Здоровьесберегающие технологии в системе работы логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал
Благодаря этим технологиям: повышается интерес к процессу обучения, снижается эмоциональное напряжение и тревожность, улучшается восприятие и внимание, повышается обучаемость, корректируется поведение. Также совершенствуется артикуляционная моторика, развивается двигательная активность и координация, развивается правильное речевое дыхание, сила голоса, формируется слоговая структура и ритмизация речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в системе работы логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ
В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии:
- Логопедический массаж для детей с дизартрией
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика для глаз
- Песочная терапия
- Су-джок терапия
- Гимнастика корригирующая
- Психогимнастика
- Кинезиотерапия
10.Биоэнергопластика.
Благодаря этим технологиям: повышается интерес к процессу обучения, снижается эмоциональное напряжение и тревожность, улучшается восприятие и внимание, повышается обучаемость, корректируется поведение. Также совершенствуется артикуляционная моторика, развивается двигательная активность и координация, развивается правильное речевое дыхание, сила голоса, формируется слоговая структура и ритмизация речи.
Остановимся на каждой технологии немного подробнее
Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.
В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.
Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим.
Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.
Массажем я занимаюсь, так как имею мед.образование и сертификат о прохождении курсов логомассажа.
Артикуляционная гимнастика
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, я использую упражнения с сушками, сладкой соломкой, котельными трубочками, бусинкой на нитке, логопедические ракетки.
Картинки для гимнастики и презентации на эту тему помогают мне в работе.
Дыхательная гимнастика
В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированы между собой без приложения усилий говорящего человека. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование.
В моём кабинете есть картотека с играми, направленными на развитие правильного речевого дыхания, силу выдоха. Также используются шарики и котельные трубочки, вертушки, пёрышки, аэрофутбол, игру «Накорми гусеницу», «Бабочки летите», «Клоун жонглёр» и т.п.
Также для развития дыхания и голосоподачи я использую логопедические распевки.
Гимнастика для глаз.
В логопедическую группу часто попадают дети, имеющие, помимо общего недоразвития речи, нарушение зрения (амблиопия, дальнозоркость, близорукость и т.д.). Мне, как учителю-логопеду, работающему с такими детьми, приходится не только реализовывать задачи и содержание логопедической работы, но и учитывать специфические требования к организации логопедического процесса в дошкольном учреждении к детям нарушениями зрения, а также выполнять требования офтальмологической службы.
Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (кабинет логопеда, группа, музыкальный зал и т.п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда. Основными принципами проведения зрительной гимнастики являются: индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений; состояние здоровья; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетание зрительных упражнений с двигательной активностью; развитие интереса ребенка к этому упражнению.
В логопедическом кабинете есть тренажер для глаз в виде дерева с дорожками, по которым скатываются шарики трёх цветов, также используется расположение картинок и называние их в разных направлениях, ещё мною изготовлена игра попади в мишень.
Песочная терапия
К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице - можно устроить мини песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете. Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.
Су-джок терапия
Су-джок - не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Колечки – пружинки я использую не только для стимуляции биоактивных точек на пальцев, но и одновременного проговаривания прямых и обратных слогов для автоматизации звуков.
Гимнастика корригирующая
В логопедической группе встречаются дети с диагнозом плоскостопие. Для того чтобы совместить речь с движением я использую массажные дорожки ручной работы. Ходьба по таким дорожкам способствует профилактике плоскостопия, а также помогает ребёнку выравнивать слоговую структуру, почувствовать границу между словами. Кроме дорожек мною изготовлены буквы алфавита с разными наполнителями. Наступая на букву и озвучивая её, ребёнок активизирует органы речи, учиться читать и одновременно происходит активизация точек стопы.
Психогимнастика
«Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о свойствах предметов, природных явлениях, повадках животных. У детей уточняются и формируются представления о различных эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека; развивается воображение; расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение; формируются мимические навыки, невербальный навык общения.
С помощью выразительных средств - движений дети обучаются пониманию и выражению эмоций, что способствует преодолению барьеров общения.
С помощью выразительных движений мимики и пантомимики психогимнастика вводит детей в игровую терапию, оказывая тем самым психокоррекционное воздействие, улучшая социализацию. Осознавая свои телесные ощущения, состояния напряжения и расслабления, физически выражая те или иные эмоции, дети учатся понимать себя и свои чувства; настроение, эмоции, чувства других людей.
Я использую эту технологию в качестве физминуток на своих занятиях.
Кинезиотерапия
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность.
В моей практике с помощью кинезиотерапии у детей страдающих смешением звуков, перестановкой слогов и букв легче происходит процесс усвоения правильного произношения слов и предложений. Сейчас в логопедических альбомах много картинок на одновременное произнесение слов с определённым движением пальцев или кистей рук. Также кинезиотерапия помогает ребёнку научиться ориентироваться на своём теле.
Упражнения могут проводиться под ритмически структурированную музыку.
Биоэнергопластика
Включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Эта технология помогает:
укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процессе;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.
Со своими детьми мы выполняем артикуляционные упражнения, совмещая движения языка с движением массажного мяча в руках. Также мною используется кукла бибабо, открывающая рот – для активизации внимания на гласных звуках. С помощью рук ребёнку легче усвоить правильную артикуляцию трудно произносимых звуков.
Таким образом, использование всех здоровьесберегающих технологий в комплексе помогает сохранить здоровье детей и в более короткие сроки справиться с задачами коррекционной работы логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57615.jpg)
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503287-1413866229.jpg)
"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда"
Данная статья была опубликована в Новгородской газете "Образование info" Выпуск № 13(27) 15 ноября 2014 года....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-228504-1364333291.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда в условиях дошкольного отделения "КРОЦ" ОСП " Раменки"
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе» учителя-логопеда с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного отделения ОСП « Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1064416-1541943061.jpg)
Конспект занятия: "Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда"
Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/12/picture-571288-1657607867.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-1160456-1708460698.jpg)
Презентация "Здоровьесберегающие технологии используемые в работе логопеда"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют:Повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.-повышается обучаемость, улучшаются внимание, вос...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-1489504-1704726439.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя»...