Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Зачем надо умываться?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мартыновская Светлана Григорьевна

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zachem_nam_umyvatsya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Зачем надо умываться?»

провела Мартыновская С.Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать мыслительные процессы детей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

Оборудование и материалы: посылка с кусками мыла разного по цвету, форме, запаху, картинки с последовательностью мытья рук, стаканчики с водой,  трубочки, вата, камешки,  жидкое мыло,   хозяйственное мыло.

Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», беседы на тему «Зачем людям мыло?»,  «Зачем надо умываться?».

                    Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, хочу предложить вам посмотреть мультфильм.(Просмотр первой части мультфильма «Мойдодыр» слайд 2)

– Ребята, как вы думаете, почему от мальчика убежали вещи, посуда и т.д.?

(Варианты ответов детей)

– Конечно, он очень грязный и не опрятный. Что же ему необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию, чтоб к нему опять вернулась одежда, книги, тарелка и т.д.?

(Варианты ответов детей)

– Посмотрите, у меня есть коробка, а в ней много разных предметов. Интересно, что в ней? Ребята на коробочке загадка, давайте попробуем отгадать и узнаем, что в ней находится.

«Это наш хороший друг терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится.

В руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнёт

 и побежит, и потечёт,

Исчезнет без следа. 

А руки станут чистыми.

Чистыми, душистыми.

Узнали без труда?»»

Дети: мыло.

Воспитатель: Правильно, это мыло. Давайте рассмотрим, берите по кусочку – кому какое нравится. Здесь его много, всем хватит.

Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.

На наших руках ещё остаются микробы. (слайд 3) поэтому мы используем мыло, чтоб смыть как можно больше микробов.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое мыло у нас?  Какого цвета, формы, запаха? (Каждый ребёнок берёт себе мыло, обсуждаем у кого какое по цвету, чем пахнет и т.д.)

Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, запаха.

Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?

(Варианты ответов детей) мы все разные, нам нравятся разные запахи, цвета, поэтому и мыло бывает разное, чтобы человек мог выбрать и с удовольствием им пользоваться. (слайд 4)

Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему. Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем. Всё мыло разложим на столе, внимательно рассмотрите. Закройте глаза. (Убирает один кусок мыла). Какое, мыло, пропало – какого цвета, формы?

(Выслушиваются ответы детей).  Сколько кусков мыла лежит на подносе? (Игра повторяется несколько раз)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в нашей коробке есть ещё что-то!

Предлагает ребёнку посмотреть, что в ней находится.

Дети: это тоже мыло.

Воспитатель: давайте его рассмотрим. Как пахнет это мыло? Какого оно цвета?  запах совсем необычный. Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно не только руки мыть, но и стирать.(слайд 5)

Воспитатель: посмотрите, ребята ещё один сюрприз.

Предлагает детям достать из коробки то, что там лежит. Дети достают бутылочку с жидким мылом. Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».

Воспитатель: «Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?»

Дети: потому что течёт.

Воспитатель предлагает детям встать возле стаканчиков, которые стоят на столе.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, что в этих стаканчиках?

Дети: вода.

Воспитатель: Как вы догадались, что там вода?

Воспитатель предлагает детям понюхать.

(Варианты ответов детей. Она без запаха, прозрачная, бесцветная.) дыхательная гимнастика.

Давайте возьмем трубочки, носом вдыхаем воздух, ртом выдыхаем через трубочку. А теперь подставьте ладошку, чувствуете, как воздух через трубочку идёт. А теперь опустите конец трубочки в воду и подуйте. Что происходит?

Воспитатель: А если мы нальём в стакан мыло, что с ним произойдёт?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: Давайте с вами проверим, что будет, если в воду добавить мыло. Берём маленькие стаканчики с жидким мылом и выливаем в стакан с водой. Размешайте трубочкой.Что случилось с мылом в воде?

Воспитатель: Сейчас мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. А теперь опустите конец трубочки в банку и дуйте в мыльную воду.

Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.

Дети выполняют.

Воспитатель: Откуда взялись пузыри?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены при помощи воздуха.

Воспитатель делает вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. И этой пеной смывается грязь и микробы.

Проговорить как правильно мыть руки.

Воспитатель: вы взбили хорошую пену. А теперь положите на неё ватку. Что происходит с ваткой?

Дети: она держится.

Воспитатель: а почему она держится?

Дети: она лёгкая.

Воспитатель: а теперь на пену положите камень. Что происходит с камнем?

Дети: он падает, тонет.

Воспитатель: почему тонет камень?

Дети: он тяжёлый.

Воспитатель делает вывод: мыльная пена может быть очень высокой, прочной, она держит предметы, которые легче неё самой – вата.

Воспитатель: давайте с вами немного поиграем. «Пузырь»

Воспитатель: А я хочу вам рассказать способ рисования, где используется мыло. Сейчас мы добавим пищевой краситель, хорошенько перемешаем и у нас получится цветная пена. И этой пеной попробуем раскрасить.

Воспитатель задаёт следующие вопросы:

—Какое бывает мыло?  (Туалетное, хозяйственное, жидкое). Для чего оно нужно?

— Как у вас получились такие большие, высокие и прочные пузыри? (Мы их выдували).

—Что Вам больше всего понравилось на занятии.

Воспитатель: Как же справился с проблемой мальчик из мультфильма, давайте посмотрим.

Воспитатель: теперь он знает, что нужно умываться и мыться.

«Да здравствует мыло душистое,
  И полотенце пушистое,
  И зубной порошок,
  И густой гребешок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"

Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе "Потерянные краски осени"

Цель:  формирование  у детей   склонностей  к наблюдению, через экспериментирование.Задачи:           Образовательные:1....

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...