Проект: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
материал
1. Краткая аннотация проекта
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Ханты - Мансийскйй автономный округ - Югра
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Педагогический проект
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
( ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН с ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ НА БАЗЕ) «УРАЙСКОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА»
Разработчик педагогического проекта:
Воспитатель Ефимова Н. В.
Период формирования и функционирования
педагогического проекта: 1год
г. Урай, 2020 г.
1. Краткая аннотация проекта
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта
Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.
В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации дошкольного образования является востребованным и нужным в педагогическом процессе. Принятие Концепции дошкольного воспитания положило начало гуманизации системы дошкольного воспитания. Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития. С другой стороны, в специальных образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.
Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.
Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имел различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. В ряду различных нарушений ранний детский аутизм (РДА) занимает особое место. У таких детей наблюдаются: трудности установления контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, мутизм, скандированная речь. Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признаются не обучаемой и не адаптируется социально. Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим: отсутствием специализированных групп для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых характерны трудности социальной адаптации, связанные с особенностями развития детей данной категории, их неумением общаться со сверстниками и взрослыми, нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. К сожалению, с течением времени частота проявлений случаев аутизма имеет тенденцию к росту. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы социализации детей с ранним детским аутизмом.
Данный педагогический опыт создан для организации эффективной коррекционной работы и построении индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает следующие аспекты:
- психологические особенности данной категории детей;
- структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
- основные принципы коррекционной педагогики.
Поэтому данный педагогический опыт востребован, вызывает интерес у педагогов и родителей. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедрялся на протяжении 1 года. Систематически к нам поступают дети с ОВЗ поэтому работа по данному проекту является систематической.
3. Цель и задачи проекта
Наиболее ярким внешним проявлением отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию. Преодоление проблем с социализацией детей возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.
Объект исследования: социальная адаптация детей с ОВЗ, путём максимального расширения их социальных связей.
Предмет исследования: преодоление проблемы с социализацией, и постепенное вхождение ребёнка с ОВЗ в социум в результате своевременной коррекционно-развивающей работы.
Целью педагогического опыта является: создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.
В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:
- Организовать предметно-развивающую среду.
- Формирование навыков поведения.
- Формировать социально-бытовые навыки.
- Формировать навыки игровой деятельности.
- Формировать познавательные функции.
- Формировать речевые навыки и навыки общения.
- Привлекать родителей к социальному партнёрству.
4. Основное содержание проекта
Социализация ребенка с ОВЗ начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».
Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в изучении социального развития детей с ОВЗ, которое предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.
Новизна педагогического опыта заключается в следующем:
- создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
- разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
- разработка практического программно - методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей.
- разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.
Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.
Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, и насколько актуальна данная проблема.
Основные принципы и подходы в реализации проекта
- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения, то есть тесное взаимодействие семьи и ДОУ с целью развития и воспитания «особого» ребёнка.
- Принцип комплексности, то есть тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: психолога, психиатра, воспитателей, дефектолога, социального педагога, логопеда, музыкального и физкультурного работника, инструктора ЛФК, медицинской сестры по массажу.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития, то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Он основан на признании самоценности личности ребёнка и создания условий для его гармонического развития.
- Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов, что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
- Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала, что особо важно для развития и обучения детей с ОВЗ.
- Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком ОВЗ. При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.
Методологическая основа данного педагогического опыта
Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
Социализация детей с синдромом рассмотрена в работах О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг. Особое внимание направлено прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру - формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации.
Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней средой. В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.
I этап - Диагностический. Цель: определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин эмоционального неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка.
II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать новые формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию навыков самообслуживания, совершенствованию моторики, координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков и навыков общения. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов.
Для снятия аффективно-эмоционального напряжения применяются арттерапевтические методы: музыкотерапия, тренинг с использованием запахов, пескотерапия, арттерапия, кинезиотерапия.
III этап –– Контрольный. Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.
Механизм реализации проекта представлен в таблице.
5. Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы: Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные постановления и программы; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.; Устав дошкольного образования; Концепция дошкольного образования РФ; Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.);
Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 4 до 7 лет, их родители.
Материально - технические ресурсы:
• музыкальный зал; изостудия, кабинет психолога; сенсорная комната
• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно - коммуникационных технологий;
• CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;
• музыкальный центр;
• психолого-педагогическая и методическая литература, программно - методические материалы.
Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ: Е. А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Э. Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс. Работы с родителями: В.В. Ткачева «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;
Кадровое обеспечение. Решение поставленных задач педагогического опыта проходит в соучастии детей, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психиатр, педиатр, инструктор ЛФК, массажист, родителей (законных представителей).
Информационные ресурсы:
- Интернет;
- Центральная библиотека.
Целевая аудитория: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.
Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.
Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
7.План реализации проекта
Диагностический этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития. | 1.Оценить уровень актуального развития ребенка; 2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка; 3. Составление индивидуальной программы развития. | Сентябрь -январь-май | Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование; |
Установление эмоционального контакта.
| 1. Установить формальный контакт с ребенком; 2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом. | В течение 2- 3 недель | Сроки реализации могут быть увеличены; |
Коррекционно-развивающий этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса. | 1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность; 2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности; 3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности. | Сентябрь - октябрь | Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма; |
Формирование социально-бытовых навыков | 1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками. 2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают. | В течение всей коррекционно-развивающей работы | Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи. |
Формирование общей моторики | Формирование навыков: имитации сложных движений; выполнение инструкций; произвольной организации движений. | В течение всего обучающего процесса | С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность. |
Обучение речевым навыкам и навыкам общения. | 1.Развивать у ребенка способность понимать речь. 2. Формировать его речевое мышление. 3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации. 4. Закреплять появившиеся речевые формы. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с развитием понимания речи. | Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами. |
Развитие познавательной деятельности | Формирование представлений об окружающем мире. Развитие всех видов восприятия. Активизация мыслительной деятельности. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивнойдеятельностью | Познавательные функции приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов. |
Развитие игровой деятельности | Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием. Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. | Развитие игровой деятельности формирует способность к восприятию аспектов социального взаимодействия. |
Коррекция проблем поведения | Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение. | В течение всей коррекционно-развивающей работы. | Для снятия аффективно-эмоционального напряжения и мы применяем арттерапевтические методы. |
Социальное партнёрство | Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых; 3. Способствовать контакту ребенка с родителями. | В течение всего обучающего процесса; | Индивидуальные консультации; Родительские собрания; Совместные семинары-практикумы; Посещение родителями занятий логопеда; Праздники, развлечения и т.д. |
Контрольный этап
Виды деятельности | Цели | Сроки реализации | Примечание |
1.Анализ состояния социального развития детей к концу обучения. 2. Анализ инициативы родителей в участии в коррекционно-развивающих мероприятиях. | 1.Определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. 2. Результаты эффективности проекта: у детей уменьшились проблемы в поведении; дети овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому; родители стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, обмениваться опытом. | Май | Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка. |
Учебный план мероприятий на 2018-2019 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Участники | Ответственный |
1. | Родительское собрание «Особенности адаптации «особого» ребенка» | Сентябрь 2018г | Родители | Учитель-дефектолог |
2. | Диагностическое обследование | Сентябрь-январь-май | Дети | Учитель-дефектолог |
3. | Консультация. Права детей - инвалидов и их семей» | Сентябрь 2018г | Родители. Законные представители | Соц. педагог |
4. | Индивидуальные консультации по результатам обследования | Сентябрь-январь-май | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
5. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Осень». | Октябрь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
5. | Составление и ознакомление с индивидуальной программой развития | Октябрь | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог Воспитатели |
6. | Семинар-практикум «Формирование социально-бытовых навыков» | Ноябрь 2018 | Родители Законные представители | Учитель-дефектолог, воспитатели |
7. | Осенний праздник (совместно с родителями) | Ноябрь 2018 | Родители. Законные представители Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит. |
8. | Выпуск памяток «Формирование социально-бытовых навыков» | Ноябрь 2018 | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
9. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда». | Ноябрь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
10. | Индивидуальные консультации по развитию детей | В течение всего времени обучения | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
11. | Рекомендации по формированию представлений и навыков | Еженедельно | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
12. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник». | Декабрь | Дети | Учитель-дефектолог Педагог-психолог Воспитатели |
13. | Новогодний утренник «Лесная сказка» (совместно с родителями) | Декабрь 2018 | Родители. Законные представители Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит. |
14. | Консультация. «Льготы, предоставляемые семьям, имеющим детей-инвалидов» | Январь 2019 | Родители. Законные представители | Соц. педагог |
15. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные». | Январь | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
16. | Тренинговые занятия: «Я и мой «особый» ребёнок | Январь-апрель 2019 | Родители. Законные представители | Педагог-психолог |
17. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Транспорт», «Врач», «Повар», «Продавец». | Февраль | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
18. | Семинар-практикум «Терапевтические игры для детей с ОВЗ» | Март 2019 | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
19. | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Мамин праздник», «Весна», «Домашние животные», «Дикие животные». | Март | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
20. | Утренник к 8 Марта «Женский день» | Март 2019 | Дети | Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит. |
20. | Рекомендации по подготовке материалов для терапевтических игр | Апрель 2019 | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог |
21 | Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам: «Перелётные птицы», «Наш город», «Рыбы», «Комнатные растения». | Апрель 2019 | Дети | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
22. | Родительское собрание «Результаты первого года обучения». | Май 2019 | Родители. Законные представители | Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели |
8. Ожидаемые результаты
- создание специальной предметно-развивающей среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы;
- успешное овладение детьми с ОВЗ социально-бытовыми навыками является опорой для дальнейшей социализации;
- проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр способствует обучению различным формам взаимодействия;
- в результате коррекционно-развивающей работы повышается познавательный интерес и познавательная активность на 50%. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов;
- улучшилось на 55% формирование речевых навыков и навыков общения стимулирует экспрессивные языковые способности аутичных детей;
- на 23% улучшилось социальное поведения: уменьшаются аутичные свойства и наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек;
- на 60% улучшилось овладение социально-бытовыми навыками, на - 36% навыки игровой деятельности;
- в произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения;
- создана и функционирует модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.
9. Мониторинг реализации проекта
Виды деятельности | Социальные взаимоотношения и навыки поведения | Социально-бытовые навыки | Игровая деятельность | Речевые навыки и навыки общения | Познавательные функции |
2010 | 0% | 20% | 0% | 10% % | 0% |
2011 | 10% | 30% | 8 % | 30 % | 20% |
2012 | 15% | 38% | 18 % | 40 % | 28% |
2013 | 20% | 50% | 23 % | 48 % | 40% |
2014 | 23% | 60% | 36% | 55% | 50% |
Видна положительная динамика в социальном развитии детей с ОВЗ. Реализация проекта привела к развитию всех направлений социального развития детей: навыков социальных взаимоотношений и поведения, социально-бытовых навыков, развитие моторики и координации глаз и рук, игровой деятельности, речевые навыки и навыки общения, познавательные функции. В психическом развитии детей преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Успешно проходит коррекция поведения детей – преодоление негативных эмоций и страхов. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления. Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети усваивают стихи, овладевают навыками «глобального чтения». В произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения.
Экспресс диагностика семейного состояния (Р.В. Овчарова)
Из диаграммы видно, что семейная тревожность снизилась.Состояние родителей характеризуется нормальным уровнем тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.
10. Перспективы проекта
- Видим дальнейшую необходимость в реализации данного проекта для «особых» детей, где мы смогли бы применить разработанный нами проект.
- Мы предлагаем продолжить данную систему работы с детьми в детских садах имеющих данную категорию детей, так – же реабилитационные центры по работе с несовершеннолетними детьми с ОВЗ. т.к. дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении.
- Разработанный нами проект может быть использован в качестве основы для работы с детьми с синдром РДА, которые посещают Центры социальной реабилитации, детские сады компенсирующей направленности
11. Тезаурус
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Дети с ОВЗ. В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
12. Список литературы
- К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом [текст] / Под ред.Е.А.Морозова. - М., Издательство Сигнал,-2002.
- Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы [текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96с.
- Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Мастюкова Е.М. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Музыкальная терапия для детей с аутизмом [текст]/ Алвин Дж., Уорик Э. Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004.-208с.
- Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери» [текст] / Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. – Минск, 1997.
- Помощь в воспитании детей с особым эмоцианальным развитием. Младший дошкольный возраст [текст] / Баенская Е.Р. - М.: «Пайдея», 2000.
- Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] / Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2001.
- Психотерапия: игра, детство, семья [текст] / Спиваковская А.С. Том 1. –ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
Данное пособие содержит методические рекомендации по организации интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...
Эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольном уровне образования.
Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно- практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М....
Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)
В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...