"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения" долгосрочный проект
проект
Проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.,
Воспитатель Митрофанова В.Э.
1. Краткая аннотация проекта
Разработка системы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья очень высока. Актуальной проблемой для специалистов, работающих с такими детьми, является поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы. Педагогический проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованы теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, составляет методологическую основу этого проекта. Коррекционная работа с ребёнком понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта
Конвенция ООН по правам ребенка отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.
В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации дошкольного образования является востребованным и нужным в педагогическом процессе. Принятие Концепции дошкольного воспитания положило начало гуманизации системы дошкольного воспитания. Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. Система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.
Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.
Данный педагогический проект создан для организации эффективной коррекционной работы и разработки образовательного маршрута индивидуального развития детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает следующие аспекты:
- психологические особенности данной категории детей;
- основные принципы коррекционной педагогики.
Педагогический проект будет интересен педагогам и родителям детей с ОВЗ. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедряется на протяжении 4 лет, так как систематически к нам поступают дети с ОВЗ, поэтому работа по данному проекту является систематической.
3. Цель и задачи проекта
Наиболее ярким внешним проявлением отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию. Преодоление проблем с социализацией детей, возможно в результате своевременно начатой коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.
Объект исследования: социальная адаптация детей с ОВЗ, путём максимального расширения их социальных связей.
Предмет исследования: преодоление проблемы с социализацией, и постепенное вхождение ребёнка с ОВЗ в социум в результате своевременной коррекционно-развивающей работы.
Целью педагогического проекта является: создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.
Задачи:
1. Организовать развивающую предметно-пространственную среду.
2. Формирование навыков поведения.
3. Формировать социально-бытовые навыки.
4. Формировать навыки игровой деятельности.
5. Формировать познавательные функции.
6. Формировать речевые навыки и навыки общения.
7. Привлекать родителей к социальному партнёрству.
4. Основное содержание проекта
Социализация ребенка с ОВЗ начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».
Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в изучении социального развития детей с ОВЗ, которое предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и обучение ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.
Новизна педагогического опыта заключается в следующем:
- создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
- разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
- разработка практического программно - методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей.
- разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.
Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.
Основные принципы и подходы в реализации проекта
1. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения, то есть тесное взаимодействие семьи и ДОУ с целью развития и воспитания «особого» ребёнка.
2. Принцип комплексности, то есть тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: психолога, воспитателей, дефектолога, логопеда, музыкального и физкультурного работника, медицинской сестры.
3. Принцип единства диагностики и коррекции развития, то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
4. Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Он основан на признании самоценности личности ребёнка и создания условий для его гармонического развития.
5. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов, что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
6. Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала, что особо важно для развития и обучения детей с ОВЗ.
7. Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком ОВЗ. При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.
Методологическая основа данного педагогического опыта
Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
Социализация детей с ОВЗ рассмотрена в работах О.С.Никольской и многих других ученых. Особое внимание направлено, прежде всего, на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру - формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации.
Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней средой. В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.
I этап - Диагностический. Цель: определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка.
II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию навыков самообслуживания, совершенствованию моторики, координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков и навыков общения. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов.
Для снятия аффективно-эмоционального напряжения применяются арт-терапевтические методы: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия,су-джок и кинезиотерапия, работа с пластилином, библиотерапия, изотерапия. Например, активный групповой приём «Игра «Волшебные краски»:детям дается желтая и синяя краска на палитре, дети смешивают желтый и синий до зеленого. Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.
III этап –– Контрольный. Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
Механизм реализации проекта представлен в таблице.
5. Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы: Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные постановления и программы; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.; Устав дошкольного образования; Концепция дошкольного образования РФ; Инструктивно-методическое письмо МО РФ от г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от #1075;.);
Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 3 до 8 лет, их родители.
Материально - технические ресурсы:
• музыкальный зал; физкультурный зал, кабинеты психолога, логопеда, дефектолога; сенсорная комната.
• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно - коммуникационных технологий;
• CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;
• музыкальный центр;
• психолого-педагогическая и методическая литература, программно - методические материалы.
Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ: Е.А.Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Работа с родителями: В.В. Ткачева «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;
Информационные ресурсы:
- Интернет;
- Центральная библиотека.
Участники проекта: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.
Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.
Данный педагогический проект служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
7. План реализации проекта
Диагностический этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития. | #1054;ценить уровень актуального развития ребенка; 2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка; 3. Составление индивидуальной программы развития. | Сентябрь –январь - май | Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование; |
Установление эмоционального контакта. | 1. Установить формальный контакт с ребенком; 2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом. | В течение 2- 3 недель | Сроки реализации могут быть увеличены; |
Коррекционно-развивающий этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1. Организация РППС и коррекционно-развивающего процесса. | 1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность; #1057;формировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности; 3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности. | Сентябрь - октябрь | Применимы по отношению к детям с любым вариантом ОВЗ; |
Формирование социально-бытовых навыков | #1055;ровести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками. 2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают. | В течение всей коррекционно-развивающей работы | Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. |
Формирование общей моторики | Формирование навыков: имитации сложных движений; выполнение инструкций; произвольной организации движений. | В течение всего обучающего процесса | С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность. |
Обучение речевым навыкам и навыкам общения. | #1056;азвивать у ребенка способность понимать речь. 2. Формировать его речевое мышление. 3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации. 4. Закреплять появившиеся речевые формы. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с развитием понимания речи. | Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами. |
Развитие познавательной деятельности | Формирование представлений об окружающем мире. Развитие всех видов восприятия. Активизация мыслительной деятельности. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивной деятельностью | Познавательные функции приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов. |
Развитие игровой деятельности | Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием. Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. | Развитие игровой деятельности формирует способность к восприятию аспектов социального взаимодействия. |
Коррекция проблем поведения | Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. | Для снятия аффективно-эмоционального напряжения мы применяем арттерапевтические методы. |
Социальное партнёрство | Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых; Способствовать контакту ребенка с родителями. | В течение всего обучающего процесса; | Индивидуальные консультации; Родительские собрания; Совместные семинары-практикумы; Посещение родителями занятий дефектолога, логопеда; Праздники, развлечения и т.д. |
Контрольный этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
#1040;нализ состояния социального развития детей к концу обучения. 2. Анализ инициативы родителей в участии в коррекционно-развивающих мероприятиях. | #1054;пределение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. 2. Результаты эффективности проекта: у детей уменьшились проблемы в поведении; дети овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому; родители стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, обмениваться опытом. | Май | Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка. |
Примерный учебный план мероприятий на год
(возможно корректировка по необходимости)
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Участники | Ответственный |
1 | Родительское собрание «Что такое ЗПР?»; «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ» «Играть так, чтобы ребёнок заговорил» Выпуск буклетов. | Сентябрь, октябрь (начало учебного года) | Родители | Учитель-дефектолог, воспитатели |
2 | Диагностическое обследование | Сентябрь-январь-май | Дети | Учитель-дефектолог |
3 | Консультация: «Права детей - инвалидов и их семей» | Сентябрь | Родители, Законные представители | Воспитатель |
4 | Индивидуальные консультации по результатам обследования | Сентябрь-январь-май | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог, воспитатели |
5 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:«День знаний», «Осень разноцветная», «Если хочешь быть здоров!», «Мой город, моя страна». | Октябрь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
5 | Составление и ознакомление с индивидуальной программой развития | Октябрь | Родители, Законные представители | Учитель-дефектолог |
6 | Семинар-практикум «Формирование социально-бытовых навыков» | Ноябрь | Родители, Законные представители | Учитель-дефектолог, воспитатели |
7 | Осенний праздник (совместно с родителями) | Ноябрь | Родители. Законные представители Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководитель |
8 | Выпуск буклетов «Формирование социально-бытовых навыков» | Ноябрь | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
9 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель». | Ноябрь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
10 | Индивидуальные консультации по развитию детей | В течение всего времени обучения | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
11 | Рекомендации по формированию представлений и навыков | Еженедельно | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог, воспитатели |
12 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:«Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник». | Декабрь | Дети | Учитель-дефектолог Педагог-психолог Воспитатели |
13 | Новогодний утренник «Зимняя сказка» (совместно с родителями) | Декабрь | Родители. Законные представители Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели муз. руководитель. |
14 | Выпуск буклетов, консультации: «Арт-терапия: рисование на песке», «Су-Джок», «Какую ёлочку выбрать на Новый год». | Декабрь | Родители. Законные представители | Воспитатели |
15 | Консультация. «Льготы, предоставляемые семьям, имеющим детей-инвалидов» | Январь | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
16 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные». | Январь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
17 | Тренинговые занятия: «Я и мой «особый» ребёнок | Январь-апрель | Родители. Законные представители | Педагог-психолог |
18 | Семинар-практикум «Терапевтические игры для детей с ОВЗ» | Февраль | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
19 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Транспорт», «Врач», «Повар», «Продавец». | Март | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели. |
20 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:«Мамин праздник», «Посуда», «Весна», «Домашние животные», «Дикие животные». | Март | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
21 | Утренник к 8 Марта «Женский день» | Март | Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит. |
22 | Рекомендации по подготовке материалов для кинезиологических игр | Апрель | Родители. Законные представители | Воспитатель |
23 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Перелётные птицы», «Наш город», «Рыбы», «Комнатные растения». | Апрель | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
24 | Родительское собрание «Результаты прошедшего года обучения» | Май | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
8. Ожидаемые результаты
- создание специальной развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы;
- успешное овладение детьми с ОВЗ социально-бытовыми навыками является опорой для дальнейшей социализации;
- проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр способствует обучению различным формам взаимодействия;
- в результате коррекционно-развивающей работы повышается познавательный интерес и познавательная активность на 50%. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов;
- улучшилось на 55% формирование речевых навыков и навыков общения у детей;
- на 23% улучшилось социальное поведения: уменьшаются неадекватные свойства поведения и наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек;
- на 60% улучшилось овладение социально-бытовыми навыками, на - 36% навыки игровой деятельности;
- в произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения;
- создана и функционирует модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.
9. Мониторинг реализации проекта
Виды деятельности | Социальные взаимоотношения и навыки поведения | Социально- бытовые навыки | Игровая деятельность | Речевые навыки и навыки общения | Познавательные функции | |||||
уч.год | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г |
2020-21 | 0% | 6% | 18% | 20% | 0% | 5% | 8% | 12% | 0% | 8% |
2021-22 | 9% | 12% | 15% | 17% | 6% | 10% | 10% | 12% | 10% | 15% |
2022-23 | 13% | 18% | 28% | 30% | 15% | 18% | 20% | 23% | 18% | 20% |
2023-24 | 15% | 20% | 32% | 33% | 20% | 25% | 22% | 25% | 20% | 25% |
2024-25 |
Видна положительная динамика в социальном развитии детей с ОВ. Конечно, наиболее высокие результаты показывают дети старшей подгруппы – это дети 6-8 лет. Реализация проекта приводит к развитию всех направлений социального развития детей: навыков социальных взаимоотношений и поведения, социально-бытовых навыков, развитие моторики и координации глаз и рук, игровой деятельности, речевые навыки и навыки общения, познавательные функции. В психическом развитии детей преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Успешно проходит коррекция поведения детей – преодоление негативных эмоций и страхов. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления. Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети усваивают стихи. В произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения. Состояние родителей характеризуется нормальным уровнем тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.
10. Перспективы проекта
- Видим дальнейшую необходимость в реализации данного проекта для «особых» детей, где мы смогли бы применить разработанный нами проект.
- Мы предлагаем продолжить данную систему работы с детьми в группах имеющих данную категорию детей, т.к. дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении.
- Разработанный нами проект может быть использован в качестве основы для работы с детьми с ОВЗ, которые посещают в детском саду группы компенсирующей направленности.
11. Тезаурус
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Дети с ОВЗ. В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
12. Список литературы
- Дети с задержкой речевого развития: Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья - Е.Л. Инденбаум., И.А. Коробейников., Н.В. Бабкина., М., Просвещение, 2020
- Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы - М.: ТЦ Сфера, 96с.
- Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: Волгоград., Издательство Учитель., О.А. Романович., 2019
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3-7 лет - Н.В. Нищева., С-П., Детство-Пресс., 2016
- Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст: Баенская Е.Р. - М.: «Пайдея», 2000.
- 100 игр для запуска речи. Библиотека логопеда - Ростов-на-Дону., 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-965360-1683546947.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-964840-1517558560.jpg)
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002137-1516962194.jpg)
Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...
Проект: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
1. Краткая аннотация проекта Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки сист...