Конспект экологической спортивно- оздоровительной квест- игры «В лес за здоровьем» для детей 1- младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Предлагаю Вашему вниманию занятие НОД, направленное на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и экологической культуры. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного и дополнительного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет. В здоровье- сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно- оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация, кинезеологические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение

Конспект экологической спортивно- оздоровительной квест- игры

«В лес за здоровьем»

для детей 1- младшей группы

Подготовила: Чеботарёва Людмила Михайловна,

воспитатель 1- младшей группы,

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

с. Малоенисейское, 2024

Оглавление        

Актуальность ……………………………………………………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………………………………………………............4

Структура занятия        ………………………………………………………………………………………………………………7

1.Огранизационно- мотивационный этап ………………………….........................................................................................7

2. Основной этап………………………………………………………………………………………………………………...7

    2.1. Этап ознакомления с материалом……………………..…………………………………………………………….….8

    2.2. Этап постановки проблемы……..……………………………………………………………………………………....8

    2.3. Этап практического решения проблемы…………………………………………………………………………….....8

3. Заключительный этап. Рефлексия…………………………………………………………………………………………10

Выводы        …………………………………………………………………………………………………………………………11

Список литературы        ……………………………………………………………………………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………....13 

Актуальность

Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Тем самым ограничивая себя в двигательной активности и знакомство с окружающим миром природы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Младшие дошкольники- пытливые, любознательные исследователи. Неразрывно с природой связано наше здоровье и здоровье детей. Именно природа окружающего мира дает возможность для оздоровления и укрепления детского организма, используя воздушные, водные и др. ресурсы природы, активизируя тем самым познавательную и двигательную активность младших дошкольников.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно- оздоровительной работы. Задача воспитателя организовать соответствующую эколого- оздоровительную работу в помещении ДОУ.

Введение

        Предлагаю Вашему вниманию занятие НОД, направленное на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и экологической культуры. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного и дополнительного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет. В здоровье- сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно- оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация, кинезеологические упражнения.

Мероприятие проходит в экологической комнате, где приготовлены необходимые атрибуты и декорации. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Цель: Приобщение к миру природы и формирование основ экологической культуры через организацию и популяризацию здорового образа жизни среди младших дошкольников посредством экологической спортивно- оздоровительной квест- игры.

Задачи:

Образовательные: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, активность в подвижных играх.

Развивающие: развивать выдержку, внимание в играх и эстафетах, формирование правильной осанки.

Воспитательные: воспитывать у детей потребность в движении и любовь к физической культуре, желание вести здоровый образ жизни, создавать радостное эмоциональное настроение.

Здоровье- сберегающие: поддержание двигательной активности и укрепление детского организма через дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения и физминутки.  

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы: игровой, наглядный, практический, словесный.

Методические приёмы: Погружение в игровую образовательную ситуацию, игровые упражнения- эстафеты голосовая и эмоциональная модуляция.

Оборудование: карточки квест- задания, камень с направлениями движения, игрушка облачко, игрушка лягушки, деревянные спилы (кочки на болоте), деревья, мягкие модули- дуги, многофункциональная развивающая предметно- пространственная среда «Фиолетовый лес», дыхательные тренажеры «дикие животные», животные игрушки- медведь, лиса, ежик, заяц.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов:  интеграция образовательных областей- «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»  использование игровой образовательной ситуации на протяжении всего мероприятия.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, для оздоровления организма ребёнка, повышения его защитных возможностей.

2. Развитие двигательных навыков, познавательной активности.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для группы:

1. Создание качественной предметно- пространственной среды для расширения представления детей о болоте, зарослях, пещере, лесе, для реализации двигательной активности детей.

2. Создание картотек пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, кинезеологических упражнений, игрового самомассажа, релаксации.

Ход экологической спортивно- оздоровительной квест- игры «В лес за здоровьем»:

Структура занятия:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Планируемые результаты. Примечание.

1

Организационно- мотивационный этап

 - Посмотрите, ребята, кто у нас в гостях!
- Давайте вместе скажем: «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас».

- Наше облачко- путешественник: летало, летало и потерялось. Заглянуло к нам в группу, чтобы просить вас помочь ему вернуться домой, в фиолетовый лес.

- Для далекого и долгого путешествия вам понадобится смелость, ловкость, сила духа.

- Вы готовы помочь облачку вернуться домой, в фиолетовый лес?

 - облако, тучка!

- Готовы!

Занятие начинается в комнате экспериментирования, затем продолжается путешествие по экокомнате

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения.

Беседа

- Посмотрите, ребята, на нашем пути камень- указатель. С помощью него мы сможем определить куда нам двигаться дальше.

- Прямо пойдете на Кудыкину гору попадете, направо пойдете- в фиолетовый лес придете, налево пойдете- на поле чудес попадете.

- Давайте вспомним, где живет облачко?

В каком направлении нам идти? Прямо, налево или направо? Еще раз зачитываем направления.

 

Внимательно слушают

В фиолетовом лесу

Идти направо

Зачитываем направления движения на камне- указателе

Определяем, чтобы попасть в фиолетовый лес, необходимо пойти направо

2.2

Этап ознакомления с материалом

- Отправляемся с вами направо и на пути нашем встречаем болото. Кто на болоте живет?

- Лягушка приготовила для вас задание. Если вы выполните его, то сможете пройти через болото.

Квест- задание 1. Выполните артикуляционную гимнастику и пройдите по кочкам.

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

(Приложение 1). Гимнастику можно провести 2 раза (с пояснениями).

- Гимнастику выполнили- путь открыт, Можно пройти через болото по кочкам 

- Зеленая лягушка

Выполняют артикуляционную гимнастику, повторяя за воспитателем

Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы с помощью воспитателя

Проходят болото по кочкам

2.3

Этап практического решения проблемы 

Эмоциональное стимулирование

Дыхательная гимнастика «Дикие животные»

Релаксация

Квест- задание 2. Чтобы пройти через колючие заросли и не потеряться, возьмитесь за цепочку и пройдите змейкой среди деревьев.

Кинезиологическое упражнение «Цепочка» (Приложение 3).

- Молодцы! Цепочку сделали, теперь можно пройти через заросли.

- Заросли проходим и на пути встречаем пещеру. Пещера- сквозной проход внутри горы.

Квест- задание 3. Пройдите через пещеру, освещая себе путь.

- В пещере очень темно. Чем можно воспользоваться, чтобы освещать себе путь?

- Молодцы! Конечно, можно воспользоваться фонариком.

- Давайте выполним упражнение и зажжем фонарик, чтобы пройти по пещере.

Кинезиологическое упражнение «Фонарик» (Приложение 4).

- Фонарик зажгли, теперь отправляемся в путь через пещеру.

- Молодцы! Пещеру преодолели и попали с вами в фиолетовый лес.

- Вот и вернули мы облачко домой, в фиолетовый лес!

- Посмотрите, как здесь красиво! И легко дышится в хвойно- лиственном лесу.

Дыхательная гимнастика на расслабление:

Закроем глаза, вдохнем через нос, а выдохнем через рот. Повторяем 3 раза

- Наше облачко встречают его друзья! Давайте с ними познакомимся. Кто живет в фиолетовом лесу? Перечисляют животных- игрушки, рассаженных возле фиолетового леса.

- Предлагаю вам с ними поиграть. Раздать каждому ребенку дыхательный тренажер «Дикие животные» (лиса, заяц, волк, ежик, медведь, барсук и т.д.)

- Ребята, кажется ветер в лесу поднимается!

Поиграем с ветерком!

Упражнение на релаксацию «Ветерок»

(Приложение 2)

Выполняют упражнение по показу воспитателя

Ребята идут цепочкой- змейкой друг за другом среди деревьев

Предположительные ответы. Фонарик

Выполняют упражнение «Фонарик». Затем проползают под мягкими модулями- дугами друг за другом

Закрывают глаза и выполняют дыхательное упражнение, сидя на ковре возле фиолетового леса

- Медведь, лиса, ежик, заяц

Выполняют дыхательную гимнастику, используя тренажеры (по показу воспитателя)

На пути встречают препятствие в виде деревьев (прикрепленных к спортивным конусам), которые нужно пройти змейкой

3

Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Кто у нас был в гостях? Кому помогали попасть домой?

- Где живет облачко?

- Какие препятствия попадались на нашем пути?

- Что было трудным? А что было легким? Почему? У всех ли все получилось?

- Вы большие молодцы! Помогли облачку вернуться домой в фиолетовый лес. Были смелыми, выносливыми, сильными. Справились со всеми испытаниями. Облачко вас благодарит и приглашает к себе в гости летом, когда фиолетовый лес оденется в красивый зеленый наряд.

Ответы, высказывания детей

- Облачко

- В фиолетовом лесу

- Болото, заросли, пещера, лес

Ответы ребят

Возвращаемся в группу

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства.

Демонстрируют умение анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности.

Итог подведен.

Воспитанники отвечают на вопросы

Вывод: В процессе квест- игры воспитанники приобщаются к ценностям здорового образа жизни средствами природы ближайшего окружения. Во время путешествия формируется представление детей о здоровье; о единстве человека и природы, как условий сохранения здоровья. Помочь ребенку увидеть красоту природы ближайшего окружения, почувствовать себя частью этой природы и понять, что при грамотном содружестве с природой человек приобретает природное и физическое здоровье. Совершенствуется представление детей о влиянии природных факторов и объектов природы на здоровье людей, выполняя и проходя имитированные природные препятствия, испытания. Целью квест- игры служит непосредственное оздоровление детей путем двигательной активности по пути в лес, дыша свежим хвойным воздухом; эмоционального расслабления, отдыха на лесной полянке. А также обогащение опыта общения детей с разнообразием природных ландшафтов. Знакомство с обитателями леса, учить ребенка видеть и очаровываться лесной красотой. Закрепляются физические навыки, умение свободно и ритмично выполнять кинезиологические упражнения, следовать командам воспитателя, воспитывать стремление участвовать в спортивных испытаниях. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.

Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Изд-во «Мозаикасинтез», 2023г.
  2. «Как воспитать здорового ребенка»,  В.Г. Алямовская,  Linkapress, 2019г.;
  3. «Игры, которые лечат»,  Е.А. Бабенкова, О.М. Федорова,  М., 20120г.;
  4. «Физкультурно – оздоровительная работа», О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова, «Учитель», 2021г.
  5. «Формирование двигательной сферы детей», Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина, «Учитель», 2020г.;
  6. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии».
  7. Николаева С.Н. «Система экологического воспитания в детском саду». — М.: Издательский центр «Академия», 2022.

Приложение 1

Артикуляционное упражнение «Лягушка»

Лягушка- попрыгушка,

Глазки на макушке, (Приложить ладони к макушке)

А все ее слова —

Только «Ква!» да «Ква!». (Звукоподражание: «ква- ква- ква»)

Щеки раздувает (Надуть щеки)

И рот свой разевает, (Медленно открывать и закрывать рот)

Чтоб комары и мушки

Летели в рот к лягушке. (Звукоподражание: «з-з-з»)

Приложение 2

Упражнение на релаксацию «Ветерок».

Цель: расслабление мышц рук, корпуса.

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо…

Ветер тише, тише, тише

Веточки всё выше! Выше!».

Приложение 3                                                                          

Кинезиологическое упражнение «Цепочка»

     

Приложение 4

Кинезиологическое упражнение «Фонарик»

C:\Users\UZER\Desktop\здоровье проект\фонарик.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-оздоровительная квест-игра «Быть здоровыми хотим»

Спортивно-оздоровительная квест-игра «Быть здоровыми хотим»...

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей 2 младшей группы «В поисках огней светофора»

Цель: познакомить детей со светофором; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зелёный.Задачи:Активизировать речь детей со светофором, его значением в организации безопасного движения н...

Спортивно-оздоровительная квест- игра для детей старшей группы «Быть здоровыми -это здорово!»

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение- квест.Задачи:Оздоровительные:способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Образо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Если хочешь быть здоровым» для детей 1 младшей группы «Маша и медведь».

Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и элементарные представления о здоровом образе жизни.Задачи:Формировать представления о здоровом образе жизни, об средствах личной гигиены, а т...

Сценарий спортивно - оздоровительной квест-игры «О спорт, ты мир!», приуроченный ко Дню здоровья

Цель:-  привлечение детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение – квест, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО....

Спортивно-оздоровительная квест-игра «Мы шагаем со спортом за здоровьем» с детьми подготовительной группы «Солнышко»

Спортивно-оздоровительная квест-игра«Мы шагаем со спортом за здоровьем»с детьми подготовительной группы «Солнышко»...

Квест-игра «Путешествие по стране Здоровья» для детей второй младшей группы

Квест-игра направлена на формирование у детей представления о здоровом образе жизни.Задачи квеста:Уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены; закрепить знания полезных и вред...