ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
проект по коррекционной педагогике

Яковлева Снежана Васильевна
•Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.

•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ составили: Галова Е.С Елина Н.Я Муаматуллина Ю.Р Яковлева С.В

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ .

Слайд 3

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 4

ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.

Слайд 5

КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ : 1. диагностическая, 2. коррекционная и развивающая работа; 3. профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ: 1.соблюдение интересов ребёнка; 2. системность и доступность; 3. непрерывность; 4. вариативность; 5. принцип создания ситуации успеха; 6. принцип психологической комфортности; 7. гуманность и реалистичность.

Слайд 7

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление Организационно-методическое направление Консультативно-просветительское направление Профилактическое направление

Слайд 8

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников образовательного процесса.

Слайд 9

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Слайд 10

КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог 1. разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, 2. проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных зад ач.

Слайд 11

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление деятельности педагога - психолога включает в себя: 1. подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, 2.участие в указанных мероприятиях, 3. оформление документации.

Слайд 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 13

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Слайд 14

Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья: - Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом пройдёт. - Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка (врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость. - Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д. -Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз. - Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.

Слайд 15

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Умышленное ограничение в общении - Гиперопека -Непринятие родителями своих детей - Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ

Слайд 16

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей.

Слайд 17

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО

Слайд 18

Этапы работы 1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи 2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание непосредственного контакта 3.Разработка на основе медицинских карт и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также определение дальнейшего образовательного маршрута детей. ЭТАПЫ РАБОТЫ 4. Составление плана работы специалиста с родителями детей с ОВЗ 5. Непосредственная работа с родителями: - психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество; - обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ; - повышение педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер развития ребенка.

Слайд 19

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 1. Беседы: - коллективные -индивидуальные 2. Консультации: -коллективные -индивидуальные - по заявке -тематические -оперативные 3.Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол «родительская гостиная» 4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей 5. Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений1

Слайд 20

ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ - ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА - УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

«Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декла...

Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...