Проект Тематический день: «День экологических знаний!
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Герт Наталья Викторовна

В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически. 
        Экологические знания - это основа воспитания по экологии. У детей формируются понятия о человеке как о части природы и о том, что его жизнь и здоровье зависит от состояния природы. Эмоции ребенка тесно связаны с экологическим воспитанием, умение сочувствовать, заботиться о живых организмах, удивляться, сопереживать, видеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ekologicheskih_znaniy.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                       Детский сад  №7 «Незабудка»

Проект

 Тематический  день:  «День экологических знаний!

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника , как средство становления осознанно-правильного отношения к природе

Задачи:

- формировать  умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

- формировать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формировать умение предвидеть последствия некоторых своих действий.

Разработала воспитатель Герт Н.В.

г. Мегион

2024 г.

Актуальность 

В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически. 
        Экологические знания - это основа воспитания по экологии. У детей формируются понятия о человеке как о части природы и о том, что его жизнь и здоровье зависит от состояния природы. Эмоции ребенка тесно связаны с экологическим воспитанием, умение сочувствовать, заботиться о живых организмах, удивляться, сопереживать, видеть красоту окружающего мира.

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе

Задачи:

- формировать  умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

- формировать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формировать умение предвидеть последствия некоторых своих действий.

Участники: дети, воспитатели, родители

Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме. Тематический день ориентирован на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство бережного отношения к природе, чувство ответственности и коллективизма.

Вид проекта: творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (1 день).

Проблема: у детей не достаточно сформировано осознанно-правильное отношение к природе.  

Принципы реализации проекта:

  • принцип  креативности, реализация которого предполагает создание условий для творческого развития как родителей, так и педагогов в атмосфере сотрудничества и сотворчества;

  • принцип  гуманизма предполагает уважительное отношение ко всем участникам реализации проекта;

  • принцип сотрудничества ориентирован на тесное взаимодействие между родителями и педагогами ДОУ;

  • принцип  систематичности и последовательности предполагает получение и усвоение знаний в определенном порядке, системе;

  • принцип  интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения  на основе соединения естественнонаучного и гуманитарного знания;

  • принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края.

Ожидаемые результаты:

для детей – сформирована система элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе сформированы осознанно-правильного отношения к природе

для педагогов - педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

для  родителей - у родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  детского сада.

1 половина дня

Младший возраст

Беседа с детьми: «Что такое природа?»

Цель: продолжить знакомство детей с понятием «природа», активизировать их личный опыт;         расширить и обогатить словарный запас, развивать диалогическую речь.

Дежурство в уголке природы: совместно с воспитателем отметить характер погоды сегодня:         ясно/пасмурно

Д/игра «Узнай дерево по описанию»

Цель: продолжить знакомство с деревьями разных пород; развивать зрительную память,         мышление, активизировать личный опыт детей.

Средний возраст

Беседа «Сбережём родную природу»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе

Дидактическая игра «Правила поведения в природе»

Цель: формировать правила поведения в природе

Изготовление листовок «Будет чисто всё вокруг!»

Старший возраст

Беседа о Красной книге

Цель: уточнить понятие «Красная книга», воспитывать бережное отношение к природе; развивать         любознательность, речь

 Дидактическая игра «Правила поведения в природе»

Цель: закреплять знания о правилах поведения в природе

Изготовление листовок «Будет чисто всё вокруг!»

Прогулка

Наблюдение  за живой и не живой природой

Младший возраст

П/игра «Пчелки и цветочки»

Цель: упражнять в беге, быстроте реакции; развивать слуховое внимание, действовать по сигналу         воспитателя, соблюдать правила игры

Средний возраст

П/и «У медведя во бору»

Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве; воспитывать дружеские         отношения.

Старший возраст

П/и «Хитрая лиса»

Цель: развивать координацию движений, слуховое внимание, ориентировку в пространстве; воспитывать         коммуникативные навыки

2 половина дня

Младший возраст

Игра «Кто как поет»

Например:

голубь – воркует;
глухарь – … (токует);
лиса – … (лает);
медведь – … (ревет);
утка – … (крякает);
филин – … (ухает);
коза – … (блеет);
гусь – … (гогочет);
конь – … (ржет);
свинья – … (хрюкает).

Рассматривание иллюстраций о природе

Цель: расширять знания о природе

Рисование «Это всё природа»

Цель: развивать мелкую моторику, расширять знания оприроде

Средний возраст

Настольно-печатная игра «Живая и неживая природа»

Чтение стихотворения  ( автор Тим Собакин)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.

Презентация «Надо беречь природу»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе

Экологическая  акция с распространением листовок «Будет чисто всё вокруг!»

Старший возраст

Д/и «Вылечи животное»

-Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.

1. Летом рад я свежей
Ягоде медвежей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. 
(Малина)

2. Ярко-желтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать. 
(Мать-и-мачеха)

-Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?

1. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки,
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. 
(Подорожник)

2. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. 
(Алоэ)

-У волка болит живот.

Горькая травка – и животу поправка,
И сама душиста и метет все чисто. 
(Полынь)

- С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?

1. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши,
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души. 
(Иван-чай)

2. Травка та растет на склонах
И на холмах зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, угадай? 
(Душица).

Чтение стихотворения  ( автор Тим Собакин)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.

Презентация «Сохраним  природу»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе

Викторина «Чудеса природы»

Цель: дать детям представление о разнообразии природы; уточнить и систематизировать знания         детей о значении воздуха, воды и солнца в жизни человека, учить детей более полно описывать их         свойства; учить устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любовь и бережное         отношение к природе; совершенствовать экологические знания

Экологическая  акция с распространением листовок «Будет чисто всё вокруг!»

Работа с родителями

  -Консультация ««Экологическое воспитание в детском саду. Формирование элементарных         экологических представлений у  дошкольников»

- Рекомендации «Экскурсия в лес с ребёнком»

-Буклет «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная -Практическая направленность экологических знаний воспитателей.

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки,...

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.

Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».“Детское экспериментирование претендует на роль веду...