Дигустация чая в Русских традициях.
занимательные факты (средняя группа)
Итоговое мероприятие в старшей группе – беседа на тему
КОНСПЕКТ
Дигустация чая в Русских традициях
Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа. - углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, традициях чаепития;
- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- приобщить детей к истокам русской народной культуры - традициям чаепития.
- Совершенствование артикуляционной моторики.
- Расширение активного словаря.
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Задачи: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.Познакомить с разными видами чая.
Оборудование: Чайник,кружки,стаканы,разные сорта чая,сподсвечник,конфеты,сарафаны,кокошники,самивар,платки бублики.
Ход:
Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
Чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке. Педагог показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте (демонстрируется картина с китайским императором).
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.
ЛЕГЕНДА: Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занёс в котёл несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливится стать участником такой церемонии. ( показываются картины чайных деревьев и кустов, сбор чая).
Педагог: чайные деревья достигают в высоту 15 метров. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки, которые ценились дороже золота.
После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Посмотрите, у меня на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть банки, и пакеты, и нарядные коробки.
Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся ( проводится физкультминутка под китайскую музыку. Педагог выполняет движение, дети за ним повторяют).
Молодцы, ребята! Скажите, вы любите чай? Я для вас приготовила несколько сортов чая. Хотите попробовать?
Педагог: Поставьте перед собой тарелку №1. Что вы видите на ней?
Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету, размеру? На что похожи?
Педагог: Ребят, кто из вас знает, почему чай называют черным? ( по цвету).
Педагог: Действительно, чёрным чай называли из-за его цвета. Такой чай приготовить не просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай. (показ картинок с чаем). Теперь пододвиньте к себе тарелку №2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?
Педагог: Как же называют такой чай? (зелёный).
Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зелёные. А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа. Мы убедились, что чай бывает разных цветов. Давайте посмотрим содержание тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что на ваших тарелочках? (чай с кусочками фруктов; чай с лепестками цветов).
Воспитатель. Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал дегустации, для вас накрыты столы. Мы в зале для дегустации чая. Мы - дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы?
Дегустаторы - люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определить их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус. (Дети пьют чай с разными добавками. Педагог расспрашивает детей какой чай они пьют). (малиновый, апельсиновый и.т.д.).
По русской традиции – чай лучшее завершение праздничного ужина. И только в на Руси появилась традиция – подавать к чаю лимон, мёд, варенье, бублики, сушки и ватрушки, пироги да пышки, всякие коврижки. А ещё весь народ с чаем пряники жуёт и весело поёт!
С. Михалков. Из стихотворения "Самовар".
Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.
- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показываю иллюстрации чаепития в России.
- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)
- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Играем 3 раза.
Дети садятся на стульчики.
Загадки из волшебного сундучка.
- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!
Достаю сундучок.
- Это сундучок. В нем что-то есть.
Достаю конверт с надписью «Загадки»
- Да здесь загадки для вас!
1. Белый камешек растает,
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье. (баранка)
3. Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит… (Самовар)
- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).
- Почему самовар так назвали?
- А что он варит? (воду)
- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.
- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.
Дети рассматривают изображения разных самоваров.
Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)
-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)
-С веточками малины? (ответы детей.)
-С листьями клубники? (Ответы детей.)
-С веточками вишни? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)
-Цедру лимона? (Ответы детей.)
-Кусочки персика? (Ответы детей.)
-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)
Физминутка.
- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе) .
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Итог занятия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Из чего любили пить чай?
- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)
- Понравилось ли вам наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.
Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...