«Развивающая предметно-пространственная среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
статья

Маркова Д.C.

Предметно - пространственная здоровье сберегающая среда для детей в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publik.docx56.46 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=01eb2f676a8a9d584b1b2ebfb60996086b21c4b2-12829626-images-thumbs&n=13

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Цель: Познакомить с вариантами моделирования предметно - пространственной здоровье сберегающей среды для детей в каждой возрастной группе.

               

                                                                           Составитель: Воспитатель -  Маркова Д.С.

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. За последние 10 лет в 5 раз снизилось состояние здоровья детей дошкольного возраста.  

Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.

 В последние годы сформировались новые подходы к обеспечению здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Разрабатываются новые технологии, реализуются современные образовательные программы, создаются инновационные системы оздоровления детей.

Есть хорошее высказывание: «Здоровье - дар божий, но мало на него молиться, а надо над ним трудиться».

Поэтому перед нами взрослыми стоит задача - научить детей ухаживать за собой и своим телом. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития.

Здоровьесберегающая среда - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как:

Морально-психологический климат.

Стратегию и тактику построения среды необходимо выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми.

Её основные черты таковы:

  • в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
  • содействовать становлению ребёнка, как личности;
  • обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
  • радости существования;
  • развитие индивидуальности ребёнка - «не запрограммированность», а содействие развитию личности;
  • знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация,
  • пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз,  дыхательная гимнастика. 
  • Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • Утренняя гимнастика,  физкультурные занятия, 
  • активный отдых.
  • Коррекционные технологии:
  • Артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, 
  • сказкотерапия 

Для создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе оформляется спортивный уголок с разнообразным традиционным и нетрадиционным спортивным инвентарем: кегли, скакалки, кольце брос, мячи, колпачки для развития глазомера, атрибуты для развития дыхания, атрибуты для профилактики плоскостопия.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.

В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Здоровьесберегающая предметно - развивающая среда в старшем возрасте:

В старшей группе должно быть место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других.Пространства помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.

В детском саду должен быть оборудованфизкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным современным спортивным оборудованием. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину, гимнастическими стенкам, футбольными воротами. Все помещения детского сада должны быть оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием.

Должны проводится в старшем возрасте:

  • гимнастика для глаз, использование зрительных ориентиров;
  • физкультминутки;
  • дыхательная гимнастика;
  • фитотерапия;
  • витаминотерапия;
  • динамические паузы;
  • походы, мини-туризм;
  • оздоровительный бег;
  • профилактический массаж;
  • Дни здоровья;
  • недели здоровья (каникулярное время);
  • физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

Жан-Жак Руссо говорил: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!  

https://img.razvitum.ru/images/publications/photos_Serafimova_foto_copy_copy.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Предметно- развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУСовременный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития с...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...