Как мы читаем
статья по чтению по теме

Голодова Людмила Васильевна

Рекомендации учителям для обучения учащихся технике чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_my_chitaem.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как мы читаем.  Для чего нужна «техника» чтения?

Голодова Л.В.

учитель начальных классов

 высшей категории

Каково было удивление, когда в начале века учёные вдруг установили, что наш взгляд движется по строке скачками. А воспринимаем мы информацию только во время остановки. Одна остановка примерно полсекунды. За это время скажем, ученик , который специально не тренировался, воспринимает 1 – 2 слова средней длины. Итак, при чтении взгляд в несколько скачков проходит строку, затем переходит на следующую, а в итоге получается зигзагообразная кривая. Что надо сделать , чтобы увеличить скорость чтения? Очень просто. Надо увеличить количество слов, которое мы прочитываем во время остановки, то есть расширить поле зрения. Найдём в газете самые узкие колонки текста. Это прекрасный « тренажёр». Кстати, мы сами можем приготовить такие колонки. Записать текст узкими столбиками, а потом, когда появится навык, будете его расширять. Записали? Теперь начинаем читать сверху вниз по центру строки. Сначала может и не получиться, надо набраться терпения. При чтении вам может показаться, что вы что-то не поняли, пропустили. Не надо возвращаться назад. Это снижает скорость. Появляется вредная привычка. Поверьте, со временем вы научитесь концентрировать внимание.

Серьёзный недостаток традиционного чтения – непрерывная внутренняя речь. Даже  взрослый человек « про себя» проговаривает то, что читает. Если текст особенно трудный, произносят слова вслух. Заметьте. В русском языке скорость быстрой внутренней речи приблизительно 150 -200 слов в минуту. Получается, что скорость чтения такая же, то есть небольшая. Помеха обнаружена – это внутренняя речь – давайте с ней бороться. Например, найдем в газете  компактно расположенные заголовки – два слова на одной строке и два – под ней. Учитесь читать их за одну остановку, не передвигая взгляда. Старайтесь читать так. Чтобы 2-3 строки вы увидели, но не успели

 « услышать». Если ученики добьются того, что во внутренней речи появятся « немые» промежутки – это первый шаг к увелечению скорости чтения.

Для чего нужна « техника» ?   Дело в том, что каждый день мы сталкиваемся с целым морем самых разнообразных текстов. Они требуют и разной манеры чтения. Статьи в газетах, журналах, книги о животных, путешествиях надо читать быстро. Они информационные. Художественную литературу читайте

 « нормально», получая удовольствие от богатства языка, авторского стиля. Очень важно,  для полноценного чтения ученики должны научиться выделять главное из множества второстепенных деталей. Не откладывайте это на потом. Развивайте необходимый навык. Разнообразие технических приёмов чтения и их гибкое применение на практике- вот наша цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - спектакль\'"” Читать хорошо - это лучше, чем читать плохо.” 2 класс.

Эту методическую разработку можно использовать для проведения открытия проекта " Успешное чтение" во 2 классе. В разработке имеется список произведений для чтения, образец бука.  Герои произведений сп...

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Проект "Читать не вредно,вредно не читать"

Разработка проекта по литературе. Проект долгосрочный с подробным описанием каждого этапа работы....

Беседа для родителей "Читать или не читать?"

Беседа для родителей "Читать или не читать?" на основе анкетирования детей помогает приучать ребёнка  к чтению....

Практическая значимость проекта "Читать не вредно, вредно не читать".

В статье обобщается опыт проектной деятельности по приобщению к чтению детей 1-2 класса....

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА «ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО, ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ»

Предлагаю Вашему вниманию творческую работу учащейся 2 класса о книгах....

Творческий проект "Читать не вредно, вредно не читать".

Разработка проекта направлена на привлечение детей к читательской деятельности....