Семинары
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспекты семинаров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников | 32.46 КБ |
Современные подходы к нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
Детский сад «Светлячок»
Семинар по теме:
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ Д/с «Светлячок»
Слизкова Марина Николаевна
г.Семикаракорск 2023г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я воспитатель детского сада «Светлячок» Слизкова Марина Николаевна.
Тема моего семинара «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников».
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
ЦЕЛЬ - раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему.
- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.
- Воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А.С. Макаренко).
- Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
- Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
- Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств.
- Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.
"Программа воспитания в детском саду" раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:
1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.
2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового труда и самообслуживания.
Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа - Сформированные навыки и умения совершенствуются.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самообслуживание: Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд: направлен на уборку групповой комнаты, участка. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе: направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд: направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д.
Формы организации труда
Условия организации трудовой деятельности дошкольников охватывают значительный диапазон факторов от психологических и педагогических, до материальных. Соблюдение условий организации труда дошкольников станет залогом правильного формирования трудовых навыков, повышения эффективности трудового воспитания, реализацией его развивающих и воспитательных функций. Понимание, принятие и организации условий трудовой деятельности дошкольников — гарантия развития полноценной личности, будущего гражданина своей страны, готового трудиться на благо Родины, адаптивного к новым эконмическим условиям.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах:
ПОРУЧЕНИЯ - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.
ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.
ТРУД «ОБЩИЙ» - при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно (объединяет общее задание и общий результат).
ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» - наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности. Цель, как и в общем труде – единая.
КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ: это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка, организует его на результат труда.
МОТИВ: Это причина, побуждающая к трудовой деятельности, или заинтересовывающий момент. Важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней.
СРЕДСТВА: Это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.
СПОСОБЫ: Это методы.
РЕЗУЛЬТАТ: Это показатель завершения работы, это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность, осуществляемая с взрослым. Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда.
РЕФЛЕКСИЯ: Умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
- Собственная трудовая деятельность детей;
- Обучение трудовым навыкам и организации труда;
- Ознакомление с трудом взрослых;
- Организация трудовой деятельности;
- Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы
СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
- Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру.
- Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.
- В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным.
- Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.
- Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер.
- Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.
- Организация материальной среды и трудового оборудования.
- Учет индивидуальных интересов.
- Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
- Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.
- Создание мотивации и трудовой деятельности.
- Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.
- При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
- Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.
- Трудом нельзя наказывать.
- Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.
- Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Конспект семинара по теме:
«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ Д/с «Светлячок»
Слизкова Марина Николаевна
г.Семикаракорск 2024 г.
Добрый день! Меня зовут Слизкова Марина Николаевна, я воспитатель детского сада «Светлячок»
Слайд 1: Тема моего семинара – «Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Слайд 2: Цель: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников, систематизирование знаний и умений педагогов по данной проблеме, познакомить с возможностью нравственно-патриотического воспитания детей через использование интерактивных приёмов.
Задачи:
1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.
2. Расширять представления о культуре, народных традициях своего народа.
3. Охранять и укреплять нравственное и физическое здоровье детей.
Слайд 3: Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у детей проходит в нескольких направлениях:
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.
Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Слайд 4: «Технологии патриотических центров: создание чувства принадлежности и гордости»
Патриотические центры в дошкольных учреждениях несомненно играют значительную роль в воспитании маленьких граждан, помогая им полюбить свою родину и проявлять уважение к её истории, культуре и природе.
Слайд 5: Творческая деятельность дошколят с использованием технологии «Кинусайга»
Ребята из группы «Казачата» под руководством педагога, познакомились с технологий лоскутного творчества кинусайга - создание лоскутного панно на пенопласте, тематика рисунка выбрана не случайно ведь наш дошкольное учреждение гордо несёт звание казачьего детского сада.
Так как на донской земле народные умельцы всегда обустраивали свое жильё, с ранних лет будущим хозяйкам-маленьким казачкам прививались навыки шитья и вязания.
Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность донского казачества. Педагоги детского сада стараются привить в совместном творчестве любовь к малой родине и уважение к укладу донских казаков.
Кинусайга- это японское рукоделие, смысл которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани без помощи иглы, путём втыкания ткани в мягкую основу. Японцы как и казаки глубоко уважают природу, стараются повторно использовать одежду для создания картин.
Слайд 6: Публикации
Наш детский сад участвовал в голосование по конкурсу визитных карточек образовательных учреждений со статусом «казачье» в рамках фестиваля «Радуга творческих идей: традиции, инновации, результативность».
В конкурсе приняли участие 25 образовательных учреждений. В альбоме опубликованы работы участников фестиваля «Радуга творческих идей: традиции, инновации, результативность».
Слайд 7: Технология экологических традиций казачества в образовательном процессе
Технология экологических традиций казачества представляет собой важный аспект образовательного процесса дошкольных учреждений, поскольку она не только способствует сохранению природы, но и позволяет детям познавать мир через знакомство с традициями и обычаями казачества. Включение данной технологии в образовательный процесс дошкольных учреждений имеет ряд преимуществ.
Во-первых, использование экологических традиций казачества способствует формированию у детей уважения и заботы о природе, что важно для развития экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде.
Во-вторых, эта технология позволяет привлечь детей к активности на свежем воздухе, изучая традиционные методы походной жизни, знакомясь с растениями, животными и уникальными природными явлениями.
В-третьих, экологические традиции казачества способствуют развитию у детей чувства патриотизма, уважения к своей стране и ее истории.
Слайд 8: Инновационная технология: светодиодная песочница в казачестве
Современные технологии игровых развлечений всё больше внедряются в образовательные учреждения, в том числе и дошкольные учреждения. Одной из инновационных разработок, способствующей развитию и обучению детей, является светодиодная песочница.
Наш детский сад активно включает эту технологию в образовательном процессе. Суть светодиодной песочницы заключается в использовании проекции изображений на песке, который ребенок может изменять, двигая его по поверхности. Это развивает моторику, пространственное мышление, творческие способности и представление о формах и цветах у детей.
Слайд 9: Тюльпаны: символ Ростовской области
Ростовская область - земля богатая культурным наследием и традициями. Одним из самых ярких символов этого края являются тюльпаны, которые стали неотъемлемой частью его истории и культуры. Эти прекрасные цветы обладают особым значением для жителей и являются одним из знаковых символов области.
В последнее время тюльпаны из Ростовской области привлекли внимание посетителей на выставках флоры и фауны. Участие в выставках в Москве и других городах России дает возможность продемонстрировать уникальные сорта тюльпанов и показать всю красоту и разнообразие цветов, произрастающих в этом регионе. Таким образом, тюльпаны становятся не только символом Ростовской области, но и ярким представителем российской флоры.
Эти прекрасные цветы являются гордостью Ростовской области и продолжают привлекать внимание и восхищение людей из разных уголков мира. Надеемся, что тюльпаны будут продолжать украшать не только ростовские сады, но и сердца всех тех, кто полюбил этот неповторимый символ области.
Слайд 10: Технология флэш-моб в казачьем стиле: традиции в современном исполнении
Использование флэш-мобов в казачьем стиле представляет собой способ сохранения и продвижения культурного наследия казачества в современном мире. Сочетание традиционных элементов с современными формами выражения помогает привлечь внимание к богатству казачьей культуры и стимулировать интерес к истории и традициям этого народа
Слайд 11: Музей в дошкольном учреждении: развитие патриотических чувств с самого детства
Многие дошкольные учреждения активно внедряют идею создания небольших музеев, которые играют важную роль в формировании патриотизма среди детей. Музей в ДОУ может представлять собой специальное место, где дети могут изучать исторические артефакты, традиции и культуру своей страны.
Создание музея в дошкольном учреждении - это важный шаг в развитии образовательной программы, направленной на формирование у детей патриотических чувств и уважения к истории своей страны.
Слайд 12: Лидеры в образовании Семикаракорского района с 2021 году.
Говоря о нравственно-патриотическом воспитании в детском саду, мы предполагаем непрерывную систематическую работу по формированию у ребёнка любви и уважения к родному городу, чувства принадлежности к гражданам России; пониманию важности семейных традиций, заботливого отношения к близким людям.
В 2019 году детскому саду присвоен статус «казачий детский сад». Наш коллектив старается соответствовать этому важному статусу. В соответствии с разработанной программой по патриотическому воспитанию педагоги проводят занятия, казачьи мероприятия, соревнования по казачьим играм и конечно участвуют в конкурсах разного уровня. В конце года коллектив получил радостное известие: воспитанники подготовительной группы «Капельки» стали победителями во Всероссийском Патриотическом фестивале традиционного народного творчества «Мой родной любимый край» в номинации «Героями богат родимый край». Ребята представили композицию «Атаман Платов».
Дети с таким воодушевлением и задором исполняли песни, маршировали, рассказывали стихи о казачьем Атамане Матвее Ивановиче Платове, что поразили строгое жюри до глубины души.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Заключение:
Важной частью воспитания является внимание к истории России. Мы рассказываем детям интересные истории о великих людях и событиях, которые сделали Россию такой, какой мы ее знаем сегодня. Это помогает формировать у детей уважение к своей стране и ее достижениям.
Наша работа основана на принципах уважения к своей стране, гордости за ее историю и культуру, а также понимании важности сохранения природы. Мы верим, что эти ценности помогут нашим детям стать ответственными и гордыми гражданами России.
Мы всегда открыты для новых идей и подходов, которые могут помочь нам еще лучше реализовывать наши цели. Спасибо за ваше внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...