Проект: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
материал

1. Краткая аннотация проекта

       Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.  Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где   обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты - Мансийскйй автономный округ - Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

 

        

   

Педагогический проект

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях дошкольного образовательного учреждения»

( ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН с ВОСПИТАННИКАМИ  С ОВЗ  НА БАЗЕ) «УРАЙСКОГО  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА»

                                    Разработчик педагогического проекта:

                                                 Воспитатель  Ефимова Н. В.

 

                                                  Период формирования и функционирования

                         педагогического проекта: 1год

 

г. Урай, 2020 г.

1. Краткая аннотация проекта

       Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.  Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где   обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.  Коррекционная работа в этих традициях понимается как  расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

  2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта

 Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.

В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации дошкольного образования является востребованным и нужным в педагогическом процессе. Принятие Концепции дошкольного воспитания положило начало гуманизации системы дошкольного воспитания. Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим  нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного  образования. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития. С другой стороны, в специальных  образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.

     Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

    Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.

     Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.  Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имел различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. В ряду различных нарушений ранний детский аутизм (РДА) занимает особое место.  У таких детей наблюдаются: трудности установления  контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций,  мутизм,  скандированная речь. Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге  признаются  не  обучаемой  и не адаптируется социально. Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим: отсутствием специализированных групп для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых характерны трудности социальной адаптации, связанные с особенностями развития детей данной категории, их неумением общаться со сверстниками и взрослыми, нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. К сожалению, с течением времени частота проявлений случаев аутизма имеет тенденцию к росту. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы социализации  детей с ранним детским аутизмом.

Данный педагогический опыт создан для организации эффективной коррекционной работы и построении индивидуальной траектории развития  детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает  следующие аспекты:

  • психологические особенности данной категории детей;
  • структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
  • основные принципы коррекционной педагогики.

Поэтому данный педагогический опыт востребован, вызывает интерес у педагогов и родителей. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедрялся на протяжении 1 года.  Систематически  к нам поступают дети с   ОВЗ поэтому работа по данному проекту является  систематической.

3. Цель и задачи проекта

     Наиболее ярким внешним проявлением  отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации.   Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию. Преодоление   проблем с  социализацией детей  возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с  ОВЗ.

Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.

Объект исследования:  социальная адаптация детей с  ОВЗ,  путём максимального расширения их социальных связей.

Предмет исследования:  преодоление   проблемы с социализацией,   и постепенное вхождение ребёнка с  ОВЗ  в социум  в результате своевременной  коррекционно-развивающей работы.

Целью  педагогического опыта  является: создание условий для социальной адаптации детей с  ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.

 В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи: 

  1. Организовать предметно-развивающую среду.
  2. Формирование навыков поведения.
  3. Формировать  социально-бытовые навыки.
  4. Формировать навыки игровой деятельности.
  5. Формировать познавательные функции.
  6. Формировать речевые навыки и навыки общения.
  7. Привлекать  родителей к социальному партнёрству.

4. Основное содержание проекта

Социализация ребенка с ОВЗ  начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».  

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане  заключается в изучении социального развития  детей с ОВЗ, которое  предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.

Новизна педагогического опыта заключается в следующем:

  • создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
  • разработка диагностического  обследования детей, в том  числе степени их социализации (выявления  формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
  • разработка практического программно - методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества  и  социально-эмоционального развития детей.
  • разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с   детьми ОВЗ.

Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.

Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, и насколько актуальна данная проблема.

Основные принципы и подходы в реализации проекта

  1. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения, то есть тесное взаимодействие семьи и ДОУ с целью развития и воспитания «особого» ребёнка.
  2. Принцип комплексности, то есть тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: психолога, психиатра, воспитателей, дефектолога, социального педагога,  логопеда, музыкального и физкультурного работника, инструктора ЛФК, медицинской сестры по массажу.
  3. Принцип единства диагностики и коррекции развития, то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
  4.  Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Он основан на признании самоценности личности  ребёнка и создания условий для его гармонического развития.
  5. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов, что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
  6. Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала, что особо важно для развития и обучения детей с ОВЗ.
  7. Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком ОВЗ. При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.

Методологическая основа данного педагогического опыта

 Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

 Социализация детей с синдромом рассмотрена в работах О.С.Никольской, Е.Р.Баенской,  М.М.Либлинг. Особое внимание направлено прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру - формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации. 

Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. 

Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней  средой.  В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.

I этап - Диагностический. Цель:  определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин эмоционального неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования.   Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка. 

II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать новые формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с  ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению   детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию  навыков самообслуживания, совершенствованию  моторики,  координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков  и навыков общения.  Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии  с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов.

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения   применяются арттерапевтические методы: музыкотерапия, тренинг с использованием запахов, пескотерапия, арттерапия, кинезиотерапия.

III этап –– Контрольный. Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с  ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной  папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Все содержательные элементы заявленного опыта  соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.

            Механизм реализации проекта представлен в таблице.

5. Ресурсы

Нормативно-правовые ресурсы: Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные  постановления и программы; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.; Устав дошкольного образования; Концепция дошкольного образования РФ; Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.);  

Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 4 до 7 лет, их родители.

Материально - технические ресурсы:

•   музыкальный зал; изостудия, кабинет психолога; сенсорная комната

• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно - коммуникационных технологий;

•   CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;

•   музыкальный центр;

•   психолого-педагогическая и методическая литература, программно - методические материалы.

Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с  ОВЗ:  Е. А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»;  Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Э. Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс. Работы с родителями: В.В. Ткачева  «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;

Кадровое обеспечение. Решение поставленных задач педагогического опыта проходит в соучастии детей, учитель-дефектолог,  педагог-психолог, воспитатели,  младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре,    психиатр, педиатр, инструктор ЛФК, массажист, родителей (законных представителей).

Информационные ресурсы:

-     Интернет;

-     Центральная  библиотека.

Целевая аудитория: дети с  ОВЗ, педагоги, специалисты,  родители участников проекта.

Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с  ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с  ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.

 Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.

7.План  реализации проекта

Диагностический этап

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

 Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития.  

1.Оценить  уровень актуального развития  ребенка;

2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка;

3. Составление индивидуальной программы  развития.

Сентябрь -январь-май

Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование;

 

Установление эмоционального контакта.

 

1. Установить формальный контакт с ребенком;

2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом.

В течение 2- 3 недель

Сроки реализации

могут быть увеличены;

Коррекционно-развивающий этап

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса.

1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность;

2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности;

3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности.

Сентябрь - октябрь

Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма;

Формирование социально-бытовых навыков

1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками.

2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают.

В течение всей коррекционно-развивающей работы

Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи.

Формирование общей моторики

Формирование навыков:

имитации сложных движений;

выполнение инструкций;

произвольной организации движений.

В течение всего обучающего процесса

С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность.

Обучение речевым навыкам и навыкам общения.

1.Развивать у   ребенка способность понимать речь.

2. Формировать его речевое мышление.

3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.

4. Закреплять появившиеся  речевые формы.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.

Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами.

Развитие познавательной деятельности

Формирование представлений об окружающем мире.

Развитие всех видов восприятия.

 Активизация мыслительной деятельности.

В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивнойдеятельностью

Познавательные функции  приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.

Развитие игровой деятельности

Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием.

Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Развитие игровой деятельности формирует   способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Коррекция проблем поведения

Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения и   мы применяем арттерапевтические методы.

Социальное партнёрство

 Вызвать заинтересованность родителей, повысить  их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного  единения детей и взрослых;

3. Способствовать контакту ребенка с родителями.

В течение всего обучающего процесса;

Индивидуальные консультации;

Родительские собрания;

Совместные семинары-практикумы;

Посещение родителями занятий логопеда;

Праздники, развлечения и т.д.

Контрольный этап

Виды деятельности

Цели

Сроки реализации

Примечание

1.Анализ состояния социального развития детей к концу обучения.

2. Анализ инициативы родителей в участии в коррекционно-развивающих мероприятиях.

1.Определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения.

 2. Результаты эффективности проекта: у детей уменьшились проблемы в поведении; дети овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому; родители стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, обмениваться опытом.

Май

Качественные показатели отражаются в личной  папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Учебный план мероприятий на 2018-2019 учебный год

Мероприятия

Сроки реализации

Участники

Ответственный

1.

Родительское собрание «Особенности адаптации «особого» ребенка»

Сентябрь

2018г

Родители

Учитель-дефектолог

2.

Диагностическое обследование

Сентябрь-январь-май

Дети

Учитель-дефектолог

3.

Консультация.

Права детей - инвалидов и их семей»

Сентябрь

2018г

Родители.

Законные представители

Соц. педагог

4.

Индивидуальные консультации по результатам обследования

Сентябрь-январь-май

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

5.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Осень».

Октябрь

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

5.

Составление и ознакомление с индивидуальной программой развития

Октябрь

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

Воспитатели

6.

Семинар-практикум «Формирование социально-бытовых навыков»

Ноябрь

2018

Родители

Законные представители

Учитель-дефектолог, воспитатели

7.

Осенний праздник (совместно с родителями)

Ноябрь

2018

Родители.

Законные представители

Дети

Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит.

8.

Выпуск памяток «Формирование социально-бытовых навыков»

Ноябрь

2018

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

9.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Ноябрь

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

10.

Индивидуальные консультации по развитию детей

В течение всего времени обучения

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

11.

Рекомендации по формированию представлений и навыков

Еженедельно

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

12.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник».

Декабрь

Дети

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Воспитатели

13.

Новогодний утренник «Лесная сказка» (совместно с родителями)

Декабрь

2018

Родители.

Законные представители

Дети

Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит.

14.

Консультация. «Льготы, предоставляемые семьям, имеющим детей-инвалидов»

Январь

2019

Родители.

Законные представители

Соц. педагог

15.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные».

Январь

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

16.

Тренинговые занятия: «Я и мой «особый» ребёнок

Январь-апрель

2019

Родители.

Законные представители

Педагог-психолог

17.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Транспорт», «Врач», «Повар», «Продавец».

Февраль

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

18.

Семинар-практикум «Терапевтические игры для детей с ОВЗ»

Март

2019

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

19.

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Мамин праздник», «Весна», «Домашние животные», «Дикие животные».

Март

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

20.

Утренник к 8 Марта «Женский день»

Март

2019

Дети

Учитель-дефектолог, воспитатели, муз. руководит.

20.

Рекомендации по подготовке материалов для терапевтических игр

Апрель

2019

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог

21

Индивидуальная образовательная деятельность по лексическим темам:

«Перелётные птицы», «Наш город», «Рыбы», «Комнатные растения».

Апрель

2019

Дети

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

22.

Родительское собрание «Результаты первого года обучения».

Май

2019

Родители.

Законные представители

Учитель-дефектолог,   педагог-психолог, воспитатели

8. Ожидаемые результаты

  • создание специальной предметно-развивающей среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы;
  • успешное овладение детьми с  ОВЗ социально-бытовыми  навыками является опорой для дальнейшей социализации;
  • проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр  способствует обучению различным формам взаимодействия;
  • в результате коррекционно-развивающей работы повышается                   познавательный интерес и познавательная активность на 50%. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов;
  • улучшилось на 55% формирование  речевых навыков  и навыков общения стимулирует экспрессивные языковые способности аутичных детей;
  • на 23% улучшилось социальное поведения: уменьшаются аутичные свойства и наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек;
  • на 60% улучшилось овладение социально-бытовыми навыками, на - 36% навыки игровой деятельности;
  • в произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения;
  • создана и функционирует  модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.

9.  Мониторинг реализации проекта

 

Виды деятельности

 Социальные взаимоотношения и навыки  поведения

Социально-бытовые навыки

Игровая деятельность

Речевые навыки и навыки общения

Познавательные функции

2010

0%

20%

0%

10% %

0%

2011

10%

30%

8 %

30 %

20%

2012

15%

38%

18 %

40 %

28%

2013

20%

50%

23 %

48 %

40%

2014

23%

60%

36%

55%

50%

Видна положительная динамика в социальном развитии  детей с  ОВЗ. Реализация проекта привела к развитию всех направлений социального развития  детей: навыков социальных взаимоотношений и поведения, социально-бытовых навыков, развитие моторики и координации глаз и рук, игровой деятельности, речевые навыки и навыки общения, познавательные функции. В психическом  развитии детей преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Успешно проходит коррекция поведения детей – преодоление негативных эмоций и страхов. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления.   Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети усваивают стихи, овладевают навыками «глобального чтения». В произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения. 

Экспресс диагностика семейного состояния (Р.В. Овчарова)

Из диаграммы видно, что семейная тревожность снизилась.Состояние родителей характеризуется нормальным уровнем тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.

        10. Перспективы проекта

  • Видим дальнейшую  необходимость в реализации данного проекта   для «особых» детей, где мы смогли бы применить разработанный нами проект.
  • Мы предлагаем продолжить данную систему работы с детьми в  детских садах имеющих данную категорию детей, так – же  реабилитационные центры по работе с несовершеннолетними детьми с ОВЗ.    т.к. дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении.
  • Разработанный нами проект может быть использован в качестве основы для работы с детьми с синдром РДА, которые посещают Центры социальной реабилитации, детские сады компенсирующей  направленности

11. Тезаурус

Социализация  (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. 

Дети с ОВЗ. В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

12. Список литературы 

  1.  К медико-психолого-педагогическому  обследованию детей с аутизмом [текст] / Под  ред.Е.А.Морозова. - М., Издательство Сигнал,-2002.
  2.  Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы [текст] /  - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96с.
  3. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Мастюкова Е.М. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Музыкальная терапия для детей с аутизмом [текст]/ Алвин Дж., Уорик Э.  Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004.-208с.
  5. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери» [текст] /   Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. – Минск, 1997.
  6. Помощь в воспитании детей с особым эмоцианальным развитием. Младший дошкольный возраст [текст] /   Баенская Е.Р. - М.: «Пайдея», 2000.
  7.  Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] /  Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2001.
  8.  Психотерапия: игра, детство, семья [текст] / Спиваковская А.С.  Том 1. –ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольном уровне образования.

Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-  практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М....

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...