Конспект экологической спортивно- оздоровительной квест- игры «В лес за здоровьем» для детей 1- младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)
Предлагаю Вашему вниманию занятие НОД, направленное на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и экологической культуры. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного и дополнительного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет. В здоровье- сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно- оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация, кинезеологические упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение
Конспект экологической спортивно- оздоровительной квест- игры
«В лес за здоровьем»
для детей 1- младшей группы
Подготовила: Чеботарёва Людмила Михайловна,
воспитатель 1- младшей группы,
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
с. Малоенисейское, 2024
Оглавление
Актуальность ……………………………………………………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………………………………………............4
Структура занятия ………………………………………………………………………………………………………………7
1.Огранизационно- мотивационный этап ………………………….........................................................................................7
2. Основной этап………………………………………………………………………………………………………………...7
2.1. Этап ознакомления с материалом……………………..…………………………………………………………….….8
2.2. Этап постановки проблемы……..……………………………………………………………………………………....8
2.3. Этап практического решения проблемы…………………………………………………………………………….....8
3. Заключительный этап. Рефлексия…………………………………………………………………………………………10
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………11
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………12
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………....13
Актуальность
Большинство современных детей редко общается с природой, проводя время за планшетами и телевизором. Тем самым ограничивая себя в двигательной активности и знакомство с окружающим миром природы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Младшие дошкольники- пытливые, любознательные исследователи. Неразрывно с природой связано наше здоровье и здоровье детей. Именно природа окружающего мира дает возможность для оздоровления и укрепления детского организма, используя воздушные, водные и др. ресурсы природы, активизируя тем самым познавательную и двигательную активность младших дошкольников.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно- оздоровительной работы. Задача воспитателя организовать соответствующую эколого- оздоровительную работу в помещении ДОУ.
Введение
Предлагаю Вашему вниманию занятие НОД, направленное на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и экологической культуры. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного и дополнительного образования. Данный материал предназначен для детей 2 - 3 лет. В здоровье- сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно- оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация, кинезеологические упражнения.
Мероприятие проходит в экологической комнате, где приготовлены необходимые атрибуты и декорации. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Цель: Приобщение к миру природы и формирование основ экологической культуры через организацию и популяризацию здорового образа жизни среди младших дошкольников посредством экологической спортивно- оздоровительной квест- игры.
Задачи:
Образовательные: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, активность в подвижных играх.
Развивающие: развивать выдержку, внимание в играх и эстафетах, формирование правильной осанки.
Воспитательные: воспитывать у детей потребность в движении и любовь к физической культуре, желание вести здоровый образ жизни, создавать радостное эмоциональное настроение.
Здоровье- сберегающие: поддержание двигательной активности и укрепление детского организма через дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения и физминутки.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы: игровой, наглядный, практический, словесный.
Методические приёмы: Погружение в игровую образовательную ситуацию, игровые упражнения- эстафеты голосовая и эмоциональная модуляция.
Оборудование: карточки квест- задания, камень с направлениями движения, игрушка облачко, игрушка лягушки, деревянные спилы (кочки на болоте), деревья, мягкие модули- дуги, многофункциональная развивающая предметно- пространственная среда «Фиолетовый лес», дыхательные тренажеры «дикие животные», животные игрушки- медведь, лиса, ежик, заяц.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов: интеграция образовательных областей- «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» использование игровой образовательной ситуации на протяжении всего мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, для оздоровления организма ребёнка, повышения его защитных возможностей.
2. Развитие двигательных навыков, познавательной активности.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для группы:
1. Создание качественной предметно- пространственной среды для расширения представления детей о болоте, зарослях, пещере, лесе, для реализации двигательной активности детей.
2. Создание картотек пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, кинезеологических упражнений, игрового самомассажа, релаксации.
Ход экологической спортивно- оздоровительной квест- игры «В лес за здоровьем»:
№ | Структура занятия: Этапы НОД | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников | Планируемые результаты. Примечание. |
1 | Организационно- мотивационный этап | - Посмотрите, ребята, кто у нас в гостях! - Наше облачко- путешественник: летало, летало и потерялось. Заглянуло к нам в группу, чтобы просить вас помочь ему вернуться домой, в фиолетовый лес. - Для далекого и долгого путешествия вам понадобится смелость, ловкость, сила духа. - Вы готовы помочь облачку вернуться домой, в фиолетовый лес? | - облако, тучка! - Готовы! | Занятие начинается в комнате экспериментирования, затем продолжается путешествие по экокомнате |
2 | Основной этап | |||
2.1 | Этап постановки проблемы Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения. Беседа | - Посмотрите, ребята, на нашем пути камень- указатель. С помощью него мы сможем определить куда нам двигаться дальше. - Прямо пойдете на Кудыкину гору попадете, направо пойдете- в фиолетовый лес придете, налево пойдете- на поле чудес попадете. - Давайте вспомним, где живет облачко? В каком направлении нам идти? Прямо, налево или направо? Еще раз зачитываем направления. |
Внимательно слушают В фиолетовом лесу Идти направо | Зачитываем направления движения на камне- указателе Определяем, чтобы попасть в фиолетовый лес, необходимо пойти направо |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | - Отправляемся с вами направо и на пути нашем встречаем болото. Кто на болоте живет? - Лягушка приготовила для вас задание. Если вы выполните его, то сможете пройти через болото. Квест- задание 1. Выполните артикуляционную гимнастику и пройдите по кочкам. Артикуляционная гимнастика «Лягушка» (Приложение 1). Гимнастику можно провести 2 раза (с пояснениями). - Гимнастику выполнили- путь открыт, Можно пройти через болото по кочкам | - Зеленая лягушка Выполняют артикуляционную гимнастику, повторяя за воспитателем | Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы с помощью воспитателя Проходят болото по кочкам |
2.3 | Этап практического решения проблемы Эмоциональное стимулирование Дыхательная гимнастика «Дикие животные» Релаксация | Квест- задание 2. Чтобы пройти через колючие заросли и не потеряться, возьмитесь за цепочку и пройдите змейкой среди деревьев. Кинезиологическое упражнение «Цепочка» (Приложение 3). - Молодцы! Цепочку сделали, теперь можно пройти через заросли. - Заросли проходим и на пути встречаем пещеру. Пещера- сквозной проход внутри горы. Квест- задание 3. Пройдите через пещеру, освещая себе путь. - В пещере очень темно. Чем можно воспользоваться, чтобы освещать себе путь? - Молодцы! Конечно, можно воспользоваться фонариком. - Давайте выполним упражнение и зажжем фонарик, чтобы пройти по пещере. Кинезиологическое упражнение «Фонарик» (Приложение 4). - Фонарик зажгли, теперь отправляемся в путь через пещеру. - Молодцы! Пещеру преодолели и попали с вами в фиолетовый лес. - Вот и вернули мы облачко домой, в фиолетовый лес! - Посмотрите, как здесь красиво! И легко дышится в хвойно- лиственном лесу. Дыхательная гимнастика на расслабление: Закроем глаза, вдохнем через нос, а выдохнем через рот. Повторяем 3 раза - Наше облачко встречают его друзья! Давайте с ними познакомимся. Кто живет в фиолетовом лесу? Перечисляют животных- игрушки, рассаженных возле фиолетового леса. - Предлагаю вам с ними поиграть. Раздать каждому ребенку дыхательный тренажер «Дикие животные» (лиса, заяц, волк, ежик, медведь, барсук и т.д.) - Ребята, кажется ветер в лесу поднимается! Поиграем с ветерком! Упражнение на релаксацию «Ветерок» (Приложение 2) | Выполняют упражнение по показу воспитателя Ребята идут цепочкой- змейкой друг за другом среди деревьев Предположительные ответы. Фонарик Выполняют упражнение «Фонарик». Затем проползают под мягкими модулями- дугами друг за другом Закрывают глаза и выполняют дыхательное упражнение, сидя на ковре возле фиолетового леса - Медведь, лиса, ежик, заяц Выполняют дыхательную гимнастику, используя тренажеры (по показу воспитателя) | На пути встречают препятствие в виде деревьев (прикрепленных к спортивным конусам), которые нужно пройти змейкой |
3 | Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия. Итог: | - Ребята, вам понравилось наше путешествие? - Кто у нас был в гостях? Кому помогали попасть домой? - Где живет облачко? - Какие препятствия попадались на нашем пути? - Что было трудным? А что было легким? Почему? У всех ли все получилось? - Вы большие молодцы! Помогли облачку вернуться домой в фиолетовый лес. Были смелыми, выносливыми, сильными. Справились со всеми испытаниями. Облачко вас благодарит и приглашает к себе в гости летом, когда фиолетовый лес оденется в красивый зеленый наряд. | Ответы, высказывания детей - Облачко - В фиолетовом лесу - Болото, заросли, пещера, лес Ответы ребят Возвращаемся в группу | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства. Демонстрируют умение анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности. Итог подведен. Воспитанники отвечают на вопросы |
Вывод: В процессе квест- игры воспитанники приобщаются к ценностям здорового образа жизни средствами природы ближайшего окружения. Во время путешествия формируется представление детей о здоровье; о единстве человека и природы, как условий сохранения здоровья. Помочь ребенку увидеть красоту природы ближайшего окружения, почувствовать себя частью этой природы и понять, что при грамотном содружестве с природой человек приобретает природное и физическое здоровье. Совершенствуется представление детей о влиянии природных факторов и объектов природы на здоровье людей, выполняя и проходя имитированные природные препятствия, испытания. Целью квест- игры служит непосредственное оздоровление детей путем двигательной активности по пути в лес, дыша свежим хвойным воздухом; эмоционального расслабления, отдыха на лесной полянке. А также обогащение опыта общения детей с разнообразием природных ландшафтов. Знакомство с обитателями леса, учить ребенка видеть и очаровываться лесной красотой. Закрепляются физические навыки, умение свободно и ритмично выполнять кинезиологические упражнения, следовать командам воспитателя, воспитывать стремление участвовать в спортивных испытаниях. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Список литературы:
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Изд-во «Мозаикасинтез», 2023г.
- «Как воспитать здорового ребенка», В.Г. Алямовская, Linkapress, 2019г.;
- «Игры, которые лечат», Е.А. Бабенкова, О.М. Федорова, М., 20120г.;
- «Физкультурно – оздоровительная работа», О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова, «Учитель», 2021г.
- «Формирование двигательной сферы детей», Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина, «Учитель», 2020г.;
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии».
- Николаева С.Н. «Система экологического воспитания в детском саду». — М.: Издательский центр «Академия», 2022.
Приложение 1
Артикуляционное упражнение «Лягушка»
Лягушка- попрыгушка,
Глазки на макушке, (Приложить ладони к макушке)
А все ее слова —
Только «Ква!» да «Ква!». (Звукоподражание: «ква- ква- ква»)
Щеки раздувает (Надуть щеки)
И рот свой разевает, (Медленно открывать и закрывать рот)
Чтоб комары и мушки
Летели в рот к лягушке. (Звукоподражание: «з-з-з»)
Приложение 2
Упражнение на релаксацию «Ветерок».
Цель: расслабление мышц рук, корпуса.
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо…
Ветер тише, тише, тише
Веточки всё выше! Выше!».
Приложение 3
Кинезиологическое упражнение «Цепочка»
Приложение 4
Кинезиологическое упражнение «Фонарик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-оздоровительная квест-игра «Быть здоровыми хотим»
Спортивно-оздоровительная квест-игра «Быть здоровыми хотим»...
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей 2 младшей группы «В поисках огней светофора»
Цель: познакомить детей со светофором; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зелёный.Задачи:Активизировать речь детей со светофором, его значением в организации безопасного движения н...
Спортивно-оздоровительная квест- игра для детей старшей группы «Быть здоровыми -это здорово!»
Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение- квест.Задачи:Оздоровительные:способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Образо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Если хочешь быть здоровым» для детей 1 младшей группы «Маша и медведь».
Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и элементарные представления о здоровом образе жизни.Задачи:Формировать представления о здоровом образе жизни, об средствах личной гигиены, а т...
Сценарий спортивно - оздоровительной квест-игры «О спорт, ты мир!», приуроченный ко Дню здоровья
Цель:- привлечение детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение – квест, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО....
Спортивно-оздоровительная квест-игра «Мы шагаем со спортом за здоровьем» с детьми подготовительной группы «Солнышко»
Спортивно-оздоровительная квест-игра«Мы шагаем со спортом за здоровьем»с детьми подготовительной группы «Солнышко»...
Квест-игра «Путешествие по стране Здоровья» для детей второй младшей группы
Квест-игра направлена на формирование у детей представления о здоровом образе жизни.Задачи квеста:Уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены; закрепить знания полезных и вред...