Особенности развития двигательных навыков малышей
консультация (младшая группа)
В этой раскрываются особенности формирования двигательных навыков у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Особенности развития двигательных навыков малышей.
По мнению психологов: маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения — важное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения — первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей — форма проявления этих важных человеческих качеств.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: достаточно ли двигаются дети раннего возраста?
В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования.
В этом возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.
Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой.
Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений, эмоционального состояния.
Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.
Давайте понаблюдаем в группе за малышами, каждый из которых занят своим делом. Таня и Ира играют с куклами. Таня играет сидя: кормит куклу, переодевает, укладывает спать. Все движения при этом выполняет почти не вставая с места и не меняя позы. Ира те же действия с куклой выполняет, находясь в постоянном движении: приседает, наклоняется, передвигается на коленках, садится на корточки, переходит с места на место.
Даже с такой игрушкой, как мяч, который программирует именно активные движения, дети по-разному подвижны. Игорь и Юра могут бросать мяч и бегать за ним по 15—25 раз подряд. А вот Сережа чаще выполняет с мячом более спокойные движения: упирается лбом в середину мяча, прижатого руками к полу, и крутит его, удерживая равновесие; сидя перекатывает мяч по одной ноге, затем по другой или прокатывает мяч под одной и другой ногой и вокруг себя; вращает мяч на месте; с кем-нибудь вдвоем катают мяч друг другу; если бегает за мячом, то непродолжительное время.
При ознакомлении с новой игрушкой дети проявляют свою активность по-разному. Например, игрушечный грузовой автомобиль один ребенок катает сидя на коврике; другой - лежа на полу, подолгу рассматривая, как крутятся колеса; третий резко толкает машину и бежит за ней, громко смеясь. Некоторые дети, особенно на втором году жизни, могут продолжительное время без каких-либо дополнительных движений и эмоций возить автомобиль по кругу, держа за веревочку. Кто-то шумно бегает, задевая предметы и игрушки; кто-то, ничем не занятый, со скучающим видом сидит на полу. Как тут разобраться: кому из детей что нужнее и следует ли что-нибудь здесь менять? А что говорят по этому поводу ученые?
Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей. Время двигательной активности колеблется в пределах 1—3 часов, а интенсивность от 21 до 108 движений в минуту (в среднем 38—51) поочередное напряжение и отдых.
Таким образом, можно условно выделить три группы детей: большой, средней и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Среди них выделяются дети с несколько повышенной или сниженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют от общего состава группы примерно одну пятую часть. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсивностью движений (более 70 движений в минуту) отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается «малая степень ее осознанности». Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях. В отдельные дни или в разное время дня наблюдается резкий спад подвижности. Возможно, что именно дефицит времени при высокой потребности в движении вызывает повышенную интенсивность двигательной активности, что отрицательно сказывается на общем поведении ребенка, так как вызывает утомление. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.
Дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей воспитывают интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Ее можно объяснить дефицитом условий для движений, слабыми двигательными умениями и навыками детей, их состоянием здоровья, а также тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.
Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в течении дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.
В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.
Можно выделить целый ряд движений и в играх с образными игрушками. Например, зайчик играет в прятки с лисичкой, убегает от нее, прыгает. Обычное подлезание под скамейку вместе с зайчиком для ребенка превращается в веселую игру. Игрой для ребенка становится и ситуация, при которой он усаживает своего мишку на стул и предлагает ему посмотреть, как надо ходить по скамейке. Здесь часто можно услышать забавный разговор ребенка со своей игрушкой. Вот ребенок ведет зайца по скамейке, а у того все время подгибаются лапы. Тогда он усаживает его, грозит пальцем («Внимательно смотри, как надо ходить») и выполняет движение сам. Малыш явно подражает воспитателю, который показал действие. Но не это важно. Главное, что он многократно самостоятельно повторяет движение в занимательной для себя форме, радуется этому.
Значительно разнообразит движения в играх использование физкультурных пособий. Наиболее доступные из них для маленьких детей — мяч, обруч, скакалка. Вначале действия с ними предельно просты, не носят специфического характера — дети обыгрывают их. Например, двухлетняя Машенька кладет на пол обруч, а в Середину его мяч, садится на него с мишкой, заявляя: «Это наш дом, мы будем жить в нем с мишкой». Сергей превращает обруч в «окошечко» своего дома, в которое он то выглядывает, то прячется. Кто-то использует тот же обруч в качестве руля «автомашины» или «мотоцикла». Из скакалки можно соорудить «дом» (круг на полу), использовать ее в качестве микрофона, построить дорожку для ходьбы и т. д.
Положительно сказывается на развитии движений детей общение их в играх, для чего создаются соответствующие предпосылки. Особенно полезно общение детей с разным уровнем развития движений, а также детей разной степени подвижности. Родители должны активно развивать двигательные навыки детей, используя различные способы и приемы: по дороге домой, посещение игровых площадок, на прогулке и на природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психическое развитие и двигательные навыки малыша.
Психическое развитие и двигательные навыки малыша находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними с...
Методические рекомендации "Особенности формирования двигательных навыков и воспитание физических качеств у детей с патологией зрения"
Особенности формирования двигательных навыков у детей с нарушением зрения...
Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».
Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....
"Полезные советы по развитию двигательных навыков у малышей"
Консультация для родителей, в которой говорится о том, как заинтересовать малыша выполнять те или иные движения и развивать двигательные навыки....
Конспект занятия НОД«Развитие двигательных навыков через организацию двигательных спортивных игр» для детей 5-7 лет."
Цель: Развитие интереса к подвижным играм и здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные:1. совершенствовать...
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год
Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...
Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.
Особенности формирования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста посредством народных подвижных игр. Народные подвижные игры служат методом формирования ужеосвоенных детьми двиг...