Контрольная работа и уроки по литературному чтению для 1 класса
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Итоговая контрольная работа по литературному чтению для 1 класса по программе "Перспективная начальная школа". технологическая карта к урокам по теме "Малые жанры фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_uroki_i_kontrolnaya_rabota.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений первоклассников по курсу литературного чтения
Контрольные работы по литературному чтению должны показывать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и авторской программой курса УМК «Перспективная начальная школа».
Тестирование по содержанию учебного материала (вид итоговой проверки)
- Вариант.
- Отметь жанр малого фольклора.
- Рассказ
- Загадка
- Стихотворение
- Отметь фамилию писателя, который писал шуточные рассказы о детях.
- М. Горький
- С. Козлов
- Н. Носов
- Отметь пословицу.
- Купи кипу пик.
- Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
- Грамоте учиться – вперед пригодится.
- Отметь, к какому жанру относятся работы Ю. Васнецова.
- Небылица
- Сказка
- Считалка
- Отметь имя героя сказки «Репка».
- Незнайка
- Мышка
- Петух
- *Отметь, из какого произведения этот отрывок.
Целыми днями,
Целыми днями
Мы по квартире
Летаем орлами.
- А.Усачев
- В. Лунин
- Б. Заходер
- * Подчеркни лишнее слово.
Стихотворение, сказка, рассказ, герой, загадка.
- Дополни предложение. «Репка», «Теремок» - это сказки…….
- *В каких произведениях говорится о любви к природе и об особом взгляде на мир. Запишите название и авторов произведений.
- Назови основные особенности дразнилки.
2 – Вариант.
- Отметь жанр малого фольклора.
- Рассказ
- Скороговорка
- Стихотворение
2. Отметь фамилию писателя, который писал шуточные рассказы о детях.
- Б. Заходер
- Н. Носов
- С. Воронин
3. Отметь загадку.
- Азбука - к мудрости ступенька.
- Если в доме заведется –
До продуктов доберется.
Сахар, сыр и корку –
Все утащит в норку.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
- Отметь, к какому жанру относятся работы Ю. Васнецова.
- Небылица
- Сказка
- Считалка
- Отметь имя героя рассказа «Эхо».
- Котенок Гав
- Внучка
- Медведь
- *Отметь, из какого произведения этот отрывок.
Целыми днями,
Я быка нарисовал,
Но в тумане бык пропал.
Речка, было, заискрилась
И она в тумане скрылась.
- Э. Успенский
- И. Токмакова
- С. Козлов
- Подчеркни лишнее слово.
Загадка, считалка, скороговорка, потешка, рассказ, пословица.
- Дополни предложение. «Про белого бычка», «Про сороку и рака» - это …… сказки.
- *В каких произведениях говорится о фантазии. Запишите название и авторов произведений.
- Назови основные особенности заклички.
Итоговая проверка навыка чтения вслух.
1-Вариант.
В. Осеева
Трудная задача
Светлана решала задачу, но задача не выходила.
- Дай я решу тебе задачу, - сказал брат.
- Нет, я сама решу, - ответила Светлана.
- Дай я тебе помогу, - сказала мама.
- Нет, я сама справлюсь!
Девочка думала, считала, писала – и задача у нее вышла.
Вопросы и задания
- Расскажи, какой ты представляешь девочку?
- Как ты понимаешь слова: «…и задача у нее вышла»?
- Найди и прочитай фамилию автора.
- Определи жанр текста: стихотворение, сказка, пословица, закличка, рассказ.
Как Вероника сочиняла стишок.
А. Усачев
Тот, кто хоть раз пробовал чернила, знает, что по вкусу они совершено не похожи на компот. К счастью, папа был дома. Он тут же Веронике сделал промывание желудка, заставил выпить кучу порошков и уложил на диван. Весь вечер Вероника была тихой и задумчивой. А когда семья стала укладываться спать, вдруг громко произнесла:
Черника – это радость.
Чернила – это гадость….
Но не дают ежике
Компота из черники!
- Это же настоящие стихи! У нашей дочери прорезался поэтический талант! И кто бы мог подумать, что чернила….
Вопросы и задания
- Предположи, как закончилась эта история.
- Чему удивился папа Вероники? Найди в тексте слова, подтверждающие твое мнение, и подчеркни их.
- Вспомни, с какими произведениями А. Усачева ты уже знаком(а), назови их.
Итоговая проверка выразительности чтения
(Выразительность чтения проверяется у хорошо читающих детей)
1 - Вариант
Котик
Русская народная песенка
Котя, котенька-коток,
Кудреватый лобок ,
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый!
Как у котика-кота
Шубка очень хороша:
Спинка серенькая,
Грудка беленькая.
Как у котика-кота
Лапки крепенькие,
Лапки крепенькие,
Когти цепкие!
Вопросы и задания
- Каким ты представляешь котика? Расскажи.
- Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.
- Вариант
Ю. Черных
Песенка ежика.
У меня-то что-то есть,
Это что-то можно съесть!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Я нашел его в саду,
Захочу еще найду.
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Много-много притащу,
Папу с мамой угощу!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Вопросы и задания
- О чем поёт ёжик? Каким ты его представляешь? Расскажи.
- Подготовь выразительное чтение стихотворения.
Подсказка. Обрати внимание на передачу настроения ёжика ( веселое, грустное), тон чтения (загадочный, шутливый, радостный). Делай паузы на знаках препинания, выделяй голосом главные слова, показывай интонацию восклицательных предложений.
- Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
Итоговая проверка уровня начитанности
Комплексная разноуровневая контрольная работа
(При выполнении работы учащиеся могут пользоваться учебниками, хрестоматиями, детскими книгами.)
- Вариант
- Вспомни героев сказки Б. Заходера «Серая звездочка». Заполни схему. Какая это сказка народная или авторская? Нужное обведи.
жаба
роза
Герои сказки
астра
ежонок
А
- Напиши, из каких произведений взяты эти отрывки?
«- Я муха-горюха, да я, блоха-попрыгуха, а ты кто?
- Я комар-пискун.»
« Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»
А в этой избушке жил большущий медведь.»
Определи, на какой странице надо открыть хрестоматию, чтобы прочитать эти сказки?
- Прочитай фамилии писателей. Подчеркни фамилии зарубежных писателей.
С. Маршак, Д. Биссет, Саша Чёрный, Ю. Коваль, Д. Хармс.
- Подчеркни слова, которые указывают на то, что это закличка.
Летит кулик из заморья,
Несет кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, красно летечко!
- * Дополни модель обложки.
Считалки
2-Вариант
- Прочитай отрывок. Каким был Пудик? Найди и подчеркни ответ в тексте.
М. Горький
Воробьишко
Отрывок
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него?
- Дополни модель обложки.
Воробьишко
- Прочитай. Кто это говорит? Запиши.
« - К нам заходил бегемот?»
- Кто написал стихотворение «Багаж»? Подчеркни ответ.
Е. Благина, Л.Толстой, А. Барто, С. Маршак, И.Пивоварова.
5. * Сочини загадку о реке.
Методические разработки уроков по литературному чтению для первого класса по теме «Малые жанры фольклора»
Тема. Начало пути: волшебные предметы и помощники
Форма. Урок – исследование
Тип урока: формирование знаний, умений.
Задачи.
Воспитательные: развитие у детей самостоятельности;
Образовательные: начать подготовительную работу по пониманию логики сказочного жанра, логики построения учебника и сюжета волшебной сказки;
Развивающие: формирование умения анализировать, выделять главное.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению, видеозапись сказок.
Этапы урока, цель этапа | Управляющая деятельность учителя | Самоуправляющая деятельность учащихся |
1. Актулизация знаний. Мотивация к предстоящей деятельности, организация групповой работы ( 5 -7мин.) | - Ребята, представьте, что вы исследователи? Кого так называют? Сейчас мы отправимся с Машей и Мишей в путешествие, по пути будим изучать объекты. Работать будете в группах. Мальчики – помощники Миши, девочки – помощницы Маши. - Угадайте название сказок. Видеозапись сказок «Морозко», « По щучьему велению» Слайд 1 Кто главные герои? Кто помогает героям преодолеть трудности? - Кто догадался, куда мы совершим путешествие? - Мы отправимся в волшебный лес, а путеводителем будет учебник. -Прежде, чем отправиться в путь поставьте задачи, которые мы должны решить. | Отвечают на вопросы. Организуют работу в группах. Просмотр фрагментов из сказок. Обсуждение вопросов. Дети высказывают свое мнение. Слайд 2 Задачи 1. Узнать, как построен учебник. 2. Узнать, как построены волшебные сказки. |
2.« Открытие» нового знания Развитие умений планировать предстоящую деятельность, предвидение результатов и коррекция деятельности учащихся (30 мин.) Активизация читательского опыта | -Начинаем первое исследование. Командиры групп, распределите вопросы, обсудите ответы, выберите выступающих. Рассмотрите, учебник и ответьте на вопросы. Коррекция ответов учащихся. Слайд 4 Выводы:
Вы справились с первой трудностью, продолжаем путешествие. - Откройте учебники на стр. 3, прочитайте текст. - Куда идут Маша и Миша? Что нужно выполнить ребятам, чтобы попасть в волшебный лес? Кто им помогает? Какие волшебные предметы выбрали дети?
Откройте тетради на стр. 3,выполните задание. - Какие сказочные сюжеты вам знакомы? Чем похожи все волшебные сказки? Назовите волшебные предметы? Для чего они нужны героям? - Прочитайте стихотворения и выполните задания. - Каким вы, представили репейник? - Какой у него характер? - С кем сравнивает поэт репейник? Продолжаем наше путешествие. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 4- 5. Проследите, какой путь должны пройти Маша и Миша, чтобы попасть в Волшебный лес. - Кто встречается на пути? Прочитайте текст и помогите Маше выполнить задание, разгадать первую тайну. | Изучить построение учебника. Слайд 3 Задание для девочек. - Из чего состоит учебник. - Расскажите, какую информацию можно узнать с обложки, титульного листа. Задание для мальчиков. - О чем рассказывает информационный лист? - Для чего нужны условные обозначения и оглавление? Выступления детей. Читают вслух «по цепочке», отвечают на вопросы. Мальчики объясняют, какой предмет выберет Миша? Почему? Девочки объясняют, какой предмет выберет Маша? Почему? Самостоятельная работа в ТПО Слайд 5 Вывод : в волшебных сказках герои отправляются в путь, выполняют трудные задания при помощи волшебных предметов и помощников. Работа в группах. А. Пчельникова «Репей» - анализируют девочки, Е. Серова «Репейник» - мальчики. Слабочитающие дети выполняют задания на стр. 3 «Пройдись по лесенке...», «Прочитай строчки». Работа в группах. Задание выполняют мальчики. Задание выполняют девочки. Слайд 6 Вывод: докучать, значит надоедать. Репейники пристают, от них трудно избавиться. |
3.Рефлексия | - Мы прошли длинный путь, пора отдохнуть. Расскажите, какие тайны вы раскрыли по пути в Волшебный лес. Поможет вам волшебный клубочек. - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, я вам вручаю отличительные знаки «Юные исследователи». А тайны, которые остались непонятными, мы раздаём при новой встрече. | Дети встают в круг передают клубок ниток, раскручивая его по кругу, заканчивают предложение. « Мне на уроке было неожиданно и интересно…, осталось непонятным..» |
Тема. Тайны загадок
( элементы технологии развития критического мышления)
Тип урока: формирование знаний, умений.
Задачи.
Воспитательные: развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах справиться с решением посильной задачи;
Образовательные: продолжить формирование представлений о действенно-игровом характере малых жанров фольклора. Анализируя загадку, познакомить с художественным приемом, олицетворение;
Развивающие: формирование умения анализировать, развитие творческого воображения.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению, карточки с опорными словами, лица человечков для тестирования состояния детей ( веселая, грустная, удивленная)
Этапы урока, цель этапа | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучаемых | Средства обучения | Формы деятельности обучаемых | Методы обучения, измерители |
Организационный Мотивировать обучающихся на активную работу (1 мин) | Я предлагаю вам зарядиться положительной энергией. - Улыбнитесь друг другу, желаю вам активной работы на уроке и узнать много интересного. | Выполнение заданий учителя | Фронтальная. | Беседа | |
Вызов Повторить известный материал , подготовить к восприятию новой информации (5 мин.) | Организация работы по составлению кластера - Посмотрите на термины, выберите те, которые вам знакомы. Слайд 1 - Какое из данных понятий включает в себя другие? Что мы называем фольклором? Давайте составим схему. - Что такое докучная сказка, считалка , закличка? Где мы их расположим в схеме? Назовите особенности докучной сказки. Учитель перечисляет особенности считалки. Какой характер у жанров фольклора? Что такое загадка? Какие вопросы у вас возникли? Как назовем тему нашего урока? | Вспоминают формулировки понятий. Составляют кластер. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Дети отвечают, какому жанру, они принадлежат. Слайд 2 Работа по кластеру Слайд 3 Участие в постановке задач и формулировке темы урока. Слайд 4 | Компью тер Карточки с опорными словами. | Фронтальная. | Беседа. Вопросы |
Осмысление Знать: приемы анализа текста; приемы обобщения. Уметь: анализировать текст, выделять главное; доказывать свое мнение; читать выразительно загадку, учитывая, её особенности; Работать самостоятель но(25 мин.) | Руководит работой детей. _ Для чего предназначен текст загадки? - Какой он по характеру? Чтение вопросов стр. 16-17 Обратить внимание на иллюстра ции стр.16 Организация работы в парах | Чтение загадок по учебнику стр.14-15 Под руководством учителя делают Слайд 5 выводы: Текст требует не только чтения, но и разгадыва ния. Загадки, в которых используют ся имена людей, похожи на дразнилки. Растениям и животным в загадках даны имена людей, они наделяются качествами человека. Природа была для людей живая | Тексты загадок Иллюстра ция стр.16 в учебнике. ТПО стр.9-10 | Фронтальная. Самостоятель ная работа Творческая | Беседа. вопросы и рассужде ния |
Рефлексия Уметь обобщать и доказывать свою точку зрения; Развитие творческого воображения (9 мин.) | Проверка заданий. - Поэт чье поведение переносит на цветок? Оживление растений, перенос на него действий человека- прием олицетворе ния. Организация творческой работы. -Попробуйте сочинить свою загадку по модели. Какой? Кто такой же? Слайд 7 -Вернемся к кластеру. Дополните его новой информации ей о загадке. -Подведение итога урока. Оценить работу детей. Подарить закладку с загадкой. Диагностика настроения детей | Вывод: использова ние приема олицетворе ния в поэтическом тексте; Загадка состоит из 2 частей. Слайд 6 Изображение заданного предмета и того предмета, с которым он сравнивается. В парах составляют загадки по алгаритму. Совместная работа. Выбирают «мордочки», соответствую щие настроению | Компью тер Слайд 8 Иллюстра ции предме тов | Индивиду альная работа Творче ская Фронталь ная | Самостоя тельная работа Беседа Лица человечков для тестирования состояния детей ( веселая, грустная, удивленная) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Контрольно – измерительные материалы по предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК «Школа России»
Данная работа содержит тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся....
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса....
контрольные работы за четверти по литературному чтению 3 класс
контрольные работы по литературному чтению 3 класс...
Итоговая контрольная работа за год по литературному чтению 3 класс
Контрольная работа по литературному чтению за год...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"
Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"
Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...