Психическое развитие и двигательные навыки малыша.
статья (младшая группа) на тему

Психическое развитие и двигательные навыки малыша находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции процесса усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_razvitie_i_dvigatelnye_navyki.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое развитие и двигательные навыки малыша.

Психическое развитие и двигательные навыки малыша находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции процесса усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.

Возрастной период от 1,5 до 3 лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияниям окружающей среды.

Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно сидеть, ходить), что создает предпосылки для качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми. Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д. Развивается воля - стремление получить желаемое, появляется настойчивость.

В 1 год 3 месяца ребенок уже вполне самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Важным этапом в развитии является способность малыша сесть из положения стоя, придерживаясь за опору. Он умеет воспроизводить в игре команды взрослых (накормить или уложить спать куклу, собрать пирамидку). Кроме того, малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова: «ав-ав», «би-би» и т. д. В этом возрасте ребенок может подражать движениям взрослых, желательно купить малышу раскраски и карандаши, такое занятие поможет ему развивать и усидчивость, и внимание, и фантазию.

В 1 год 6 месяцев ребенок способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу подбирать предметы аналогичного вида. Движения малыша становятся более координированными, он может перешагивать через препятствия. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, различают основные цвета.

В 1 год 9 месяцев ребенок способен различать 3 разных по величине предмета (маленький, средний и большой). Он начинает собирать примитивные конструкции (строит из кубиков ворота, домики). Для общения использует простые предложения, отвечает на четко поставленные вопросы. В этом возрасте малышу уже можно предоставить возможность самому одеваться или раздеваться (конечно, с помощью взрослого).

2 года - очередной рубеж в развитии. Малыш с удовольствием перешагивает через препятствия, чередуя шаг, воспроизводит ряд последовательных действий (купает, раздевает и укладывает спать куклу). Словарный запас в этом возрасте достигает 400 слов.

Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из 2 слов: «мама, мяч», «я - Оля», «стул сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении. Ребенок уже хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Вы поняли, что хотел сказать малыш? Повторите его слова, но в чистом варианте. Например: ребенок кричит: «Там кока». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит белая кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами.

 Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова (например, «вертилятор» вместо «вентилятор»).

Очень полезно рассказывать что-нибудь малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

2 года 6 месяцев - малыш может различать 4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый. С этого возраста просто необходимо начинать развивать (а лучше - продолжать) эстетическое восприятие малышом мира. Большое значение при этом имеют окружающие его предметы, цвет и форма игрушек, рисунок на обоях, музыка. В комнате малыша не должно быть много красного цвета, лучше использовать бледно-желтый, розовый, зеленый и голубой. Игрушки же должны быть обязательно разной формы и цвета, выполнены из разных материалов.

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно одеваться и раздеваться, но еще плохо застегивает пуговицы и не умеет завязывать шнурки. Очень любит общаться и задает свои первые вопросы: «Кто?», «Где?»

3 года - в этом возрасте малыш способен исполнять свою роль в игре. Например, играя в машинку, мальчик с удовольствием входит в роль водителя, а девочка очень любит играть с куклой, превращаясь в ее «маму». Ребенок уже может употреблять сложные предложения и вопросы: «Когда?», «Почему?». Словарный запас детей в этом возрасте достигает 1500 слов.

В возрасте 3 лет часто врачи ставят диагноз «задержка речевого развития». Если ваш малыш не может построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к логопеду. Главное - сделать это вовремя.

При правильном подходе в этом возрасте малыш уже может застегивать пуговицы и завязывать шнурки, вообще любит проявлять самостоятельность со словами: «Я сам». К этому возрасту ребенок вполне может убирать за собой игрушки, быть достаточно уверенным в себе, чтобы общаться с другими детьми.

Возраст 3 лет называют еще возрастом упрямства. А упрямство - это противопоставление своих желаний и отстаивание их. Другими словами, к 3 годам малыш начинает осознавать себя, свою личность, свое «я». В 3 года малыши начинают отчетливее ощущать и понимать, кем они являются сейчас и кем скоро станут: будущие мужчины осваиваются в мальчишеской среде, играют с машинами и конструкторами, будущие женщины баюкают кукол и пекут воображаемые пироги в песочнице.

По данным специалистов, девочек и мальчиков следует воспитывать по-разному, отчасти из-за того, что их поведение от природы различно, а причина тому - вездесущие гормоны. В 3 года мальчики и девочки любят играть в маму и папу, в семью, заботиться о воображаемых детях. Мальчики начинают проявлять сильную привязанность к своим мамам (например, чаще целуют их, дарят им сорванный во дворе цветок и т. д.) Девочки часто испытывают романтические чувства к своим отцам, говорят, что выйдут за них замуж, когда подрастут, даже ревнуют к ним своих мам.

К этому возрасту развиваются элементарные эстетические чувства и познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого возраста множества вопросов, задаваемых малышом. Следует помнить, что возраст 3 года - первый кризисный период в развитии психики человека.

В этот период жизни малыша следует:

  • читать ребенку сказки, показывать книжки с картинками;
  • увеличивать число запоминаемых слов (названий пищи, посуды, мебели, одежды, животных, птиц, растений, частей тела, одежды и иного качества предметов, основных действий);
  • укреплять связи между предметами и обозначаемыми их словами;
  • развивать понимание связей и отношений между предметами (например: «Птичка клюет зернышко»);
  • научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1-2  действий, во втором полугодии - из нескольких звеньев («Пойди туда-то», «Возьми то-то», «Принеси мне»).

С целью развития физического состояния ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет следует:

  1. Совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной и наклонной плоскости - по доске, перешагивать через одиночные препятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейку), бросание (учить бросать мяч в корзинку).

  1. Во втором полугодии надо развивать умение бегать, учить простейшим элементам танца. Прыгать с высоты дети второго года жизни не должны из-за особенностей анатомического строения стопы (плоскостопия);

  1. Научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;

  1. Обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.) Сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия шофера, продавца и т.д.);

  1. Развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собрать всю пирамидку);

  1. Использовать занятия с предметами для развития речи (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Для правильного развития малыша необходимы самые разнообразные игрушки: пирамидки, матрешки, наборы для игры с песком, обручи, мячи, сюжетные игрушки (куклы (одетые), кукольная мебель, алюминиевая посуда, игрушечные животные), примитивный строительный материал, различные тачки, тележки, машины, «мелочь» в мешочке или коробочке (с 1 года 6 месяцев), песок (с 1 года 6 месяцев) и вода (к концу второго года) для игры. Для игры детей второго года жизни следует оборудовать уголок в комнате, покрыть пол чистым ковриком, так как в этом возрасте ребенок любит играть один на полу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полезные советы по развитию двигательных навыков у малышей"

Консультация для родителей, в которой говорится о том, как заинтересовать малыша  выполнять те или иные движения и развивать двигательные навыки....

Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»

Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...

Методическая разработка по развитию музыкально – двигательных навыков для детей 4 – 6 и 6 – 7 лет

Данная методическая технология является разработкой на основе программы Н. В. Нищевой с учетом лексических тем.Методическая разработка направлена на развитие детей с ОНР, а также может использоваться ...

Конспект занятия НОД«Развитие двигательных навыков через организацию двигательных спортивных игр» для детей 5-7 лет."

Цель: Развитие интереса к подвижным играм и здоровому образу жизни.               Задачи: Образовательные:1. совершенствовать...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...

"Комплексный подход к развитию моторно - двигательных навыков детей со зрительной патологией"

В статье рассказывается о методах и работе по развитию мелкой моторики детей....