Методическая разработка квест-игры по экологическому воспитанию «Эколята в беде!».
методическая разработка (подготовительная группа)

Суворова Наталья Сергеевна

Использование квест-технологии в работе по экологическому воспитанию детей помогает систематизировать знания по экологии, а также позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, согласно которому воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ должна носить игровой характер, ориентировать детей на применение и реструктуирование знаний, на самостоятельный и инициативный поиск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kvest.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка квест-игры

по экологическому воспитанию «Эколята в беде!».

                                                        Аннотация.

Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Использование квест-технологии в работе по экологическому воспитанию детей помогает систематизировать знания по экологии, а также позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства, согласно которому воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ должна носить игровой характер, ориентировать детей на применение и реструктурирование знаний, на самостоятельный и инициативный поиск.

Новизна и эффективность экологических квест-игр по сравнению с традиционными образовательными практиками заключается в разработках проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов.        Актуальность этой технологии предполагает не только выполнение заданий для перехода от одной станции до другой, но и разные виды деятельности экологической направленности, чтобы способствует развитию умения работать в команде, добывать и применять знания через игру. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. 

Участники: дошкольники 6 - 7 лет

Количество детей: 10 - 12

Длительность: 40 – 45 минут

Цель квест-игры «Эколята в беде!» - формирование экологической культуры воспитанников посредством игровых технологий.

Задачи:

  • обобщить и пополнить представления детей о природе, ее явлениях, правилах поведения в ней;
  • развивать коммуникативные умения, познавательно-исследовательский интерес, наблюдательность, воображение, смекалку, умение логически мыслить, делать умозаключения;
  • воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, ее животному и растительному миру, умение согласовывать свои действия для достижения общей цели;
  • доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий.

Особенностью экологической квест-игры «Эколята в беде!» по формированию культуры природолюбия у воспитанников является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Предварительная работа:

Участие детей в квест- играх, экологических развлечениях, беседы с детьми о здоровье, о влиянии природы на состояние организма человека, о правилах поведения в природе, презентации на темы «Земля - наш дом и мы в нем», «Планета Земля в опасности», работа с картами, условными обозначениями, обучение навыкам поведения в природе; участие детей в акциях «Сдай макулатуру – посади дерево»; «Посади дерево»; «Наша чистые участки», «Крышечки доброты»; просмотр мультфильмов «Помощники Земли»; «Эколята – защитники природы»; цикл мероприятий, посвященный акции «Эколята – молодые защитники природы».

Оборудование: Фигурки эколят, GPS-карта с координатами туристического лагеря, записки с подсказками, набор туриста (рогатка, сачок, колонка, пустые консервные банки, пустые пластиковые бутылки, рыболовная сеть, палатка, стульчики, столик, котелок, дрова, спички, мешки для мусора), бумага, банановая кожура, шерстяной носок, ветка дерева, алюминиевая банка из-под лимонада, стеклянный пузырек, ванночка для имитации пруда рыбка с дубовым листом, схема-алгоритм очистки воды, ватные диски, воронки из пластиковых бутылок, емкости с грязной водой, песок, спортивный инвентарь для создания полосы препятствий, Красная книга,  карточки-описание  животных и растений, занесенных в Красную книгу, картинки этих животных и растений,  с обратной стороны изображение части стелы «Я  люблю 29 д/с.»

Этапы проведения квест-игры:

  1. Мотивационный.

Воспитатель включает голосовое сообщение детям, из которого дети узнают о беде, случившейся с эколятами: их заколдовал Великий Дух Леса, приняв за нерадивых туристов. Показывает GPS-карту с местом, где эколята предполагали разбить свой туристический лагерь.

Дети слушают аудиосообщение, рассматривают GPS-карту. Свободно располагаются около стола.

  1. Деятельностный. 
  1. Воспитатель выходит с детьми на спортплощадку, где находится ряд предметов для организации туристического лагеря (рогатка, сачок, колонка, пустые консервные банки, пустые пластиковые бутылки, рыболовная сеть, палатка, стульчики, столик, котелок, дрова, спички, мешки для мусора). Предлагает детям распределить обязанности в организации туристической стоянки.

Дети, ориентируясь по карте, выходят на спортплощадку. Распределяют обязанности между собой (кто отбирает предметы, подходящие для тур стоянки, а кто находит предметы, которые будут вредить лесу.)

Когда задание выполнено, дети слышат голос Духа Леса, который сообщает им, что один из эколят освобожден  и находится под старой черемухой. В руках к него - дальнейший путь следования. Ребята ищут по словесному ориентиру фигурку эколенка.

Воспитатель читает задание.

Игроки слушают новое задание: ищут по стрелкам изображения только хвойных деревьев, считают их количество, т.к. станция располагается около хвойных деревьев, которых в общей сумме 10.

  1. Воспитатель предлагает детям собрать мусор, ответить на вопрос: «Сколько времени необходимо для перегнивания того или иного предмета?» (бумага, банановая кожура, шерстяной носок, ветка дерева, алюминиевая банка из-под лимонада, стеклянный пузырек).

Дети собирают мусор, отвечают на поставленный вопрос. В колбочках, которые прикреплены к предмету мусора находятся правильные ответы. На обратной стороне записок с ответами изображена часть фотографии следующего пункта назначения. Справившись со всеми вопросами, дети составляют целое фото следующей станции. Это имитированный пруд под ивой.

  1. Около пруда они встречаются с Умницей, в руках которой находится следующее задание – очистить грязную воду с помощью самодельного простейшего фильтра. С помощью воспитателя дети вспоминают алгоритм очистки воды и изготовления фильтра. Они очищают мутную воду, превращая ее в чистую. Воспитатель незаметно запускает заводную рыбку, на которую прикреплена подсказка – дубовый листик, который помогает детям догадаться, что нужно идти к большому дубу.

4. По дороге к дубу им попадается полоса препятствий. Дух Леса обещает им дать дополнительную подсказку, если вся команда успешно справится с препятствиями. Ребята выполняют физические упражнения:

  • перепрыгнуть болото по кочкам, не оступиться. (балансировочные полусферы)
  • пробраться сквозь заросли кустарников (пролезть через обручи, расположенные выше-ниже);
  • пройти по узкому мостику (растянуть канат).
  1. Подойдя к дубу, игроки встречают Тихоню с Красной книгой в руках. Дух Леса задает им следующее задание – угадать по описанию животное или растение, занесенное в Красную книгу, и найти картинку с его изображением на участке. А так как дети удачно преодолели препятствия, Дух Леса дает им обещанную подсказку – место следующей станции на обратной стороне карточек только с представителями животного мира.

Отгадав загадки-описания, дети ищут картинки на участке. На трех карточках с обратной стороны изображена часть стелы: «Я люблю; 29; д/с».

  1. Ребята собирают фразу, направляются к стеле, около которой стоит фигурка Елочки. У нее в руках – задание. Воспитатель читает его -  составить экологический знак к лозунгу: «Земля – наш общий дом. Береги ее!»

После того, как дети выполняют задание, они слышат голос Духа Леса, который сообщает им о том, что все эколята освобождены, ребята справились с заданиями, а созданный ими экологический знак, он поставит перед входом в лес, чтобы напоминать людям, как важно беречь природу.

  1. Заключительный этап.

На телефон к воспитателю поступает видеозвонок. На экране появляются все эколята, благодарят детей за свое освобождение. В знак благодарности дарят детям книгу «Увлекательная экология или эффект бумеранга» Мельниковой Н., Герасименко Н.

Заключение.

Квест-игра как заключительный этап проекта «Земля - наш общий дом», помогла обобщить и закрепить знания детей о природе и правилах поведения в ней. В процессе игры дети научились действовать более согласованно, научились быстрее договариваться между собой для достижения общей цели. Большую заинтересованность ребята проявили в ходе опытно-исследовательской и познавательной деятельности (могут изготовить простейший фильтр для очистки воды, узнать по описанию редких животных из Красной книги и т.д.).

По отзывам родителей, дети стали более бережно относиться к представителям животного и растительного мира, стали более наблюдательны, с удовольствием сортируют мусор дома, привлекают родителей к участию в разных экологических акциях.

Поставленные нами цели и задачи достигнуты – у детей сформировались начала экологической культуры, они научились наблюдать за явлениями природы, экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности – делать зарисовки, самостоятельно, без напоминая, отмечать погоду в календаре природы, ухаживать за растениями группы. В самостоятельных играх  стали чаще использовать сюжеты по теме экологии, образы эколят стали любимыми у детей.

Литература:

  1. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
  2. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
  3. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
  4. Дмитриева Е.В. Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО// ИНТЕРНЕТ
  5. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.                          
  6. Корзникова Т.П, Просоедова Н.В, Степанова М.М.  Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника // Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016 ;
  7. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  8. Харченко Т.Е. Квест-игры для дошкольников 3-7 лет // ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020

Сценарий квест-игры по экологическому воспитанию с элементами геокешинга: «Эколята в беде!»

Ход мероприятия:

В последний день проекта «Земля – наш общий дом» перед дневной прогулкой в подготовительную группу приходит тревожное аудиосообщение о том, что Великий Дух Леса принял эколят за нерадивых туристов, загрязняющих природу и заколдовал их. И теперь, чтобы спасти эколят, дети должны выполнить его задания.

Первое задание – определить по GPS-карте место с координатами туристического лагеря эколят и разбить лагерь без вреда для леса в течение пяти минут. (Приложение 2).

Детям предлагается ряд предметов для организации туристической стоянки без вреда для леса, отобрав нужные из них (рогатка, сачок, магнитофон, пустые консервные банки, пустые пластиковые бутылки, рыболовная сеть, палатка, стульчики, столик, котелок, дрова, спички, мешки для мусора).

Когда задание выполнено, дети слышат голос Духа Леса, который сообщает им:

Дух Леса: - Один из эколят освобожден и находится под старой черемухой. Дальнейший путь следования у эколенка в руках.

(Дети находят фигурку Шалуна, у которого в руках сверток с описанием дальнейших действий)

Воспитатель (читает): «Идите по зеленым стрелочкам. По пути вам будут попадаться хвойные деревья (изображения). В том месте, где в сумме вы получите 10 хвойных деревьев, и будет ваше следующее задание». (Приложение 3).

(На заданном участке разбросан мусор).

Воспитатель: - Ой, как же здесь много мусора!  Вы знаете, что когда мы выбрасываем мусор, он не исчезает бесследно. Много выброшенных вещей продолжает потом валятся на свалках, загрязнять природу. Со временем все это превратится в землю. Только времени может понадобится очень много.

Соберите весь мусор и ответьте, через сколько лет каждый из этих   предметов перегниет.

(Дети собирают разбросанный по участку мусор)

Дети: -Бумага (превратится в землю через 1 месяц);

  • банановая кожура (- через 2-3 месяца);
  • шерстяной носок (- через 1 год);
  • ветка дерева (- через 4 года);
  • алюминиевая банка из-под лимонада (- через 500 лет); - стеклянный пузырек (никогда).

(За каждый правильный ответ дети получают часть пазла, который находится в колбочке, прикрепленной к вышеперечисленным предметам. Собрав все части, дети получают изображение (фото «пруда» под ивой) следующего пункта назначения.)

Дух Леса: - Около пруда вы встретитесь с Умницей. В ее руках – следующее ваше задание.

(Дети направляются к дереву ивы. Около имитированного пруда находят фигурку Умницы с заданием. Воспитатель читает задание.)

Воспитатель: «Люди, вы построили много заводов и фабрик, но многие из вас не думают о том, что они загрязняют водоемы через промышленные сточные воды, а также за счёт сброса загрязняющих веществ в реки и озёра. В грязной воде погибает все живое. Чтобы избежать загрязнения, вы можете использовать воду повторно за счет ее очистки. Создайте свой фильтр, очистите воду, заполните пруд чистой водой. Как только вы выполните задание, волшебная рыбка подскажет вам дальнейший путь.

(Около «пруда» стоят емкости с мутным раствором – муки, красок и др., предметы для изготовления фильтра – половинки пластиковых бутылок (воронки), ватные диски, песок).

Воспитатель: Дети, мы с вами проводили опыты по очистке воды на занятии, помните? Я напомню вам алгоритм изготовления фильтра. (Воспитатель предлагает вспомнить, как изготовить простейший фильтр. Алгоритм – в печатном виде) (Приложение 4). 

Воспитатель: - Итак, что нам понадобится для изготовления фильтра?

Дети: - Воронка (из пластиковой бутылки), вата, ватный диск, чистая ткань, песок или уголь, емкость для чистой воды.

(Дети делятся на группы из 2-3 человек, проводят опыт, заполняют водой пруд).

Воспитатель: - А когда вода в водоемах чистая, там появляется много живых организмов, в том числе разных рыб. (Воспитатель кладет в пруд заводную рыбку, на спинке которой изображен дубовый лист).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на рыбку повнимательней. Может на ней есть какая-нибудь  подсказка?

Дети: - На рыбке – дубовый листочек, значит надо идти к дубу.

Дух Леса: - Идите к дубу, но по пути вас ждет трудный путь с препятствиями. Если вся команда справится с препятствиями, вы получите дополнительную подсказку.

(Дети идут к дубу, проходя полосу препятствий)

1. Перепрыгнуть болото по кочкам, не оступиться. (балансировочные полусферы)

2.Пробраться сквозь заросли кустарников (пролезть через обручи, расположенные выше-ниже);

3. Пройти по узкому мостику (растянуть канат).

(Около дуба находят фигурку Тихони с Красной книгой в руках)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это за книга у Тихони?

Дети: - Это Красная книга, в которую занесены редкие животные и растения. Их осталось очень мало на Земле, поэтому нужно их оберегать.

Дух Леса: - Вы правы. А вот теперь слушайте новое задание. Вы должны угадать по описанию животное или растение, занесенное в Красную книгу и найти его изображение на этом участке. А так как вы прошли полосу препятствий, выполняю свое обещание: подсказка о месте следующей станции на обратной стороне только карточек с представителями животного мира.

(Воспитатель читает загадки-описания).

1. Я тот зверь определенно-

Могу весить больше тонны.

И лапою своей когтистой

Себе еду добуду быстро.

Обитаю я во льдах,

В приполярных областях.

В полушарии Северном

Я живу намеренно.

Потому что толстой шкуре

Не страшны ни снег, ни бури,

Я крупный хищник, белый мех,

Запугал тюленей всех. (белый медведь)

2. Ныряю глубоко, пасть разеваю,

Мальков, рачков с кальмарами глотаю,

Чтоб воздуха глотнуть, наверх всплываю,

Красиво брызг фонтаны выпускаю.

Огромнее меня на свете нет,

Живу, не зная бед, я много лет,

Пронзительно и громче всех кричу,

Гигант из океана, кто же я?

Расскажите-ка, друзья? (синий кит)

3. Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Я мороза не боюсь,

Хоть и очень маленький.

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький...(подснежник)

4.Со дна озера, реки

Как веревки -стебельки.

Над водою стебелек

Превращается в цветок.

И горю я летним днем

Желтым пламенем-огнем.

И меня назвали люди

Наподобие посуды,

Как в шкафу из глины кринки

Зовете вы меня …(кувшинкой).

5. Краше меня нет на белом свете,

Перышки прекрасные, как цветы в букете,

Ярким оперением я вас восхищаю,

Без воды не могу жить, плаваю, ныряю,

Ловлю головастиков и мальков глотаю,

А наступят холода, греться улетаю.

Я птица восхитительна, прямо как картинка.

Догадались, кто же я? Утка (мандаринка).

(Отгадав загадки, дети ищут картинки на участке. На карточках с представителями животного мира с обратной стороны изображена часть стелы «Я       ; 29; д/с.»  Дети собирают фразу, направляются к стеле, около которой стоит фигурка Елочки. У нее в руках задание). 

Воспитатель: «Придумайте новый экологический знак к лозунгу: «Земля – наш общий дом. Береги ее!».

(После того, как дети выполняют задание, они слышат голос Духа Леса.)

Дух Леса: - Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Я отпускаю эколят. А ваш новый экологический знак я поставлю перед входом в лес, чтобы напоминать людям, как важно беречь природу.

(На телефон воспитателя поступает видеозвонок. На экране появляются все эколята, благодарят детей за свое освобождение. В знак благодарности дарят детям книгу «Увлекательная экология или эффект бумеранга»).

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет"....

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию: «Приведи в порядок свою планету»

Экологическое воспитание в группе младших школьников с использованием техники плетения из газетных трубочек...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание дошкольников".

Методическая разработка направлена на изучение процесса экологического воспитания дошкольников.Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека  с природой , гармонич...

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию "Море, мы тебя спасем"

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Море, мы тебя спасем"....