Проект«Здоровые ребята ». («Формирование основ к здоровому образу жизни у детей средней группы»)
проект (средняя группа)
Формирование онов к здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №450 компенсирующего вида г. Екатеринбург
Проект
«Здоровые ребята ».
(«Формирование основ к здоровому образу жизни у детей средней группы»)
Разработал:
воспитатель МБДОУ
Черкасова Н. В.
г. Екатеринбург
Введение.
В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье - это отсутствие болезней».
В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н. М. Амосовой: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину- от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.
Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Мой проект направлен на решение проблемы навыков здорового образа жизни и воспитания у дошкольников, которое должно сформировать у детей мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и развитие индивидуального здоровья.
Валеология как наука о здоровье человека возникла в 80-е годы двадцатого века из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении.
Под индивидуальным здоровьем в валеологии понимается сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Исходя из этих позиций рассматриваются проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста, педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, направленного на формирование у дошкольников умений и навыков здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
В проекте решаются цели валеологического образования и воспитания дошкольников:
- воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление первоначального интереса к своему организму, развитие ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих:
- создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи: Обогащать знания детей о строении организма, о средствах (предметах, материалах и т. д.) выполнения гигиенических и закаливающих процедур, их свойствах, о влиянии гигиены на здоровье человека и всех окружающих.
Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Продолжать учить правилам безопасного поведения на улицах города, осторожно обращаться с предметами опасными для здоровья человека. Закреплять знание о функциях частей тела человека, о разнообразии функций внешних органов.
Разъяснить детям важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений.
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
На данном этапе воспитания и обучения используются игровые приемы ( для детей 4-5 лет).
Система по формированию привычек здорового образа жизни предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Таким образом, в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников произошли качественные изменения в показателях формирования привычек здорового образа жизни.
Актуальность проблемы
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для получения первоначальных знаний о здоровом образе жизни. В данный возрастной период важно сформировать умение соблюдать элементарные правила по соблюдению личной гигиены, привычку заботиться о своем организме.
Назначение проекта
Проект «Здоровые ребята» рассчитан на детей 4-5 лет.
Разработчики проекта
Проект составлен воспитателем группы «Речецветики» МБДОУ детский сад №450 Черкасова Н..В.
Участники проекта
В реализации проекта участвовали дети и воспитатель средней группы «Речецветики» Черкасова Н..В.
Цель проекта
Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта
Обогащать знания детей о строении организма, о средствах (предметах, материалах и т. д.) выполнения гигиенических и закаливающих процедур, их свойствах, о влиянии гигиены на здоровье человека и всех окружающих.
Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Продолжать учить правилам безопасного поведения на улицах города, осторожно обращаться с предметами опасными для здоровья человека. Закреплять знание о функциях частей тела человека, о разнообразии функций внешних органов.
Разъяснить детям важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений.
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что к концу учебного года дети будут уметь:
оказывать себе элементарную медицинскую помощь;
знать о функциях частей тела человека, о разнообразии функций внешних органов, о влиянии гигиены на здоровье человека и всех окружающих; осторожно обращаться с предметами опасными для здоровья человека;
заботливо относиться к своему здоровью.
Сроки реализации проекта
- Подготовительный этап-август-сентябрь .
- Основной этап - сентябрь – май .
- Заключительный этап –май.
Ресурсы проекта
Имеющиеся | Необходимые дополнительные ресурсы |
«Смешные портреты» «Домино» «Парикмахерская» «Больница» «Магазин продуктов» «Фрукты и овощи» | 1. Современные наглядные средства для работы с детьми. |
2. Развивающая среда. | 2. Видеотека, учебные плакаты для работы с детьми. |
3. Книги с иллюстрациями. | 3. Обновление и пополнение библиотеки художественной и методической литературы по данному направлению. |
3. Методические пособия по воспитанию привычки к здоровому образу жизни. |
Система проектных мероприятий
№п/п | Планируемые мероприятия | Срок проведения | Участники | Ответственный |
I подготовительный этап
1. | Проведение диагностики. | Август- сентябрь | Дети средней группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н..В. |
2. | Обмен информацией с педагогами ДОУ по теме «Воспитание привычки к здоровому образу жизни». | Август- сентябрь | Воспитатель Черкасова Н..В.педагоги ДОУ | Воспитатель Черкасова Н..В. |
3. | Подбор литературы и пособий. | Август-сентябрь | Воспитатель | Воспитатель Черкасова Н..В. |
4. | Составление перспективного плана. | Август-сентябрь | Воспитатель | Воспитатель Черкасова Н..В. |
II Основной этап
Работа с детьми.
Сентябрь.
Тема: «Ребенок и здоровье».
Вид деятельности | Содержание | Методическое сопровождение |
Беседа | «Это я- девочка, это я- мальчик». | Фотографии детей, иллюстрации с изображением мальчика и девочки, с предметами для мальчиков и девочек. |
Рисование | «Мы здоровые ребята». | Иллюстрации с изображением игр детей. |
Экскурсия | В медицинский кабинет на прием к врачу. | |
Беседа | «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» | Иллюстрации с изображением закаливающих процедур людей. |
Чтение | «Здоровый режим» (Страничка для детей). | Иллюстрации частей суток. |
Дидактические игры | «Что нам помогает быть здоровыми?» | Картинки с изображением предметов необходимых для здоровья человека. |
Сюжетно-ролевые игры | «Ветеринарная лечебница». | Игрушечные животные, набор инструментов для ветеринара. |
Подвижные игры | Игры по желанию детей | Спортивный инвентарь. |
Октябрь.
Тема: «Полезные продукты».
Беседа | «Полезные продукты» (как мы питаемся). | Иллюстрации с изображение продуктов питания. |
Беседа | «Живые кладовые природы». | Иллюстрации с изображение фруктов, овощей, ягод. |
Чтение | «Приятного аппетита» Г. Зайцев. | |
Дидактические игры | «Во саду ли, в огороде». | Муляжи овощей и фруктов. |
Сюжетно-ролевые игры | « Овощной магазин». | Муляжи овощей и фруктов. |
Подвижные игры | «Быстро в корзину полезай». | Муляжи овощей и фруктов. |
Экскурсия | «В продовольственный магазин». |
Ноябрь.
Тема: «Личная гигиена».
Беседа | «Чтобы зубы не болели». | Предметы личной гигиены (зубная паста, порошок, щетка, нить, бальзам для полоскания полости рта), схемы «Как правильно чистить зубы». |
Лепка | «Предметы личной гигиены». | Предметы личной гигиены, пластилин, стека, доска. |
Подвижные игры | «Кто быстрее соберет чемоданчик для доктора Айболита». | «Медицинский инвентарь». |
Беседа | «Мы помощники взрослых». | Иллюстрации с изображением, как дети помогают взрослым. |
Чтение | «Айога», «Пять дел перед сном». | Иллюстрации с изображением действий детей перед сном. |
Дидактические игры | «Друзья Мойдодыра». | Предметы личной гигиены. |
Сюжетно-ролевые игры | «Столовая-кухня». | Столовый набор, чайный сервиз, кухонная утварь. |
Развлечение | «Мы здоровые ребята». | Спортивный инвентарь. |
Декабрь.
Тема: «Тело человека».
Беседа | «Моя голова». | Сундучок с разными предметами личной гигиены, которыми можно и нельзя поделиться, д/и «Составь портрет». |
Аппликация | «Строим детскую больницу. | Цветная бумага, ножницы, клей, клеенка, готовый образец детской больницы. |
Беседа | «Мое тело». | Схема тела человека. |
Чтение | Отгадывание загадок о частях тела. | |
Дидактические игры | «Составь портрет». «Какую пользу приносят части тела? | Картинки с изображением лиц людей разного возраста, разделенных на несколько частей. |
Сюжетно-ролевые игры | «Стадион». | Спортивный инвентарь. |
Экскурсия | «В парикмахерскую». |
Январь.
Тема: «Витамины и здоровый организм».
Беседа | «На лесной поляне». | Лыжи, санки, ледянки. |
Рисование | «В нашем саду растут витамины». | Муляжи фруктов. |
Беседа | «Во что я люблю играть». | Игрушки. |
Чтение | Тувим «Овощи». | |
Дидактические игры | «Дары осени». | Лото. |
Подвижные игры | «К названному растению беги». | Иллюстрации растений знакомые детям. |
Февраль.
Тема: «Ребенок на улицах города».
Беседа | «Безопасность на дорогах». | Дорожные знаки, машины, куклы. |
Беседа | «Что мы знаем о правилах поведения на улицах города». | Иллюстрации о правилах поведения на улицах города. |
Аппликация | «Наш друг светофор». | Иллюстрация, макет светофора. |
Чтение | Заучивание стихотворения «Светофор». | Иллюстрация светофора. |
Дидактические игры | «Что означает дорожный знак?» | Дорожные знаки. |
Сюжетно-ролевые игры | «Мы гуляем». | Дорожные знаки, машины, куклы. |
Развлечение | «Красный, желтый, зеленый». | Дорожные знаки, машины, куклы. |
Март.
Тема: «Будем спортом заниматься».
Беседа | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». | Спортивный инвентарь. |
Экскурсия | «На стадион». | |
Беседа | «Если хочешь быть здоров?» | Иллюстрации с изображением разных видов спорта. |
Лепка | «Спортивный инвентарь». | Спортивный инвентарь. |
Чтение | «Два друга» Т. Волгина. | |
Дидактические игры | «Назови спорта». | Иллюстрации с изображением разных видов спорта. |
Сюжетно-ролевые игры | «Стадион». | Спортивный инвентарь. |
Подвижные игры | «Мы веселые ребята». | Спортивный инвентарь. |
Развлечения | «Мы мороза не боимся». | Лыжи, санки, ледянки. |
Апрель.
Тема: «Врачи – наши помощники».
Беседа | «Как мы лечили жирафчика». | Игрушка жирафчика, схема операций ремонта игрушки. |
Экскурсия | «В аптеку». | |
Беседа | «Врачи наши помощники». | Медицинский инвентарь, иллюстрации с изображением работы врача. |
Чтение | «Айболит» К.Чуковского. | |
Дидактические игры | «Что нужно врачу для работы». | Медицинский инвентарь. |
Сюжетно-ролевые игры | «Аптека». | «Лекарства». |
Подвижные игры | «Делай, как я». |
Май.
Тема: «Опасности вокруг нас».
Беседа | «От шалости до беды – один шаг». | Иллюстрации, предметы опасные для здоровья человека. |
Беседа | «Поговорим об опасностях вокруг нас». | Иллюстрации предметов опасных для здоровья человека. |
Рисование | «Тили-тили, тили-бом загорелся кошкин дом». | Иллюстрации к сказке «Кошкин дом». |
Чтение | Отгадывание загадок об опасностях вокруг нас. | Иллюстрации предметов опасных для здоровья человека. |
Экскурсия | «В парк». | |
Дидактические игры | «Назови и расскажи». | Иллюстрации предметов опасных для здоровья человека. |
Сюжетно-ролевые игры | «Мы пожарные». | Пожарная машина, костюм пожарного, ведра, макет пожара. |
Подвижные игры | «Собери грибы». | Муляжи грибов. |
Развлечение | «Юные спасатели». | Иллюстрации с изображением действий пожарных, милиции, скорой помощи. Предметы необходимые для оказания первой медицинской помощи. |
Работа с педагогами.
Консультация «Как не надо кормить ребенка». | Октябрь | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н..В. |
Информация «Формирование культуры трапезы». | Декабрь | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н..В. |
Взаимопосещение НОД «В гостях у доктора Айболита». | Май | Дети, Педагоги ДОУ. | Черкасова Н..В. |
Защита проекта «Здоровые ребята». | Май | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н..В. |
Работа с семьей
Родительское собрание: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка». | Октябрь | Родители | Черкасова Н..В. |
Выставка нетрадиционного оборудования по физической культуре «Умелые руки – не знают скуки». | Ноябрь | Родители | Черкасова Н..В. |
Консультации: «Когда? Как? Зачем?». | Январь-март | Родители | Черкасова Н..В. |
Информация: «Здоровье всему голова».«Будь здоров, малыш». | Апрель | Родители | Черкасова Н..В.. |
Заключительный этап
1. | Проведение повторной диагностики. | Май | Дети средней группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н..В. |
2. | Обобщение практического материала | Май | Дети средней группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н..В. |
3. | Анализ результатов работы по проекту | Май | Воспитатели | Воспитатель Черкасова Н..В.. |
Показатели диагностики по
«Воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни».
Сроки | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Сентябрь 2018 год Май 2019 год | 25% 70% | 45% 20% | 30% 10% |
Полученные результаты:
При сравнении результатов диагностики с сентября по май заметны изменения. Высокий уровень значительно увеличился, а низкий и средний уменьшился. По проведенной работе видно, что у детей средней группы повысился уровень знаний о здоровом образе жизни: дети могут оказывать себе элементарную медицинскую помощь; знают о функциях частей тела человека, о разнообразии функций внешних органов, о влиянии гигиены на здоровье человека и всех окружающих; осторожно обращаются с предметами опасными для здоровья человека; заботливо относятся к своему здоровью.
Т.о. можно считать, что проект реализован успешно.
Литература.
- Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.
- С.А. Козлова Тематический словарь в картинках ««Я и мое тело «Органы чувств человека»»: «Школьная Пресса», Москва, 2005г.
- А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» «Просвещение», 1996г.
- Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» «Просвещение», 1997г.
- И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Москва «Мозаика-Синтез», 2009г.
- Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» Москва «Школьная Пресса», 2008г.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Москва «Творческий Центр», 2004г.
8. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
9. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
10. Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», СПб. 1997г.
11. Л.М. Щипицына «Азбука общения», СПб 1998г.
12. З.Ф. Аксенова «Спортивные праздники в детском саду», Творческий Центр, Москва, 2004г.
13. А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», ВЛАДОС, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/15/picture-456277-1613395831.jpg)
Проект по воспитанию основ здорового образа жизни у детей средней группы "Быть здоровыми хотим"
Данный проект проводился в средней группе для воспитания основ здорового образа жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-959577-1508123601.jpg)
ПРОЕКТ «Формирование здорового образа жизни у детей средней группы»
Формировани культуры здорового образа жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1281478-1603637012.jpg)
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Пете быть здоровым»
Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни....
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
занятие для средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1453955-1675055200.jpg)
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518587-1711690530.jpg)
Проект «Здоровые ребята». («Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшей группы»)
Формирование ЗОЖ старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518587-1711690530.jpg)
Проект «Здоровые ребята дошколята». («Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей выпускной группы»)
формироване привычки ЗОЖ...