                               Несет кулик девять замков.

                               Кулик, кулик, замыкай зиму,

                               Отпирай весну, красно летечко!

  1. * Дополни модель обложки.

 Считалки

 

 

       

     2-Вариант

  1. Прочитай отрывок. Каким  был Пудик? Найди и подчеркни ответ в тексте.

                                                                       М. Горький  

                         Воробьишко

                           Отрывок

 

   Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него?

  1. Дополни  модель обложки.

 Воробьишко

        

  1. Прочитай. Кто это говорит? Запиши.

« - К нам заходил бегемот?»

  1. Кто написал стихотворение «Багаж»? Подчеркни ответ.

Е. Благина, Л.Толстой, А. Барто, С. Маршак, И.Пивоварова.

5. * Сочини загадку о реке.

Методические разработки уроков по литературному чтению для первого класса по теме «Малые жанры фольклора»

Тема.  Начало пути: волшебные предметы и помощники

Форма. Урок – исследование

Тип урока: формирование знаний, умений.

Задачи.

Воспитательные: развитие у детей самостоятельности;

Образовательные: начать подготовительную работу по пониманию логики сказочного жанра, логики построения учебника и сюжета волшебной сказки;

Развивающие: формирование умения анализировать, выделять главное.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению, видеозапись сказок.

Этапы урока, цель этапа

Управляющая деятельность учителя

Самоуправляющая деятельность учащихся

1. Актулизация знаний.

Мотивация к предстоящей деятельности, организация групповой работы ( 5 -7мин.)

- Ребята, представьте, что вы исследователи? Кого так называют? Сейчас  мы отправимся с Машей и Мишей в путешествие, по пути будим изучать объекты.

Работать будете в группах. Мальчики – помощники Миши, девочки – помощницы Маши.

- Угадайте название сказок. Видеозапись сказок «Морозко»,

« По щучьему велению»

Слайд 1

Кто главные герои? Кто помогает героям преодолеть трудности?

- Кто догадался, куда мы совершим путешествие?

- Мы отправимся в волшебный лес, а путеводителем будет учебник.

-Прежде, чем отправиться в путь поставьте задачи, которые мы должны решить.

Отвечают на вопросы.

Организуют работу в группах.

Просмотр фрагментов из сказок.

Обсуждение вопросов.

Дети высказывают свое мнение.

Слайд 2

Задачи

1. Узнать, как построен учебник.

 2. Узнать, как построены волшебные сказки.

2.« Открытие» нового знания

Развитие умений планировать предстоящую деятельность, предвидение результатов и коррекция деятельности учащихся (30 мин.)

Активизация читательского опыта

-Начинаем первое исследование.

Командиры групп, распределите вопросы, обсудите ответы, выберите выступающих.

Рассмотрите, учебник и ответьте на вопросы.

Коррекция ответов учащихся.

Слайд 4

Выводы:

  1. Учебник состоит из обложки, титульного листа, информационного листа, учебного материала;
  2. Обложка рассказывает о названии, авторе учебника;
  3. Титульный лист дополняет информацию обложки;
  4. На информационном листе находится оглавление, условные обозначения;
  5. Оглавление нужно для поиска интересующего нас произведения;
  6. Условные обозначения помогают выполнять задания в учебнике.

Вы справились с первой трудностью, продолжаем путешествие.

- Откройте учебники на стр. 3, прочитайте текст.

- Куда идут Маша и Миша? Что нужно выполнить ребятам, чтобы попасть в волшебный лес? Кто им помогает? Какие волшебные предметы выбрали дети?

  1. Физминутка.

Откройте тетради на стр. 3,выполните задание.

- Какие сказочные сюжеты вам знакомы? Чем похожи все волшебные сказки?

Назовите волшебные предметы? Для чего они нужны героям?

- Прочитайте стихотворения и выполните задания.

- Каким вы, представили репейник?

- Какой у него характер?

- С кем сравнивает поэт репейник?

Продолжаем наше путешествие.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 4- 5. Проследите, какой путь должны пройти Маша и Миша, чтобы попасть в Волшебный лес.

- Кто встречается на пути?

Прочитайте текст и помогите Маше выполнить задание, разгадать первую тайну.

Изучить построение учебника.

Слайд 3

Задание для девочек.

- Из чего состоит учебник.

- Расскажите, какую информацию можно узнать с обложки, титульного листа.

Задание для мальчиков.

- О чем рассказывает информационный лист?

 - Для чего нужны условные обозначения и оглавление?

Выступления детей.

Читают вслух «по цепочке», отвечают на вопросы.

Мальчики объясняют, какой предмет выберет Миша? Почему?

Девочки объясняют, какой предмет выберет Маша? Почему?

Самостоятельная  работа в ТПО

Слайд 5

Вывод : в волшебных  сказках герои отправляются в путь, выполняют трудные задания при помощи волшебных предметов и помощников.

Работа в группах.

А. Пчельникова «Репей» - анализируют девочки, Е. Серова «Репейник» - мальчики.

Слабочитающие  дети выполняют  задания на стр. 3 «Пройдись по лесенке...», «Прочитай строчки».

Работа в группах.

Задание выполняют мальчики.

Задание выполняют девочки.

Слайд 6

Вывод: докучать, значит надоедать. Репейники пристают, от них трудно избавиться.

3.Рефлексия

- Мы прошли длинный путь, пора отдохнуть.

Расскажите, какие тайны вы раскрыли по пути в Волшебный лес. Поможет вам волшебный клубочек.

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, я вам вручаю отличительные знаки «Юные исследователи».

А тайны, которые остались непонятными, мы раздаём при новой встрече.

Дети встают в круг передают клубок ниток, раскручивая его по кругу, заканчивают предложение. « Мне на уроке было неожиданно и интересно…, осталось непонятным..»

Тема. Тайны загадок

( элементы технологии развития критического мышления)

Тип урока: формирование знаний, умений.

Задачи.

Воспитательные: развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах справиться с решением посильной задачи;

Образовательные:  продолжить формирование представлений о действенно-игровом характере малых жанров фольклора. Анализируя загадку, познакомить с художественным приемом, олицетворение;

Развивающие: формирование умения анализировать, развитие творческого воображения.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению, карточки с опорными словами, лица человечков для тестирования состояния детей ( веселая, грустная, удивленная)

Этапы урока, цель этапа

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучаемых

Средства обучения

Формы деятельности обучаемых

Методы обучения,

измерители

Организационный

Мотивировать обучающихся на активную работу (1 мин)

Я предлагаю вам зарядиться положительной энергией.

- Улыбнитесь друг другу, желаю вам активной работы на уроке и узнать много интересного.

Выполнение заданий учителя

Фронтальная.

Беседа

Вызов

Повторить известный материал , подготовить к восприятию новой информации

(5 мин.)

Организация работы по составлению кластера

- Посмотрите на термины, выберите те, которые вам знакомы.

Слайд 1

- Какое из данных понятий включает в себя другие?

Что мы называем фольклором?

Давайте составим схему.

- Что такое докучная сказка, считалка , закличка? Где мы их расположим в схеме?

Назовите особенности докучной сказки. Учитель перечисляет особенности считалки.

Какой характер у жанров фольклора?

Что такое загадка?

 Какие вопросы у вас возникли? Как назовем тему нашего урока?

Вспоминают формулировки понятий.

Составляют кластер.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Дети отвечают,  какому жанру, они принадлежат.

Слайд 2

Работа по кластеру

Слайд 3

Участие в постановке задач и формулировке темы урока.

 Слайд 4

Компью

тер

 Карточки с опорными словами.

Фронтальная.

Беседа.

Вопросы

Осмысление

Знать: приемы анализа текста; приемы обобщения.

Уметь: анализировать текст, выделять главное; доказывать свое мнение; читать выразительно загадку, учитывая, её особенности;

Работать  самостоятель но(25 мин.)

Руководит работой детей.

_ Для чего предназначен текст загадки?

- Какой он по характеру?

Чтение вопросов стр. 16-17

Обратить внимание на иллюстра ции  стр.16

Организация работы в парах

Чтение загадок по учебнику стр.14-15

Под руководством учителя делают

Слайд 5

выводы:

Текст требует не только чтения, но и разгадыва ния.

Загадки, в которых используют ся имена людей, похожи на дразнилки.

Растениям и животным в загадках даны имена людей, они наделяются качествами человека.

Природа была для людей живая

Тексты загадок

Иллюстра ция стр.16 в учебнике.

ТПО стр.9-10

Фронтальная. Самостоятель ная работа

Творческая

Беседа. вопросы и рассужде ния

Рефлексия

Уметь обобщать и доказывать свою точку зрения;

Развитие творческого воображения (9 мин.)

Проверка заданий.

 - Поэт чье поведение переносит на цветок?

Оживление растений, перенос на него действий человека- прием олицетворе ния.

Организация творческой работы.

 -Попробуйте сочинить свою загадку по модели.

Какой? Кто такой же?

Слайд 7

-Вернемся к кластеру. Дополните его новой информации ей о загадке.

-Подведение итога урока.

Оценить работу детей. Подарить закладку с загадкой.

Диагностика настроения детей

Вывод: использова ние приема олицетворе ния в поэтическом тексте;

Загадка состоит из 2 частей.

Слайд 6

Изображение заданного предмета и того предмета, с которым он сравнивается.

В парах составляют загадки по алгаритму.

Совместная работа.

Выбирают «мордочки», соответствую щие настроению

Компью тер

Слайд 8

Иллюстра ции предме тов

Индивиду альная работа

Творче

ская

Фронталь ная

Самостоя тельная работа

Беседа

Лица человечков для тестирования состояния детей ( веселая, грустная, удивленная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Контрольно – измерительные материалы по предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК «Школа России»

Данная работа содержит тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся....

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса....

контрольные работы за четверти по литературному чтению 3 класс

контрольные работы по литературному чтению 3 класс...

Итоговая контрольная работа за год по литературному чтению 3 класс

Контрольная работа по литературному чтению за год...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"

Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов;   Б) И.А.Бунин; ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...