Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда в условиях дошкольного отделения "КРОЦ" ОСП " Раменки"
статья ( группа) по теме

Мироненко  Наталья Владимировна

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе» учителя-логопеда с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях  дошкольного отделения  ОСП «  Раменки»   КРОЦ.

( Из опыта работы)

 

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтерна­тивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и прак­тической целеустремленности, гуманизации,  динамичности и открытости.

Организация занятий по воспитанию и формированию, со­хранению и укреплению здоровья детей предусматривает ак­тивную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога. Подпись: : 
2007
Результатом обучения и воспитания дошкольников явля­ются новые знания, которые сразу можно использовать в прак­тике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к свое­му здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно- психического здоровья и развития детей; совершенствование практических навыков здорового об­раза жизни.

Цель: предполагает разностороннее и гармоничное разви­тие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здо­ровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств укреп­ление психического здоровья детей обеспечение их психо­логической безопасности.

Программа логопедической работы с детьми с множественными нарушениями включает 5 основных направлений.

Воспитательная и оздоровительная направленность об­разовательного процесса:

Занятия о  здоровье для дошкольников (от 3 до 7 лет) (накопление  словаря по лексическим темам)

Физическое развитие и оздоровление детей  с НОДА: точечный массаж; игры, которые лечат; дыхательная гимнастика; организация двигательного режима.

Лечебно-профилактическая работа: лечебная физкультура; физминутки .

 Работа с родителями.

Обеспечение психологического благополучия:  коррекционно-развивающая работа для детей с наруше­ниями речи; музыкотерапия.

 У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций), который, как правило, сопровождается психическими и речевыми нарушениями. Поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической" коррекции.

 Дошкольное отделение посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложным дефектом - это дети с детским церебральным параличом, у которых двигательные нарушения сочетаются с задержкой психического развития, задержкой и недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха. В дошкольном отделении находятся дети в возрасте от 3-до 8 лет. При логопедическом и психологическом обследованиях детей наряду с неврологическим диагнозом отмечаются :дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия, заикание, задержка психоречевого развития, задержка психического развития, аутизм, умственная отсталость, диссоциация психи. Следует подчеркнуть, что в коррекционной работе мы не стремимся достичь уровня здорового ребенка в каждом конкретном случае. У детей с детским церебральным параличом своя «норма», т.е. тот уровень, который мы можем достичь в развитии ребенка, но самое главное — научить ребенка жить в обществе, научить его самообслуживанию, достичь максимального развития движений.

Развитие ребенка с детским церебральным параличом происходит в ограниченном пространстве, что ведет к формированию эгоцентрических установок, способствует вторичной аутизации. В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей. Не учитываются его планы, увлечения. Задача коррекции состоит в том, чтобы разорвать эту симбиотическую связь мать-дитя, дать возможность развиваться ребенку, и чтобы родители способствовали этому развитию. Здоровьесберегающая  методика обучения предполагает критерии рациональной организации занятий с детьми. В своей практической деятельности мы используем коррекционно - развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

1. Технологии по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни (беседы, чтение художественной литературы, практическое применение  знаний)

2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз и др.)

3. Коррекционные  технологии ( артикуляционная  гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, кинезеологические упражнения, использование  компьютерных технологий  логопедический тренажер  дельфа -142.

 У детей с множественными  нарушениями развития  процесс усвоения элементарных преставлений  о здоровом образе жизни затруднен. На начальном этапе используем систему символов ( пиктограмм) как средство невербального общения.  Ежедневно повторяющиеся ситуации ( мытье рук,  культура поведения за столом во время приема пищи, одевание, отдых и т. д. цепочку действий детям трудно усвоить. И ,поэтому, чем раньше использовались различные графические символы, тем быстрее  у детей   формируется внутренняя речь , а затем научаются говорению.

 Наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей с НОДА. :

1.Использование оздоровительных поз, соблюдение ортопедического режима.

2. Режим двигательной активности и динамических поз на логопедических занятиях  по обучению грамоте и развитию речи. ( Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят сидя, лежа , стоя  в зависимости от физического состояния ребенка и поставленной  задачи.)

3. Сочетание  речевых игр с движением.

 Целью «  Логопедической  ритмики « является не только развитие речи, в рамках которого логопед работает над фразой ( ее слитностью, темпом, логическим ударением, интонацией). Использование приемов

 « Логоритмики» необходимо для детей с утомляемостью, и тревожностью , что особенно свойственно нашим детям. Речевые игры , включающие естественные движения и устную речь, развивают познавательную активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение. При помощи этих естественных движений ребенок выражает свои эмоции, учится управлять ими, что играет важнейшую роль в его общении в целом.

 4Дыхательная гимнастика и фонетические упражнения

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на: увеличение объема вдыхаемого воздуха в легких  и продолжительного выдоха.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи,  голосоведения, дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания; регулирование дыхательного ритма;

 5.Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

 6. Пассивная артикуляционная гимнастика  - активный метод механического воздействия ,который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.  Гимнастика  представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния. Она может проводиться на всех этапах коррекционной работы.

 7.Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

На кистях рук находится много нервных клеток, массаж которых успокаивает нервы и улучшает тонус. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, « катушки и др.)

 8  В работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", « "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

9.Развитие мелкой моторики

Использование пальчиковых игр согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий); графические диктанты по лексическим темам в подготовительной группе;

обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на занятиях;

различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.     

использование пальчикового театра на занятиях;

10.Биоэнергопластика- артикуляционные упражнения проводятся  одновременно с движениями сначала одной кисти руки ( правой, левой) затем обеих , имитирующих движения челюсти языка и губ. Это  оказывает  чрезвычайно благородное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей , а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

11.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

12. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику:  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

 Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, проводим по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание. Особенно полезным и интересным для дошкольников является использование элементов сказкотерапии,   психогимнастики.

В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

13.Использование в своей работе компьютерных технологий- Дельта 142, «Игры для тигры» и. д.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при  наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги ,логопеды, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении мы широко, используем информационно-обучающие приемы, которые способствует; повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Для родителей в нашем отделении логопеды проводят всеобучи, консультации, регулярно обновляют информационные стенды, проводят дни открытых дверей, где педагоги  делают акцент на практических приёмах работы, которые очень важны для достижения результатов. 

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения;

формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.

Формирует первоначальные представления ребёнка о здоровом образе жизни и в дальнейшем создаёт мотивацию к здоровому образу жизни.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе  способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

 

 

 

 

    Учитель-логопед  ГБУ  КРОЦ  ОСП « Раменки»

 

Мироненко Н.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе» логопеда с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях  дошкольного отделения  ОСП «  Раменки»   КРОЦ.

( Из опыта работы)

 

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации,  динамичности и открытости.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно- психического здоровья и развития детей; совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

Цель: предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств укрепление психического здоровья детей обеспечение их психологической безопасности.

Программа логопедической работы с детьми с множественными нарушениями включает 5 основных направлений.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:

Занятия о  здоровье для дошкольников (от 3 до 7 лет) (накопление  словаря по лексическим темам)

Физическое развитие и оздоровление детей  с НОДА: точечный массаж; игры, которые лечат; дыхательная гимнастика; организация двигательного режима.

Лечебно-профилактическая работа: лечебная физкультура; физминутки .

 Работа с родителями.

Обеспечение психологического благополучия:  коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи; музыкотерапия.

 У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций), который, как правило, сопровождается психическими и речевыми нарушениями. Поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической" коррекции.

 Дошкольное отделение посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложным дефектом - это дети с детским церебральным параличом, у которых двигательные нарушения сочетаются с задержкой психического развития, задержкой и недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха. В дошкольном отделении находятся дети в возрасте от 3-до 8 лет. При логопедическом и психологическом обследованиях детей наряду с неврологическим диагнозом отмечаются :дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия, заикание, задержка психоречевого развития, задержка психического развития, аутизм, умственная отсталость, диссоциация психи. Следует подчеркнуть, что в коррекционной работе мы не стремимся достичь уровня здорового ребенка в каждом конкретном случае. У детей с детским церебральным параличом своя «норма», т.е. тот уровень, который мы можем достичь в развитии ребенка, но самое главное — научить ребенка жить в обществе, научить его самообслуживанию, достичь максимального развития движений.

Развитие ребенка с детским церебральным параличом происходит в ограниченном пространстве, что ведет к формированию эгоцентрических установок, способствует вторичной аутизации. В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей. Не учитываются его планы, увлечения. Задача коррекции состоит в том, чтобы разорвать эту симбиотическую связь мать-дитя, дать возможность развиваться ребенку, и чтобы родители способствовали этому развитию. Здоровьесберегающая  методика обучения предполагает критерии рациональной организации занятий с детьми. В своей практической деятельности мы используем коррекционно - развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии.

1. Технологии по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни (беседы, чтение художественной литературы, практическое применение  знаний)

2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз и др.)

3. Коррекционные  технологии ( артикуляционная  гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, кинезеологические упражнения, использование  компьютерных технологий  логопедический тренажер  дельфа -142.

 У детей с множественными  нарушениями развития  процесс усвоения элементарных преставлений  о здоровом образе жизни затруднен. На начальном этапе используем систему символов ( пиктограмм) как средство невербального общения.  Ежедневно повторяющиеся ситуации ( мытье рук,  культура поведения за столом во время приема пищи, одевание, отдых и т. д. цепочку действий детям трудно усвоить. И ,поэтому, чем раньше использовались различные графические символы, тем быстрее  у детей   формируется внутренняя речь , а затем научаются говорению.

 Наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей с НОДА. :

1.Использование оздоровительных поз, соблюдение ортопедического режима.

2. Режим двигательной активности и динамических поз на логопедических занятиях  по обучению грамоте и развитию речи. ( Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят сидя, лежа , стоя  в зависимости от физического состояния ребенка и поставленной  задачи.)

3. Сочетание  речевых игр с движением.

 Целью «  Логопедической  ритмики « является не только развитие речи, в рамках которого логопед работает над фразой ( ее слитностью, темпом, логическим ударением, интонацией). Использование приемов

 « Логоритмики» необходимо для детей с утомляемостью, и тревожностью , что особенно свойственно нашим детям. Речевые игры , включающие естественные движения и устную речь, развивают познавательную активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение. При помощи этих естественных движений ребенок выражает свои эмоции, учится управлять ими, что играет важнейшую роль в его общении в целом.

 4Дыхательная гимнастика и фонетические упражнения

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на: увеличение объема вдыхаемого воздуха в легких  и продолжительного выдоха.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи,  голосоведения, дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания; регулирование дыхательного ритма;

 5.Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

 6. Пассивная артикуляционная гимнастика  - активный метод механического воздействия ,который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.  Гимнастика  представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния. Она может проводиться на всех этапах коррекционной работы.

 7.Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

На кистях рук находится много нервных клеток, массаж которых успокаивает нервы и улучшает тонус. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, « катушки и др.)

 8  В работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", « "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

9.Развитие мелкой моторики

Использование пальчиковых игр согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий); графические диктанты по лексическим темам в подготовительной группе;

обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на занятиях;

различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.        

использование пальчикового театра на занятиях;

10.Биоэнергопластика- артикуляционные упражнения проводятся  одновременно с движениями сначала одной кисти руки ( правой, левой) затем обеих , имитирующих движения челюсти языка и губ. Это  оказывает  чрезвычайно благородное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей , а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

11.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

12. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику:  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

 Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, проводим по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание. Особенно полезным и интересным для дошкольников является использование элементов сказкотерапии,   психогимнастики.

В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

13.Использование в своей работе компьютерных технологий- Дельта 142, «Игры для тигры» и. д.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при  наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги ,логопеды, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении мы широко, используем информационно-обучающие приемы, которые способствует; повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Для родителей в нашем отделении логопеды проводят всеобучи, консультации, регулярно обновляют информационные стенды, проводят дни открытых дверей, где педагоги  делают акцент на практических приёмах работы, которые очень важны для достижения результатов.  

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения;

формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.

Формирует первоначальные представления ребёнка о здоровом образе жизни и в дальнейшем создаёт мотивацию к здоровому образу жизни.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе  способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

    Учитель-логопед  ГБУ  КРОЦ  ОСП « Раменки»

Мироненко Н.В.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда"

Данная статья была опубликована в Новгородской газете "Образование info" Выпуск № 13(27) 15 ноября 2014 года....

Конспект занятия: "Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда"

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....