Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Долинина Светлана Николаевна

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.odt44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта:

«Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет. Работа с родителями»

Вторая младшая группа 2015 — 2016 учебный год.

Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.

        Цель: формирование экологической культуры, правильного отношения к природе.

        Задачи:

  • формировать у детей представления о растениях, животных, о человеке, развивать способности детей к познанию мира природы;
  • воспитывать гуманное отношение к живым организмам;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (эстетическое восприятие);
  • активизировать участие родителей по данной тематике, способствовать укреплению детско-родительских отношений.

        Предполагаемый результат:

1. Создание предметно-развивающего пространства.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

5. Активное участие родителей в экологическом воспитании детей, поддержание интереса.

        Формы работы:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные наблюдения.

        Сроки реализации проекта: 2015 — 2016 учебный год.

        Участники проекта:

  • дети второй младшей группы;
  • педагоги группы;
  • родители воспитанников.


                                                                                                                                                        

Сезон

Содержание работы. Форма проведения. Цель

Работа с родителями

Осень

1. Наблюдение. «Золотая осень».

Формировать элементарные представления об осени, её особенностях, развивать умение определять погоду по внешним признакам.

  • Наблюдение за погодой. Худ. текст «Осень» М. Ходякова.
  • П/и «Солнышко и дождик».
  • Работа в альбоме — д/и «Покажи картинку с изображением осени».
  • Продукт. деятельность — рисование-тонирование «Осенний листок»

2. Экскурсия на участок. «Листопад»

Учить наблюдать осенние изменения в природе. Знакомить с осенним явлением природы — листопадом.

  • Экскурсия на соседний участок. Худ. текст «Если осень, каждый знает...» А. Пилатов.
  • Пальчиковая игра «Осенние листья».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди такой же лист».
  • Продукт. деятельность — рисование ладошками «Осеннее дерево» (коллективная работа).

3. Наблюдение. «Русская берёзка».

Развивать элементарные представления о строении деревьев (ствол, ветки), учить различать хвойные (ель) и лиственные (берёза) деревья по внешним признакам. Формировать бережное отношение к растениям.

  • Наблюдение за деревьями. Худ. текст - «Ветер в поле на рассвете» М. Мишакова.
  • П/и хороводная «Во поле берёзка стояла».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди и покажи самую большую и самую маленькую берёзки».
  • Продукт. деятельность — аппликация «Украсим берёзку».

4. Рассматривание альбома «Птицы нашего края». «Сорока-белобока».

Расширять представления о птицах, называть части их тела. Учить узнавать по внешнему виду сороку. Формировать эмоциональную отзывчивость.

  • Рассматривание альбома. Беседа с детьми.
  • Худ. текст «Прилетела к нам сорока» И. Нудельман.
  • Пальчиковая игра «Сорока-белобока кашу варила».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди всех сорок».
  • Продукт. деятельность — поделка «Сорока-белобока».

5. Наблюдение. «Наступили холода».

Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи природы и жизни людей «Почему люди надевают более тёплую одежду?»).

  • Наблюдение за прохожими. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Наступили холода» А. Барто.
  • П/и «Холодок».
  • Работа в альбоме — д/и «Помоги Маше одеться на прогулку».
  • Продукт. деятельность — рисование кистью «Узоры на шапке».

Папка-передвижка. Консультация для родителей «Осенние прогулки с малышом».

Рекомендации для родителей как сделать прогулку полезной и увлекательной.

Домашнее задание родителям:

1. Сбор природного материала (каштаны, жёлуди, шишки) для поделок.

2. Совместно с малышом сочините сказку об осени.

Задание на выбор.

Зима

1. Презентация «Наступила зима». «Белый снег пушистый».

Формировать элементарные представления о зиме, её особенностях. Побуждать детей замечать своеобразие зимней погоды. Учить восхищаться красотой снегопада.

  • Просмотр презентации. Беседа с детьми.
  • Загадки о зиме.
  • Пальчиковая игра «Ох как холодно зимой».
  • Работа в альбоме — д/и «Когда это бывает?»
  • Продукт. деятельность — аппликация «Наступила зима».

2. Игра-опыт (в условиях группы и улицы). «Снежинка в гостях у ребят».

Знакомить со свойствами снега (холодный, в тепле тает; он лепится, из него можно скатать комок).

  • Д/и «Снеговики».
  • НОД «Снежинка в гостях у ребят».

3. Наблюдение. «У кормушки».

Дать представления о кормушках для птиц. Продолжать развивать элементарные представления о птицах, их поведении в зимний период. Воспитывать желание позаботиться о птицах.

  • Наблюдение за птицами. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Синицы» Ю. Синицын.
  • П/и «Птички и кот».
  • Работа в альбоме — д/и «Снегири — синички».
  • Продукт. деятельность — рисование «Кормушка».

4. Опыт-игра (в условиях группы)  «Поймай льдинку».

Закреплять знания свойств воды (замерзает в холоде, оттаивает в тепле).

  • Д/и — «Льдинка — вода».
  • НОД  «Поймай льдинку».

5. Просмотр презентации «Дикие животные и их детёныши».

Расширять представления детей о диких животных и их детёнышах. Отметить особенности поведения в зимний период. Формировать доброе отношение к животным.

  • Просмотр презентации. Беседа с детьми.
  • Загадки о диких животных.
  • П/и «Лиса и зайцы».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди и покажи всех лисят».
  • Продукт. деятельность — аппликация «Лисёнок».

Информация на стенд. Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей 3 — 4 лет: «Путешествие в зимнее царство».

Наблюдения за живой и неживой природой, изготовление кормушки для птиц и подкормка, зимние забавы и развлечения.

Домашнее задание родителям:

1. Фотоотчёт совместной прогулки в зимний парк (лес).

Весна

1. Презентация «Грачи прилетели». «Птицы — наши друзья».

Продолжать развитие элементарных представлений  о птицах (поют, строят домики-гнёзда). Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.

  • Просмотр презентации. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Всех перелётных птиц черней». А. Зубков.
  • «П/и «Грачи и автомобиль».
  • Работа в альбоме — д/и «Назови птицу».
  • Продукт. деятельность — рисование кистью «Весенняя картина».

2. Рассматривание иллюстраций «Огород». «Огород на окне» (часть I).

Показать посадку овощей. Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.

  • Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Огород» А. Прокофьева.
  • П/и «Овощи».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди одинаковые овощи».
  • Продукт. Ддеятельность — лепка «Зелёный горошек».

3. Наблюдение «Приметы весны».

Формировать элементарные представления о весне, её особенностях. Развивать интерес к явлениям в природе.

  • Наблюдения за погодой. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — потешка «Солнышко-колоколнышко».
  • Пальчиковая игра «Солнышко посвети».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди и покажи».
  • Продукт. деятельность — рисование ватными палочками «Весеннее солнышко».

4. Рассматривание иллюстраций «Огород». «Огород на окне» (часть II).

Побуждать к наблюдению за появившимися ростками, вызывать желание заботиться о новых растениях (поливать, рыхлить).

  • Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми.
  • Загадки об овощах.
  • Пальчиковая игра «Овощи».
  • Работа в альбоме — д/и «Третий — лишний».
  • Продукт. деятельность — лепка «Овощи».

5. Прогулка на цветущий луг «Там и тут одуванчики растут».

Развивать элементарные представления о цветах (одуванчики). Побуждать детей узнавать их среди других цветов и называть. Воспитывать бережное отношение к растению.

  • Прогулка на луг. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Вырос он сегодня» Д. Еловикова.
  • П/и «Одуванчик».
  • Работа в альбоме — д/и «Найди и покажи все одуванчики».
  • Продукт. деятельность — рисование поролоном «Одуванчики».

Информация для родителей на тему: «Весна пришла!».

Пробуждение природы после зимы, наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, послушать капель, пение птиц, рассматривание появление травы, первых весенних цветов, веточек и т. д.

Домашнее задание родителям:

1. Совместно с детьми приготовить рисунки на тему «Весна».

Оформление выставки детских работ.

Лето

1. Игра-опыт (в условиях группы и на улице). «Домик из песка».

Закреплять умения манипулировать сухим и мокрым песком; стимулировать работу воображения.

  • Д/и «Сухой — мокрый».
  • НОД «Домик из песка».

2. Игра-опыт (в условиях улицы). «Вода и её свойства».

Закреплять знания свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная.

  • Д/и «Кораблики».
  • НОД «Вода и её свойства».

3. Презентация «Радуга в небе». «Ой ты, радуга-дуга».

Формировать интерес к данному явлению в природе, развивать любознательность.

  • Просмотр презентации. Беседа с детьми.
  • Худ. текст — «Дождь прошёл».
  • Пальчиковая игра «Радуга».
  • Работа в альбоме — д/и «Покажи и назови природное явление».
  • Продукт. деятельность — лепка «Радуга».

4. Наблюдение «Из жизни насекомых».

Развивать элементарные представления о насекомых (жучок ползает, бабочка летает). Учить отличать их от других живых существ. Воспитывать гуманное отношение к насекомым.

  • Наблюдения за насекомыми. Беседа с детьми.
  • Загадки о насекомых.
  • П/и «Бабочки — кузнечики».
  • Работа в альбоме — д/и «Проведи божью коровку к цветку».
  • Продукт. деятельность — аппликация «Насекомые».

5. Игра-опыт (в условиях улицы) «Зачем растениям вода?».

Формировать представление о том, что без воды всё живое погибает, растения засыхают; всё живое любит воду, загрязнять её нельзя.

  • Д/и «Путешествие капельки.
  • НОД «Зачем растениям вода?».

 Папка передвижка. Рекомендации родителям «Как организовать летние прогулки с детьми».

Продолжать наблюдать за живой и неживой природой, обращать внимание на признаки лета.

Организация игр на свежем воздухе (игры с водой, мыльными пузырями, подвижные игры).

Обратить внимание на красоту растительного мира. Воспитывать бережное отношение растениям.

Рассматривание насекомых: бабочки, кузнечики, стрекозы, сравнение их с другими насекомыми.

Домашнее задание родителям:

1. «Маленькие экспериментаторы». Провести в домашних условиях игры-опыты с водой.

Литература:

        1. Мосятина Л. И. Парциальная программа по курсу «Экологическое воспитание» для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). — Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

        2. Русаков А. С. «Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников»: Сборник. —  Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"

Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"...

Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"

Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"...

Методическая разработка по теме «Толерантное воспитание дошкольников»

  Методическая разработка  по теме «Толерантное воспитание дошкольников» «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитани...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание дошкольников".

Методическая разработка направлена на изучение процесса экологического воспитания дошкольников.Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека  с природой , гармонич...