Тренинг для педагогов "Спасательный круг"
материал

Тарасевич Галина Рихардовна

Среди всего многообразия профессий сферы «человек – человек» можно особо выделить профессию педагога (учителя, воспитателя, логопеда). Педагогическая деятельность сопряжена с постоянным общением с детьми и их родителями, коллегами по работе и администрацией. Следствием этого интенсивного общения является эмоциональное переутомление.

   Психологические перегрузки, которые испытывает педагог, нарушают его личностный баланс. Приходя на работу, этот человек проявляет раздражительность, мнительность, нетерпимость, неадекватность в общении. Психологи называют это состояние «профессиональным выгоранием». Являясь защитным механизмом, профессиональное выгорание способствует более экономному расходованию психической энергии, но, однако, это отрицательно сказывается на профессиональных обязанностях (сокращение объёма работы, упрощение содержания, работа по шаблонам и т.д.).

   И здесь руку помощи может протянуть психолог, который поможет педагогам повысить свою самооценку, по-иному взглянуть на себя, получить заряд положительной энергии, открыть второе дыхание и справиться с негативными эмоциональными и личностными проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_spasatelnyy_krug.odt28.49 КБ

Предварительный просмотр:

   Тренинговое занятие для педагогов «Спасательный круг»

   Одной их форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое включает в себя психологическое консультирование (мини-лекцию), релаксацию, музыкальную психотерапию, коммуникативные игры и упражнения. Тренинговое занятие «Спасательный круг» относится к подобного рода встречам, призванным снимать эмоциональное напряжение и физическую усталость, активизировать внутренние силы человека.

Цель:  Профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Задачи:

   Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.

   Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

   Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

   Выражение отрицательных эмоций (гнев, обида, страх) через игру.

   Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

 

Оборудование:

  Мяч. Листы бумаги и ручки на каждого участника занятия. Аудиозапись спокойной музыки.

   Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?» (см. Приложение 1).

   «Девять советов М. Беркли-Ален» к упражнению «Порой я балую себя» (см. Приложение 2).

Содержание занятия

  1. Упражнение «Имя – профессиональное качество» 

   Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет своё имя и какое-либо своё профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении – на вторую) его имени. Например, Ирина – изобретательная, Екатерина – естественная.

  1. Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога» 

   Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя    от психотравмирующих воздействий.

   Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

   Почему же это происходит?

   Профессия педагога и психолога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определённых усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. Причём иногда это общение происходит одномоментно, и даже если всё прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества групп в детском саду, особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Всё это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.

   Вполне естественно встаёт вопрос: что делать?

   Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

  1. Игра «Камень в твой огород» 

   Синдром профессионального выгорания часто возникает как ответ на стрессовые ситуации, которые приводят к накапливанию отрицательных эмоций, формированию негативных качеств личности, таких, как обидчивость, раздражительность, нетерпимость, завистливость. На эти нежелательные эмоции необходимо отреагировать. Участники тренинга делятся на две команды, каждая стоит друг напротив друга. Задача команд – кинуть, используя невербальные (бессловесные) средства общения, огромный камень в «огород» своим соседям. Сделать это можно разными способами: взять камень всем вместе, использовать доску, катапульту и т.д.

  1. Тест «Как вы заботитесь о себе?» 

   Испытывая колоссальное эмоциональное напряжение, педагог должен уметь заботиться о себе и относиться со вниманием к своему психическому здоровью. Тест Тревора Повела поможет оценить, насколько вы умеете заботиться о своём внутреннем благополучии (см. Приложение 1).

  1. Упражнение «Порой я балую себя» 

   Педагогам нужно не только заботиться о своём психическом здоровье, но и баловать себя. Я хочу познакомить вас с советами Маделин Беркли-Ален. (Психолог зачитывает способы заботы о себе, используя Приложение 2.)

А теперь приготовьте листы бумаги и ручку, чтобы составить список мероприятий, которые вы выполняете с целью доставить себе радость, удовольствие, позаботиться о своём эмоциональном благополучии и немного побаловать себя. Вся эта информация будет носить строго конфиденциальный характер. Каждый выполняет это упражнение самостоятельно, не подглядывая в листок соседа и не спрашивая совета. (Участники выполняют задание.) Теперь, если кто-то хочет поделиться со всеми своими способами, сделайте это. (После этого психолог даёт возможность педагогам высказаться, насколько важно хоть иногда баловать себя, делать себе что-то приятное.)

6. Упражнение «Успех»

   В профессиональных стрессовых ситуациях педагоги должны стараться не застревать на отрицательных чувствах. Необходимо найти в себе силы, во-первых, сконцентрироваться на проблеме и способах её решения, а во-вторых, обогатить себя положительными эмоциями. Следующее упражнение поможет вам в этом. Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. (Психолог включает спокойную музыку.) Представьте, что вы находитесь в большом зале, вокруг вас люди. На сцене стоит человек в смокинге. Перед ним блестящий предмет, от которого идёт свет. Человек говорит об успехе, послушайте его… Вот он называет ваше имя, говорит о вас как об успешном человеке, вызывает на сцену. Пока вы идёте на сцену, вас поздравляют, на вас все смотрят, улыбаются вам. Вы поднимаетесь на сцену, вам дарят огромный букет цветов. Понюхайте эти цветы. Вы рады и счастливы… А теперь возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза. Поделитесь своими эмоциями. (Участники по желанию высказываются.)

  1. Упражнение «Не хочу хвастать, но…» 

   Часто педагоги могут ощущать эмоциональное опустошение. Им кажется, что, несмотря на все усилия, дети, с которыми они работают, недостаточно владеют материалом; излюбленные приёмы перестали быть эффективными и надо что-то менять; нет достаточной поддержки в педагогическом коллективе данной инновации и т.д. Тогда необходимо определить значение данного труда и ваш личный вклад в коррекционно-развивающую работу (лучше сделать это письменно). Таким образом, вы ощутите нужность своей трудовой деятельности.

   А теперь в течение одной минуты постарайтесь вспомнить свои достижения в профессиональной сфере за последние три года, выберите самое главное, с вашей точки зрения, и поделитесь свои успехом, начав со слов: «Не хочу хвастаться, но…» (Педагоги  по желанию высказываются.)

  1. Мини-лекция «Способы установления эмоционального равновесия личности» 

   Кроме использования данных упражнений педагогам желательно учитывать следующие рекомендации:

Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.

Пользуйтесь правилом Скарлетт О Хаара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».

 Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.

 Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.

Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.

Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.

   Кроме того, каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.

  1. Итог занятия. Обратная связь 

   Педагогам предлагается ответить на вопросы:

1.Чем полезно было для вас данное занятие? Что нового вы узнали?

2 Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

3.Ваши пожелания на следующую встречу.

 

Приложение 1

 

Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»

 

   Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведённые в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-балльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

   Условные обозначения:

4 – верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);

3 – скорее, верно, чем неверно;

2 – скорее, неверно, чем верно;

1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда).

   Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».

 

   Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»

   Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

   40 – 54 балла – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

   Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности.

Вопрос

Балл

1.

Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.

 

2.

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

 

3.

Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой).

 

4.

Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

 

5.

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

 

6.

Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.

 

7.

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

 

8.

Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

 

9.

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

 

10.

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

 

11.

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

 

12.

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.

 

13.

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.

 

14.

У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

 

15.

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

 

16.

Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решении своих проблем.

 

17.

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на 100%

 

18.

Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.

 

19.

Я избегаю употребления наркотиков и табака.

 

20.

Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства.

 

Итого:

 

 

Приложение 2

 

Девять советов М. Беркли-Ален к упражнению «Порой я балую себя»

 

  1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
  2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
  3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
  4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
  7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
  8. Похвастайтесь перед другом или родственником своими достижениями.
  9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

     10.

     11.

   (Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие с элементами тренинга "Мяч в круге"

Игровое занятие с элементами тренинга "Мяч в круге"в подготовительной группеИгру можно использовать как средство формирования способности к общению. Использование игр-занятий с элементами тренинга объ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе. Тема: «В кругу друзей» (с элементами тренинга)

Содержание занятия направлено на развитие социально-коммуникативной сферы воспитанников младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Лучший тренинг для дошкольника – игра в кругу семьи"

Каждый родитель стремится дать своему ребёнку как можно больше, поэтому неудивительно, что игровые тренинги пользуются популярностью в семьях. Взрослые должны быть участниками игры. Детям очень нравит...

Протокол тренинга с детьми 4-го г. ж. " Где чей домик" с использованием кругов Луллия

Протокол отражает содержание тренинга , проведенного с использованием погсобия " Круги Луллия"....

Тренинг решения проблемных ситуаций в конструктивно- модельной деятельности с использованием кругов Луллия на тему:" Корабли".

В ходе тренинга мы решали проблемную ситуацию опытническим путем, развивали умение строить корабль и анализировать свою постройку....

Тренинг составления сказки с помощью кругов Луллия

В ходе тренинга закрепляли знания детей о сказках и их героях, отгадывали загадки, развивали творческое воображение....

Психологический тренинг для родителей на тему: «Детская агрессия. Пять шагов, что бы выйти из замкнутого круга»

разработка с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии, выявить последствия занимаемой родителями позиции в общении....