Картотека наблюдений на прогулке зимой во второй младшей группе
картотека (младшая группа)

Гришенкова Юлия Александровна

Декабрь.

Прогулка 1. Наблюдение за свежевыпавшим снегом

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при­роды, радость от прогулки.

Ход наблюдения:        На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? (Зима.)

Откуда мы знаем, что сейчас зима? (Кругом лежит снег, холодно.)

Какого цвета снежинки? (Бесцветные.) Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада тем­пература воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)

Трудовая деятельность: Уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижные игры: «Устроим снегопад». Цель: развивать двигательную активность. «Воробушки и кот». Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего; приучать к осторожности.

Дидактическая игра: «Назови цвет» Цель: Продолжить знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать и называть их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.

Выносной материал: Лопатки, скребки, метелки, ведра.

Индивидуальная работа: д/игра «Один-много»-ФЭМП.

 

Прогулка 2.Наблюдение за птицами зимой.

Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период;

развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения:       Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка —

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы: Что у них общего? Они живут поодиночке? Где ищут корм? Надо ли помогать птицам? Почему?

Чем мы будем их кормить? Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность :Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки. Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры:  «Ловлю птиц на лету» (русская народная). Цели:

учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга. «Попади в цель». Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Дидактическая игра: «Разложи по порядку (в пределах 3)»

Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Выносной материал: Лопатки, метлы, скребки, санки.

Индивидуальная работа: Дид./игра «Какого цвета» закреплять названия цветов.

 

Прогулка 3. Наблюдение за растительностью

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустар­ники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать.                 Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.

Трудовая деятельность: Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи­ми усилиями.

Подвижные игры: «Найди свой цвет». Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

«Зайцы и волк». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра: «Что длиннее, выше, толще»

Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Выносной материал : Лопаты, метлы, скребки, формочки для снега, санки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- бросание в горизонтальную цель.

 

Прогулка 4. Наблюдение за работой дворника зимой

Цели: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы:

Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата, скребок, ведро.) Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки ко входам в группы, собирает мусор.) Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада.)

Трудовая деятельность. Расчистка территории от снега.

Цель: побуждать помочь дворнику расчистить тротуар и участок от снега.

Подвижные игры: «У медведя в бору». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. «Ловишки». Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием.

Дидактическая игра: «Что где находится?»

Цель: Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.

Выносной материал:  Лопатки, метлы, скребки, санки, клеенки для катания с горки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- бросание снежков в вертикальную цель.

 

Прогулка 5. Наблюдение за льдом

Цели: знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения: Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрыва­ются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Трудовая деятельность: Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем. Цели:  учить аккуратно поливать из лейки;

воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные игры: «Пройди бесшумно». Цели: ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направле­ние движения.

«Послушные листья». Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

Дидактическая игра: «Угадай, что это?»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Выносной материал: мелкие игрушки, формочки, ведерки, совочки.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Признаки зимы»- ознакомление с природой.

 

Прогулка 6. Наблюдение за животными.

Цель: закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.

Ход наблюдения :      Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой —

станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туло­вище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

Трудовая деятельность: Постройка песочного домика для игрушек.

Цели: учить правильно наполнять ведерко песком до определенной отметки; доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Вороны и собачка». Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Хитрая лиса». Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Дидактическая игра: «Лошадки цокают копытцами» Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба, перешагивание.

Прогулка 7.  Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения: Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может расска­зать? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок — кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкой пуховою,

Для детишек — их любимою игрой.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель: учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое | дело до конца.

Подвижные игры: «Кому флажок?». Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность. «Встречные перебежки». Цели: повышать двигательную активность на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.

Дидактическая игра: «Чего больше - чего меньше»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки для снега,игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки, бег, ходьба

 

Прогулка 8.Наблюдение за небом.

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями;

учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно,

облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис­тое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры, Ветры буйные.

Ходят тучи, Тучи ясные.

Трудовая деятельность: Подметание площадки, расчистка места для игр. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи­ми усилиями.

Подвижные игры: «Великаны — карлики». Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами. «Догони самолет». Цель: учить быстро бежать по сигналу воспитателя, не оглядыва­ясь назад.

Дидактическая игра: «Какое время года?» Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Выносной материал: Лопатки, совки, ведерки, носилки, бумажный самолет.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Дикие животные»- развитие памяти, речи.

 

Прогулка 9. Наблюдение за светофором.

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора.

Ход наблюдения. Подвести детей к перекрестку, где действует светофор.

Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Раздать детям кружочки желтого, красного, зеленого цвета; обра­тить внимание детей, как работает светофор. Дети показывают соот­ветствующие сигналу светофора кружочки, воспитатель рассказыва­ет о назначении цветов.    Хоть у вас терпенья нет —

Подождите, красный свет!

Желтый свет на пути —

Приготовьтесь идти!

Свет зеленый впереди —

Вот теперь переходи!

Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к участку.

Цель: учить действовать сообща, сгребая мусор в определенное место.

Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Найди свой домик».

Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

Дидактическая игра: «Части суток»

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Выносной материал: Лопатки, венички, цветные круги для п/игры.

Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки

 

Прогулка 10. Наблюдение за елью.

Цели: продолжать знакомить с елью; обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рас­сказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.        Выросла елочка в лесу на горочке.

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Трудовая деятельность: Расчистка территории от снега или мусора.

Цели: учить правильно пользоваться лопаткой, носить снег для по­стройки, помогать товарищам в выполнении трудовых дей­ствий;

доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке».Цели: учить ходить по невысокому брусу; спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Кто сделает меньше прыжков?». Цели: учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Вот так произносят звуки» Цель: Учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.

Выносной материал: Лопатки, венички, ведерки, формочки для снега, игрушки.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Кто как говорит?»- развитие речи, звукоподражание.

 

Январь.

 

Прогулка 1. Наблюдение за солнцем.

Цели: продолжать знакомство с природными явлениями; дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения: Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильны­ми морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность: Подметание площадки.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи­ми усилиями.

Подвижные игры: «Кто бросит дальше снежок?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинако­вых действий с одним общим предметом. «Кто быстрее добежит до флажка?». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Да или нет». Цель: формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Выносной материал: Лопаты, совочки, метелки, ведерки, флажки красные и синие, игрушки.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Признаки зимы»- ознакомление с природой.

 

Прогулка 2. Как одеты прохожие?

Цель: Продолжать развивать мышление, внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички я надела,

В зимней шубе мне тепло.

Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза и ветра, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег, шумит ветер.

Трудовая деятельность: Сгребание снега лопатами, мусора метелками,  расчистка дорожек. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи­ми усилиями.

Подвижные игры: «Живой лабиринт». Целиучить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту ре­акции и смекалку.

«Не замочи ног». Цели: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

Дидактическая игра: «Найди пару». Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- бег «змейкой».

 

Прогулка 3. Наблюдение за свойствами снега.

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения: Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он хо­лодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холод­ную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предло­жить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок —

Под ногой хрустит снежок.

Трудовая деятельность: Сгребание снега с дорожки.

Цель: продолжать учить правильно пользоваться лопатками.

Подвижные игры: «Встречные перебежки». Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость. «Попади в круг». Цель: учить попадать в цель.

Дидактическая игра: «Угадай, что делать». Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, санки, мячики для бросания, игрушки.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Транспорт»- закреплять виды транспорта.

 

Прогулка 4. Наблюдение за снегопадом ( дождем).

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения: Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло­жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и малень­кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность: уборки игрушек после прогулки.

Цель: учить добиваться выполнения задания общими усилиями,

Подвижные игры: «С камушка на камушек». Цель: учить легко приземляться. «Белые снежинки». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Дидактическая игра: «Оцени поступок». Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, санки, игрушки.

Индивидуальная работа : Развитие движений- прыжки парами.

 

Прогулка 5. Наблюдение за птицами.

Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.

Ход наблюдения: После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в горку снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить косточки с мя­сом для ворон. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.

Трудовая деятельность: Изготовление снеговика из снега. Цели:

учить правильно придавать снегу форму шара, работать сообща, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль». Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга. «Сбей кегли»(3-5 кеглей и 1 шар). Цель: учить правилам очередности в игре.

Дидактическая игра: «Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки, корм для птиц, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба по бревну.

 

Прогулка 6. Наблюдение за деревьями

Цели: формировать знания о жизни растений зимой;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада. Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Подвижные игры: «Найди свое дерево». Цели: приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве;

быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Зайцы и волк». Цели: приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;

учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.

Дидактическая игра: «Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, санки, игрушки,

корм для птиц.

Индивидуальная работа: Развитие движений- ориентировка в пространстве.

 

Прогулка 7. Знакомство с правилами поведения пешеходов.

Цели: продолжать закрепление знаний о правилах поведения на улице;

развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения: Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Вспомнить, что они как пешеходы должны строго соблюдать правила дорожно­го движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательным, идти по правой стороне, крепко Держать друг друга за руки, не кричать, слушать внимательно воспи­тателя.

Правила движения, все без исключения,

Знать должны зверюшки — барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята, пони и котята.

Вам, ребята, тоже все их надо знать.

Придя в детский сад, вспом­нить с детьми, как они себя вели, были ли внимательны. Еще раз напомнить о правилах пешеходов.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега, мусора.

Цель: учить действовать лопатками, вениками.

Подвижные игры: «Такси». Цели: приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения;

быть внимательными к партнерам по игре. «Не упусти мяч». Цели:

учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, лопатки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- п/игра «Светофор»-движение по сигналу.

 

Прогулка 8. Наблюдение за работой дворника.

Цели: воспитывать уважение к труду людей; учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения: На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, мусор, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участ­ке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благода­рить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.

Трудовая деятельность: Расчистка территории от снега, мусора.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками и веничками, до­водить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Береги предмет». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. «Мыши и кот». Цель: приучать к соблюдению правил в игре.

Дидактическая игра: «Помоги найти маму»

Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

Выносной материал: Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ведерки, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба, перешагивание

 

 

Прогулка 9. Наблюдение за ивой зимой.

Цели: наблюдать за ивой (как можно позаботиться о ней, чтобы не поломались гибкие ветки на морозе); воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

-Как называется это дерево?

-Чем оно отличается от других деревьев?

-А чего зимой нет у ивы? Почему?

-Что делают деревья зимой?

-Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым

слоем снега.)

Трудовая деятельность: Прикопка к стволам деревьев снега.

Цель: воспитывать гуманно-деятельностное отношение к расте­ниям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры: «На санки». Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентиро­ваться в пространстве. «Сбей кеглю». Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Дидактическая игра: «Части суток»

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Выносной материал: Лопатки, ведерки, санки, мячик, кегли.

Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки, прыжки парами

 

Прогулка 10. Наблюдение за ветром.

Цели: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:         Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на дру­гое, не дает ему опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность в уголке природы: совместное с воспитателем поливание цветов. Цель: учить поливать цветы; закреплять знания детей, зачем нужна вода растениям.

Подвижные игры: «Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков. «Охотники и зайцы». Цель: развивать глазомер.

Дидактическая игра: «Какое время года?» Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки, атрибуты к п/игре, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- бросание в горизонтальную цель.

 

Февраль.

 

Прогулка 1.Наблюдение за солнцем.

Цели: продолжать знакомить детей с природными явлениями (солнечная погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения: Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюж­ный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пас­мурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цели: учить работать сообща; добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Кто дальше бросит снежок?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинако­вых действий с одним общим предметом. «Беги к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Оцени поступок». Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с  опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, флажки красные и синие, игрушки.

Индивидуальная работа: Дид./игра «Что растет в огороде?»- мышление, память, речь.

 

Прогулка 2. Наблюдение за синицей.

Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, осо­бенностями внешнего вида.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.                    Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-Тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Что это за птица? Как она выглядит и какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них? Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.)

Трудовая деятельность в группе: уборки игрушек на место после игр. Цель: закреплять навыки совместной работы, воспитывать аккуратность, желание поддерживать чистоту в групповой комнате.

Подвижные игры: «Снежная карусель». Цель: упражнять в ориентировке на местности. «Ловишки с мячом». Цель: развивать координацию движений.

Дидактическая игра: «Съедобное – не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах.

Выносной материал: Игрушки, совочки, лопатки, формочки, мяч.

Индивидуальная работа: Развитие движений- ходьба по бревну.

 

Прогулка 3. Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать формировать знания о ветре, метели.

Ход наблюдения: Понаблюдать, как ветер гнет деревья, поднимает с земли снег. Объяснить детям, что такое метель ( это когда ветер переносит снег с одного места участка на другое.) Что мы можем сказать о ветре? (Он сильный или слабый? Холодный, порывистый)

Трудовая деятельность: Расчистка участка от мусора.

Цель: совершенствовать трудовые навыки.

Подвижнее игры: «Лошадки». Цель: развивать быстроту, выносливость. «Прокати мяч в цель». Цель: развивать глазомер и точность.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» Цель: учить определять, предмет по характерным внешним признакам: по форме, размеру, структуре.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, игрушки,  цветные круги, эмблемы птиц.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Кто в лесу живет»- закрепление ранее полученных знаний о диких животных.

 

Прогулка 4. Наблюдение за сосульками.

Цели: познакомить с различными явлениями природы;

показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Ход наблюдения: Что растет вниз головой? (Сосулька.)

Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, которые не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теп­лую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.)

Поче­му сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон:

«Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, территории площадки от мусора. Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.

Подвижные игры: «Брось дальше», «Подбрось и поймай».

Цель: улучшать координацию движений.

Дидактическая игра: «Рассели животных по домам» Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных,

названиях их жилищ. Развивать речь.

Выносной материал: Лопатки, формочки, ведерки, мячики.

Индивидуальная работа: Дид./игра «Какого цвета» закреплять названия цветов.

 

Прогулка 5. Наблюдение за зимующими птицами.

Цели: закреплять знания о зимующих птицах;

формировать представление о добывании пищи зимующими

птицами.

Ход наблюдения:      Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы:  Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Трудовая деятельность в уголке природы : протирание листьев растений от пыли. Цель: учить действовать совместно с воспитателем, выполнять не сложные поручения.

Подвижные игры: «Такси». Цель: приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения. «Хитрая лиса». Цели: упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту.

Дидактическая игра: «Комплименты». Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Выносной материал: Куклы, одетые по сезону, лопатки.

Индивидуальная работа: Развитие движений – бег парами.

 

Прогулка 6. Наблюдение за явлением оттепели.

Цель: продолжать знакомить детей с разными погодными и природными явлениями зимой.

Ход наблюдения

Кругом лежит снег, но мы уже видим из черные пятна земли- проталины. Что происходит со снегом? Он тает, так как солнце поднимается выше, дни становятся длиннее, приближается весна.

Трудовая деятельность в уголке природы: Полив цветов.

Цель: Продолжать совместно с воспитателем ухаживать за растениями, развивать трудолюбие, интерес к природе.

Подвижные игры: «Прыгуны». Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м. «Лиса в курятнике». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспита­теля.

Дидактическая игра: «Части суток» Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Выносной материал: Лопатки, эмблемы для игр, формочки, игрушки.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Назови одним словом»- закреплять обобщающие слова.

 

Прогулка 7. Наблюдение «Следы на снегу».

Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход наблюдения: Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос­лого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто напи­сал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.

Трудовая деятельность: Вывешивание новой кормушки, заполнение её кормом. Цели: Учить выполнять несложные поручения, вызывать желание заботиться о птицах.

Подвижные игры: «Не опоздай». Цель: учить прямо или боком переползать через скамейку. «Не упусти мяч». Цели:  учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

Дидактическая игра: «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,  воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Выносной материал: Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, игрушки, мячи.

Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки в длину.

 

Прогулка 8. Наблюдение «Птицы зимой».

Цели: закреплять желание заботиться о птицах; уточнять знания о их- повадки, внешний вид, названия.

Ход наблюдения: Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Каких птиц вы узнали? Как они кричат? Рассказать, что зи­мой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны детям за заботу.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: чик-чирик!»

Трудовая деятельность в уголке природы: совместное с воспитателем протирание листьев влажной тряпочкой. Цели:  учить правильно задание, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Вороны и собачка». Цель: учить быстро действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Догони меня». Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра: «Один – много» Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки , игрушки, атрибуты к п/игре.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Назови ласково»-развитие речи, обогащение её уменьшительно-ласкательной формой.

 

Прогулка 9. Наблюдение на участке за растительностью.

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на снег, он и на земле, и на дере­вьях. А какие деревья растут на участке? (Елка, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям от того, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться. Деревья зимой спят.

Деревья зимою пронизаны ветром,

И стужей самою,

И старые сосны, и острые ели,

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сломанных веток. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи­ми усилиями.

Подвижные игры: «Найди свой цвет». Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

«Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро нахо­дить свое место.

Дидактическая игра: «Громко – тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, цветные круги, эмблемы птиц.

Индивидуальная работа:  Дид.игра «Живое- не живое»- закрепление знаний о природе.

 

Прогулка 10: Наблюдение за снегопадом (или дождем).

Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды.

Ход наблюдения:

1. Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Пред­ложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит.

2.Во время дождя наблюдение проводиться в группе через окно. Обратить внимание на то, как капельки бегут по стеклу вниз, устраивая перегонки. Прислушаться, какую песенку поет дождик: кап-кап-кап. Грустная она или веселая? Предложить детям подпеть дождику.

Трудовая деятельность: Строительство домика для зайки из строительного материала.

Цель: учить строить из строительного материала постройку заданного размера, работать сообща.

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мороз — красный нос».

Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных

природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, игрушки.

Индивидуальная работа: Развитие движений- прыжки, прыжки парами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент организации и проведения игровой деятельности на прогулке зимой во второй младшей группе ДОУ

Спрашиваю у детей, знают ли они, как летают воробушки? Они показывают. «А как прыгают воробушки?»  Я предлагаю  им побыть воробушками  и поиграть в игру. Напоминаю детям, что воро...

Организация наблюдений на прогулке весной для второй младшей группы

Знакомимся с одуванчиками(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: познакомить с цветущими травянистыми растениями (одуванчиком); формировать представления о строении цветка (стебель, листья, цве...

Организация наблюдений на прогулке летом для второй младшей группы

Лето красное пришло(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: знакомство с характерными особенностями следующих друг за другом времен года; закрепление знаний детей о травянистых растениях;развива...

Организация наблюдений на прогулке зимой для второй младшей группы

Кто прилетает на участок зимой?(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок;развивающие: развивать внимание, память, речь; развивать...

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе По дисциплине: «Теория и методика экологического образования»

Конспект прогулки зимой во второй младшей группеЦель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погод...

Картотека наблюдений на прогулке с детьми первой младшей группы.

Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной приро...

Наблюдения на прогулке летом во второй младшей группе.

Перечень наблюдений на прогулке с детьми 2 мл.гр....