Проект «Здоровые ребята дошколята». («Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей выпускной группы»)
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №450 компенсирующего вида г. Екатеринбург
Проект
«Здоровые ребята дошколята».
(«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей выпускной группы»)
Разработал:
воспитатель МБДОУ №450
Черкасова Н. В.
г. Екатеринбург
Введение
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Актуальность проблемы.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
- Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Выявление проблемы.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Назначение проекта
Проект «Здоровые ребята дошколята» и его друзья» рассчитан на детей 6-7 лет.
Разработчики проекта
Проект составлен воспитателем группы « Речецветики» МБДОУ № 450
Черкасова Н. В.
Участники проекта
В реализации проекта участвовали дети и воспитатель Черкасова Н..В. выпускной группы «Речецветики».
Цель проекта
Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой- программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Методы реализации:
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;
2. Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);
3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов, продуктов деятельности детей и педагогов;
4. Мониторинг
Ожидаемые результаты
Дети должны получить знания о здоровом образе жизни, о сущности понятия “здоровье”.
Знать факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле, роль правильного питания, значение гигиенических процедур для здоровья, о роли двигательной активности в повышении работоспособности, о влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.
Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
Соблюдать правила питания.
Выполнять гигиенические процедуры, доступные виды закаливания.
комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.
Сроки реализации проекта
- Подготовительный этап-август-сентябрь .
- Основной этап - сентябрь – май
- Заключительный этап – май .
Ресурсы проекта
Имеющиеся | Необходимые дополнительные ресурсы |
«Смешные портреты» «Домино» «Парикмахерская» «Больница» «Магазин продуктов» «Фрукты и овощи» | 1. Современные наглядные средства для работы с детьми. |
2. Развивающая среда. | 2. Видеотека, учебные плакаты для работы с детьми. |
3. Книги с иллюстрациями. | 3. Обновление и пополнение библиотеки художественной и методической литературы по данному направлению. |
3. Методические пособия по воспитанию привычки к здоровому образу жизни. |
Система проектных мероприятий
№п/п | Планируемые мероприятия | Срок проведения | Участники | Ответственный |
I подготовительный этап
1. | Проведение диагностики. | Август- сентябрь | Дети группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н.В. |
2. | Обмен информацией с педагогами ДОУ по теме «Воспитание привычки к здоровому образу жизни». | Август- сентябрь | Воспитатель Черкасова Н.В., педагоги ДОУ | Воспитатель Черкасова Н.В., |
3. | Подбор литературы и пособий. | Август-сентябрь | Воспитатель | Воспитатель Черкасова Н.В., |
4. | Составление перспективного плана. | Август-сентябрь | Воспитатель | Воспитатель Черкасова Н.В., |
II Основной этап
Работа с детьми.
Сентябрь.
Тема: «Ребенок и здоровье».
Вид деятельности | Содержание | Методическое сопровождение |
Непосредственно-образовательная деятельность | «Чтобы быть здоровым, нужно…». | Иллюстрации с изображением больных людей в больнице. |
Беседа | Зож-что это такое? | Градусник, горчичники, компресс, чай, носовой платок, маска. |
Чтение | Стихотворение «Чтоб здоровье сохранить…» | |
Дидактические игры | Полезные и вредные советы для твоего здоровья. | Иллюстрации с лесными ягодами. |
Сюжетно-ролевые игры | «Больница». | Игрушечный набор инструментов для врачей. |
Октябрь.
Тема: «Полезные продукты».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Приятного аппетита». | Иллюстрации с изображение продуктов питания. |
Беседа | «Витамины и здоровый организм.» | Иллюстрации с изображение фруктов, овощей, ягод. |
Чтение | Стихотворение «Вы не пейте кока-колу…» | |
Дидактические игры | «Наши витамины» | Муляжи овощей и фруктов. |
Сюжетно-ролевые игры | «Продуктовый магазин» | Предметы для игры в магазин. |
Экскурсия | «В овощной магазин». |
Ноябрь.
Тема: «Поговорим о наших зубках».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Чтоб кусался зубок». | Предметы личной гигиены (зубная паста, порошок, щетка, нить, бальзам для полоскания полости рта), схемы «Как правильно чистить зубы». |
Беседа | «Зубы и уход за ними.» | Предметы для игры в парикмахерскую. |
Чтение | «О зубках.» | |
Дидактические игры | «Хорошо-плохо». | Сюжетные картинки по правилам личной гигиены. |
Сюжетно-ролевые игры | «Стоматологическая больница». | Предметы личной гигиены. |
Развлечение | «По дорогам сказок» | Шапочки микробов. |
Декабрь.
Тема: «Тело человека».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Какие мы?» | Картинки с изображением частей тела человека. |
Рисование | «Мальчики и девочки». | |
Беседа | «Из чего я состою?» | Карточки-схемы, карандаш, альбомный лист. |
Чтение | Отгадывание загадок на тему «Тело человека». | Иллюстрации о частях тела человека. |
Дидактические игры | «Составь скелет человека» | Части скелета человека (схема) |
Сюжетно-ролевые игры | «Клуб «Богатырь»». | Спортивный инвентарь, тренажеры |
Экскурсия | «На стадион». |
Январь.
Тема: «Витамины и здоровый организм».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Здоровая пища» | Свежие и вареные овощи, разделочные доски, ножи, фартуки, косынки. |
Рисование | «Дары леса». | Иллюстрации с изображением лесных растений. |
Беседа | «Пейте, дети молоко- будете здоровые». | Иллюстрации с изображением продуктов. |
Чтение | Стихи о витаминах. | |
Дидактические игры | «Съедобное - несъедобное». | Мяч. |
Развлечение | КВН «Азбука здоровья». | Шапочки овощей и фруктов. |
Февраль.
Тема: «Мое здоровье».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Дорога к доброму здоровью». | Дорожные знаки, жезл, пешеходный переход, машины. |
Беседа | «К здоровью без лекарств». | Конверты с заданиями. |
Сюжетно-ролевые игры | «Фитобар «Здоровье»» | Дорожные знаки, жезл, пешеходный переход, машины |
Чтение | «Сказка о Здоровье и Красоте» | Иллюстрации с изображением правил поведения на улице. |
Развлечение | «Путешествие в страну «Здоровей-ка»» | Спортивный инвентарь, дорожные знаки. |
Март.
Тема: «Будем спортом заниматься».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Мы здоровые ребята». | Спортивный инвентарь. |
Экскурсия | «На стадион». | |
Беседа | «Физкультура и здоровье» | Иллюстрации с изображением разных видов спорта. |
Продуктивный вид деятельности | «Наш спорт зал». | Спортивный инвентарь. |
Чтение | Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни | |
Дидактические игры | «Спорт» | Иллюстрации с изображением разных видов спорта. |
Сюжетно-ролевые игры | Магазин «Спорт». | Спортивный инвентарь. |
Подвижные игры | Игры по желанию детей. | Спортивный инвентарь. |
Развлечения | «Секреты здоровья.» | Спортивный инвентарь, грамоты, призы. |
Апрель.
Тема: « Наши помощники».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Чтобы глаза видели»
| Карандаш, белая бумага. |
Беседа | «Чтобы уши слышали» | Иллюстрации с правилами поведения в больнице. |
Игра | КВН «Знай свое тело». | Фишки, призы. |
Сюжетно-ролевые игры | «Скорая помощь» | Медицинский чемоданчик. |
Май.
Тема: «Здоровый образ жизни».
Непосредственно-образовательная деятельность | «Добро пожаловать в страну Здоровячков» | Плакат «Один дома». |
Беседа | «Здоровый образ жизни». | Иллюстрации с изображением животных. |
Рисование | Рисование «Мой любимый вид спорта». | Краски. |
Чтение | Стихи о Здоровом образе жизни | |
Развлечение | «Счастливый случай» | Карточки- лабиринты, план – карта группы, ребусы. |
Работа с педагогами.
Консультация для воспитателей «Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников -Наша традиция – быть здоровыми!» | Октябрь | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н.В., |
Консультация для воспитателей «Ребенок и опасности на дорогах» | Декабрь | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н.В., |
Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей» | Февраль | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н.В., |
Защита проекта «Здоровые ребята, дошколята». | Май | Педагоги ДОУ. | Черкасова Н.В.,. |
Работа с семьей
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» | Октябрь | Родители | Черкасова Н.В., |
Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: «Здоровый образ жизни» | Декабрь | Родители | Черкасова Н.В., |
Памятка для родителей по здоровому образу жизни Консультация для родителей Играйте с детьми. | Февраль Май | Родители | Черкасова Н.В., |
Игра с родителями "Счастливый случай" по теме "Полезная еда" | Май | Родители | Черкасова Н.В., |
Заключительный этап
1. | Проведение повторной диагностики. | Май | Дети группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н.В., |
2. | Обобщение практического материала | Май | Дети группы «Речецветики» | Воспитатель Черкасова Н.В., |
3. | Анализ результатов работы по проекту | Май | Воспитатели | Воспитатель Черкасова Н.В., |
Показатели диагностики по
«Воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни».
Сроки | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Сентябрь Май | 15% 75% | 40% 25% | 45% 0 |
Полученные результаты.
Дети получили знания о здоровом образе жизни, о сущности понятия “здоровье”.
Знают факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле, роль правильного питания, значение гигиенических процедур для здоровья.
Распознают факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
Соблюдают правила питания
Выполняют гигиенические процедуры, соблюдают правила закаливания организма.
комплексы упражнений утренней гимнастики.
Снижена заболеваемость и повышен уровень здоровья детей. Выпускники детского сада овладели знаниями о здоровом образе жизни, осознали ответственность за своё здоровье.
Литература.
- Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград: учитель, 2008 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/2008 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №6/2008г.
- А. Пиль ««Все обо всем «Мое тело»» Москва Астрель АСТ 2002г.
- Козлова С.А. Тематический словарь в картинках ««Я и мое тело «Органы чувств человека»»: «Школьная Пресса», Москва, 2005г.
- Н.Н.Авдеев, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» Детство-Пресс, 2004г.
- А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» «Просвещение», 1996г.
- Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» «Просвещение», 1997г.
- В.В.Поляков «ОБЖ» «Дрофа»,1996г.
- Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» Москва «Школьная Пресса», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-373927-1388323515.jpg)
Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»
Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-434406-1549957125.jpg)
Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-434406-1549957125.jpg)
Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-752455-1637139588.jpg)
Формирование привычки здорового образа жизни у детей младшей группы
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518587-1711690530.jpg)
Проект«Здоровые ребята ». («Формирование основ к здоровому образу жизни у детей средней группы»)
Формирование онов к здоровому образу жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518587-1711690530.jpg)
Проект «Здоровые ребята». («Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшей группы»)
Формирование ЗОЖ старшая группа...