Тематический образовательный проект «Школа здоровья» на 2024-2025 учебный год
проект

Текутова Елена Александровна

I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей

интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

В качестве «точки удивления» в проекте, связанном с такой темой, как «Школа нашего здоровья», может стать иллюстративный материал – богатый зрительный ряд, связанный с достижениями людей в сфере физического развития, физической культуры и спорта. Это могут быть, например, фотографии спортсменов, чемпионов олимпийских игр, в частности, зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также паралимпийских игр. Рассматривая вместе с детьми эти фотографии, воспитатель рассказывает детям о достижениях этих детей, а также о том, какие усилия им потребовались, чтобы достигнуть таких результатов.

Можно призвать на помощь любимых мультгероев наших детей – Смешариков, и серию мультфильмов «Азбука здоровья». Для пробуждения интереса детей к теме своего здоровья можно использовать мультфильмы «Быть здоровым – здóрово!» или «Если хочешь быть здоров». Беседуя о содержании этих мультфильмов, воспитатель спрашивает детей о том, что они понимают под словом «здоровье», и что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.

Учитывая высказывания детей, воспитатель предлагает совместными усилиями выяснить, какое влияние на здоровье оказывают физические упражнения и спорт, профилактика болезней, закаливание, правильное питание, своевременное лечение, а также хорошее настроение и доброжелательное отношение к людям.

II часть проекта. Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответы в ходе реализации проекта, они совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы – или в совместной работе с воспитателем, или во взаимодействии с родителями, или в процессе самостоятельной деятельности детей. Среди форм работы, могут быть создание коллекций (например, «Зимние и летние виды спорта», «Полезные продукты» и др., рассказы воспитателя, придумывание сказок, игры, детско-родительские проекты, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность, например, создание плакатов, конкурс рисунков на асфальте (эта форма работы стала традиционной во многих дошкольных организациях).

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

Взаимодействие с семьями детей представлено в виде рекомендаций для родителей. Кроме того, взаимодействие с семьей может быть представлено в виде информационных листков с предложением участвовать в совместных мероприятиях, тематическими родительскими собраниями, консультациями – в очной и дистантной форме.

V часть проекта. Итоговое мероприятие

В качестве итогового мероприятия нашего проекта «Школа здоровья» можно организовать «День здоровья». В ходе это дня дети должны показать, чему они научились в «Школе здоровья», что нового для себя узнали, каких успехов достигли в занятиях физкультурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24-25_proekt_shkola_zdorovya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД №77 "МАШЕНЬКА" г. СМОЛЕНСКА

Тематический образовательный проект «Школа здоровья»

Подготовила:

Инструктор по ФК

Текутова Е.А.

СМОЛЕНСК, 2024

I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей

интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

В качестве «точки удивления» в проекте, связанном с такой темой, как «Школа нашего здоровья», может стать иллюстративный материал – богатый зрительный ряд, связанный с достижениями людей в сфере физического развития, физической культуры и спорта. Это могут быть, например, фотографии спортсменов, чемпионов олимпийских игр, в частности, зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году, а также паралимпийских игр. Рассматривая вместе с детьми эти фотографии, воспитатель рассказывает детям о достижениях этих детей, а также о том, какие усилия им потребовались, чтобы достигнуть таких результатов.

Можно призвать на помощь любимых мультгероев наших детей – Смешариков, и серию мультфильмов «Азбука здоровья». Для пробуждения интереса детей к теме своего здоровья можно использовать мультфильмы «Быть здоровым – здóрово!» или «Если хочешь быть здоров». Беседуя о содержании этих мультфильмов, воспитатель спрашивает детей о том, что они понимают под словом «здоровье», и что нужно делать для того, чтобы быть здоровым.

Учитывая высказывания детей, воспитатель предлагает совместными усилиями выяснить, какое влияние на здоровье оказывают физические упражнения и спорт, профилактика болезней, закаливание, правильное питание, своевременное лечение, а также хорошее настроение и доброжелательное отношение к людям.

II часть проекта. Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответы в ходе реализации проекта, они совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы – или в совместной работе с воспитателем, или во взаимодействии с родителями, или в процессе самостоятельной деятельности детей. Среди форм работы, могут быть создание коллекций (например, «Зимние и летние виды спорта», «Полезные продукты» и др., рассказы воспитателя, придумывание сказок, игры, детско-родительские проекты, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность, например, создание плакатов, конкурс рисунков на асфальте (эта форма работы стала традиционной во многих дошкольных организациях).

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

Различные формы совместной деятельности

педагога и детей

Игра

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят»,

Сюжетно – ролевая игра: «Аптека».

Дидактические игры 

«Умею – не умею» – игра на актуализацию знаний детей о своих возможностях, а также о том, что нам не доступно, а также на развитие быстроты реакции и развитие словаря детей. Игра может быть построена по принципу игру «Волшебная палочка» (дети, стоя в кругу, передают другу «волшебную палочку» и по очереди высказываются на тему, предложенную воспитателем) либо в кругу, когда воспитатель бросает мяч детям и задает вопрос, а дети, возвращая мяч, должны дать ответ.

«Правила гигиены» – игра на развитие крупной моторики, умения владеть своим телом, актуализацию знаний о личной гигиене, развитие воображения. В процессе игры необходимо назвать изображаемое движение. Игра может быть построена по разному: один ребенок (водящий, выбранный с помощью считалки) изображает движение, вся группа отгадывает, либо наоборот – дети показывают движение (последовательность движений), водящий отгадывает.

«Режим дня» – игра на развитие способности самостоятельно (с помощью друзей) построить свой режим дня, а также на развитие умения находить нарушения закономерностей в ряду последовательных событий; на развитие символической функции мышления и умения использовать условные обозначения, знаковые системы. В ходе игры используется набор сюжетных картинок с изображением режимных моментов либо набор предметных картинок, которые можно использовать в виде символов, обозначающих определенный режимный момент.

«Опасно – не опасно», «Съедобное – несъедобное», «Полезно – неполезно», «Полезные и вредные привычки» – игры на развитие умения различать опасные (потенциально опасные) жизненные ситуации от неопасных, умения предвидеть результат возможного развития ситуации; на развитие умения отличать съедобные и несъедобные объекты, полезные и неполезные продукты, развитие умения видеть разницу между вкусными и полезными блюдами (вкусное – не всегда полезно!); на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и безопасности. Игры могут быть построены по одинаковой схеме: воспитатель условливается с детьми о том движении, которое они будут выполнять, если названный воспитателем предмет опасен (несъедобен, не полезен) или неопасен (съедобен, полезен). Если мы хотим подключить задачи, связанные с развитием связной речи и умением обосновать свое мнение, тогда можем использовать перебрасывание мяча: от педагога к ребенку – с вопросом, от ребенка к педагогу – с обоснованным ответом. В этом случае можно использовать оценку ответа детьми группы: поддержку ответа они могут обозначить, например, аплодисментами, несогласие с ним, например, топанием ногами.

«Опасные растения», «Растения, которые лечат», «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные и несъедобные ягоды» – игры на развитие умения детей различать опасные растения и несъедобные грибы ягоды, а также пополнять их знания о полезных и опасных свойствах растений.

Развивающие игры на развитие представлений детей

о возможностях своего организма

«Какой я?» – на упражнение детей в умении правильно называть части тела человека, различать особенности строения тела мальчиков и девочек.

«Запомни движение» – на развитие умения зрительно воспринимать и осознавать, запоминать и воспроизводить движения; внимания и зрительно-моторной памяти.

«Посылка от друга» – на формирование представлений о своем организме, в частности об органах чувств, отвечающих за обоняние, осязание, вкус; закрепление знаний о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; на упражнение в определении фруктов (овощей) по вкусу и запаху.

«Угадай по звуку» – на развитие слухового восприятия и слуховой памяти. В процессе игры дети должны угадать на слух (не видя), какой музыкальный инструмент произвел тот или иной звук. Усложнение – из какого материала (дерева, металла, пластмассы, ткани и т.п.) сделан предмет, из которого извлекли звук.

Настольно-печатные игры

«Собери картинку», «Пищевое лото», «В страну Здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин полезных продуктов».

Подвижные игры

На этой неделе целесообразно использовать уже известные детям и любимые ими игры: «У медведя во бору», «Совушка-сова», различные перебежки, салки, эстафеты.

Строительные игры

Из разнообразных конструкторов (пластмассовых легоподобных, деревянных строителей, модулей) создаем постройки для сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Интеллектуальные игры

Кроссворд «Растем здоровыми»

Различные формы двигательной активности

В проекте используются разнообразные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия (в том числе в игровой форме и в форме соревнований, преимущественно на свежем воздухе, на участке или спортивной площадке детского сада); подвижные игры (разной интенсивности, в том числе малоподвижные); утренняя гимнастика и гимнастика после сна (гимнастика пробуждения); динамические паузы; соревнования, эстафеты, физкультурные досуги и спортивные праздники.

При этом все виды двигательной активности занимают не менее 50% периода бодрствования детей в младшем дошкольным возрасте и не менее 60% - для детей старшего дошкольного возраста.

Создаются необходимые условия (особое внимание обращается на обеспечение безопасности) для самостоятельной двигательной активности детей.

Беседы

Беседы с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена полости рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются травмы».

Чтение художественной

и познавательной литературы

Т. Шорыгина. «Беседы о здоровье»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»; А. Барто «Девочка чумазая».

Просмотр мультфильмов

Опыт многих детских садов показывает, что для просмотра в детском саду идеально подходят мультфильмы о Смешариках из циклов «Азбука здоровья», «Азбука безопасности» и «Азбука доброжелательности» (не забываем, что  для воспитания у детей навыков здорового образа жизни большое значение имеет их эмоциональный и психологический комфорт, доброжелательное отношение к людям). Большим преимуществом этих мультфильмов является их точно направленное содержание и краткость. Большинство мультфильмов «Азбуки здоровья», и все мультсюжеты «Азбуки безопасности» и «Азбуки доброжелательности» на превышают по длительности 1 мин 36 сек. Поэтому они органично могут быть включены в специально организованные занятия, использованы как основа для беседы с детьми. К таким мультфильмам относятся: в «Азбуке здоровья» к таким мультикам относятся «Копатыч и последняя бочка меда» (правильное питание), «Рояльные нагрузки», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров», «Горький вкус справедливости», «Кому нужна зарядка?», «Личная гигиена», «Быть здоровым – здóрово!»; в «Азбуке доброжелательности» – «Кто кому», «Муха не рыбак», «Подвиг», «Чугунок на играет», «Мораль», «Времена года»; в «Азбуке безопасности» – «Игры с огнем», «Опасные игрушки», «Тушение электроприборов», «За бортом», «Место для купания», «Гонки с препятствиями», «Где кататься», «Кто быстрее».

В цикле «Азбука здоровья» есть и более длительные по времени мультфильмы (до 6 минут 20 секунд): «Все успеть», «Воздух для вдохновения», «Экономия времени», «Руки», «Нездоровый рекорд», «Неравные условия», «Распорядок». Их просмотр планируем в форме отдельного мероприятия, после которого обязательно обсуждаем с детьми содержание мультфильмов.

Такая организация работы с мультфильмами позволяет действовать в рамках требований санитарных правил и нормативов.

Мастерская

Рисование: можно предложить детям темы «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины», «Летние и зимние виды спорта».

Аппликация: «Витамины в банке» (тема, связанная с летними заготовками).

Лепка: «Витаминные сказки», «Летние виды спорта».

Создание коллекций

В рамках данного тематического проекта целесообразно создание коллекций «Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты», «Безопасность в природе», «Здоровый образ жизни» с привлечением к этой работе родителей ваших воспитанников.

Трудовая деятельность

Может быть посвящена упражнению детей в приготовлении салатов, иных полезных для здоровья блюд.

IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

Взаимодействие с семьями детей представлено в виде рекомендаций для родителей. Кроме того, взаимодействие с семьей может быть представлено в виде информационных листков с предложением участвовать в совместных мероприятиях, тематическими родительскими собраниями, консультациями – в очной и дистантной форме.

V часть проекта. Итоговое мероприятие

В качестве итогового мероприятия нашего проекта «Школа здоровья» можно организовать «День здоровья». В ходе это дня дети должны показать, чему они научились в «Школе здоровья», что нового для себя узнали, каких успехов достигли в занятиях физкультурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Здравствуй, сказка" на 2024-2025 учебный год

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Тематическое планирование по ФОП ДОО на 2024-2025 учебный год

Тематическое планирование по ФОП ДОО на 2024-2025 учебный год...

План по самообразованию " экология" Подготовительная к школе группа на 2024-2025 учебный год.

Тема: «Экологический календарь как методический конструктор. Подготовительная к школе группа».Цель: формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры челов...

Календарное-тематическое планирование по ФОП ДО на 2024-2025 учебный год

Календарное-тематическое планирование по ФОП ДО на 2024-2025 учебный год...

Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОО «Здоровый ребенок - наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2024-2025 учебный год

АктуальностьВ настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Обеспечение здоровья и физического развития детей заявлено в каче...

Календарно-тематическое планирование в средней группе на 2024-2025 учебный год.

Календарно-тематическое планирование в средней группе на 2024-2025 учебный год....