Комплексы упражнений для детей с нарушением слуха.
картотека

Ткаченко Наталия Николаевна

Представляю комплексы упражнений для детей группы компенсирующей направленности от3 до 7 лет. (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, снятия мышечного напряжения, игровые упражнения на дыхание, на развитие голоса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx60.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Комплексы упражнений для детей группы компенсирующей направленности

от 3 до 7 лет

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Дыхательная гимнастика

Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. «ПУЗЫРИКИ».
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.


Упражнение 2. «НАСОСИК».
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.


Упражнение 3. «ГОВОРИЛКА».
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.


Упражнение 4. «САМОЛЁТ».
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза.


Упражнение 5. «МЫШКА И МИШКА».
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. «ВЕТЕРОК».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. «КУРОЧКИ».
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. «ПЧЁЛКА».
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. «КОСИМ ТРАВУ».
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.


«Часики».
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

«Петух».
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

«Каша кипит».
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

«Паровозик».
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

«На турнике».
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

«Шагом марш»!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

«Летят мячи».
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

«Регулировщик».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Вырасти большой».
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1 КОМПЛЕКС: в положении сидя на стуле:

- согнуть и разогнуть пальцы ног;

- провести большим пальцем ноги по голени другой ноги снизу вверх, повторить другой ногой;

- погладить подошвой и внутренней поверхностью стопы голень другой ноги, повторить, сменив ногу;

- поставить ноги на пол под углом, потянуть носки на себя, вернуться в исходное положение;

- соединить подошвы ног друг с другом;

- зафиксировать носки на полу и максимально развести пятки в стороны; - катать ногами массажный мячик или ролик;

- перекладывать при помощи пальцев ног мелкие предметы (камушки, карандаши).

2 КОМПЛЕКС: при ходьбе:

- попеременно ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;

- попеременно ходить с поджатыми и поднятыми пальцами;

- ходить по песку, гальке, траве, специальному коврику для профилактики плоскостопия.

3 КОМПЛЕКС: в положении стоя:

- подниматься на носочки, опускаясь на полную стопу;

- подниматься на носочки, опускаясь на наружные своды стопы;

- приседать, не отрывая пяток от пола;

- стоять на внешних сводах стоп в течение 30-40 секунд.

Картотека игр по профилактике плоскостопия

«Барабан»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: стульчики или скамейки.

Содержание игры. Дети сидят на стульях (скамейке), стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Педагог сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки.

«Кто быстрее спрячет простынку?»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: простынки длиной 50—60 см (по числу детей), стулья (скамейка).

Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку). По сигналу педагога дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.

«Донеси платочек»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава. Оборудование: платочки (по числу детей), стулья (скамейка).

Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на 23 четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.

«Пройди, не ошибись»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: шнур (лента, черта).

Содержание игры. Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

«Резвый мешочек»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: веревка с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце.

Содержание игры. Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с грузом на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.

«Гигантские шаги»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.

Содержание игры. Коврики раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

«Гуси»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.

Оборудование: без подготовки.

Содержание игры. Дети – «гуси» ходят на корточках «гусиным шагом». По команде: «коршун» - встают, машут руками – «крыльями», убегают. «Коршун» ловит «гусей».

Игровые упражнения по снятию тонуса

(мышечного напряжения)

Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения) даются

в виде таких игровых движений:

1. Помахать руками, как птица крыльями.

2. Помахать руками, как бабочка крыльями.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание

белья.

5. Уронить расслабленные руки из положения руки в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг

воды.

7. Наклоны головы.

#1052;едленное вращении е рук над головой, имитация вращающихся

мельничных колес.

9. Медленное покачивание рук (как при кошении травы).

Игровые упражнения на дыхание.

  • «Задуть свечу». Ребенку предлагается спокойно вдохнуть носом и выдохнуть через рот на «свечу» (свечой может служить указательный палец), произнося ф-ф-ф.
  • «Сдуть с руки вату или легкую бумагу» Взрослый кладет ребенку на ладонь кусочек ваты. Держа ладонь на уровне рта, дети сдувают ее.
  • «При вдохе понюхать цветок».

Навыки естественного вдоха и выдоха прививать детям на дыхательных играх-упражнениях: дать ребенку понюхать цветы, духи, фрукты.

  • «На выдох подуть на пригоршни рук» Имитация дутья на горячий чай, на озябшие руки, произнося ф-ф-ф.
  • «Понюхать ветку» Воспитатель поднимает ветку и предлагает ребенку понюхать ее, дети поднимаются на носочки, делают вдох, опускаясь - выдох.
  • «Понюхать надушенный платочек» На вдох - понюхать платочек, на выдох произнести - у-у-у.

Игровые упражнения на развитие голоса.

Эти упражнения проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях. Паровозному гудку -у-у-у; гудку самолета в-в-в; вою волка - у-у-у; ауканью в лесу - ау-ау (упражнение проводится в форме игры «Эхо»); плач ребенка - уа-уа-уа; шипение гуся - ш-ш-ш; жужжание пчелы -ж-ж-ж; комар-муха - з-з- з (при произношении этого звука вытянуть губы, как при улыбке, длительно, громко); лопающийся пузырь с-с-с; звукоподражания животным: собака ав- ав-ав; кошка -мяу-мяу-мяу; корова - му-му-му и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Упражнения различного характера. Связаны с разными видами нарушения ОДА...

Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи».

Разработанный мной "Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи» будет интересен педагогам при подготовки к НОД по ознакомлению с окружающим миром....

Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Физические упражнения,их роль и распределение нагрузки у детей с нарушением слуха и сложной структурой дефекта.

В методической разработке рассматриваются такие вопросы как, проведение физических упражнений с учетом особенностей детей. У  детей с нарушением слуха не редки сопутствующие нарушения. Развитие д...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Печатное издание.Статья на тему; " Комплекс упражнений для детей с нарушениями в развитии "Семи пядей во лбу" 01.2023

Комплекс упражнений направленный на сопровождение детей дошкольного возраста при различных нарушениях психического развития....