Проект «Сказочное здоровье»
проект (старшая группа)

Колосова Татьяна Юрьевна

В современных условиях значительно возрастает роль детского сада в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. В основу  проекта положена сказка, позволяющая не только развивать интеллект, формировать у малышей необходимые духовные качества, но и дать знания о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnoe_zdorove.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130  ____________/В.Г. Александрова

Пр. № _______от   «      » _________ 2024г.

Проект

                                                 на тему:

«Сказочное здоровье»




                                                 Руководители:

Колосова Татьяна Юрьевна                 

воспитатель  группы №11

                                                                           


Калининград 2024 г.

 ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ

«Сказочное здоровье»

Вид проекта

Познавательный, творческий

Разработчик Проекта

Руководитель:

Ф.И.О Колосова Т. Ю.             

воспитатель группы №11

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель подготовительной группы №11 МАДОУ ЦРР д/с № 130

Воспитанники подготовительной группы №11

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Укрепление физического и нравственного здоровья дошкольников посредством русских народных сказок.

Основные    задачи       Проекта

- систематизировать знания детей о сказках;

- повысить интерес к книге, популяризировать чтение;

- формировать у детей потребность к здоровому образу жизни через нравственный и эстетический опыт сказки;

- развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья с помощью регулярных занятий физической культурой, приобщения к театральной деятельности и музыкальной культуре, изобразительной деятельности посредством сказки;

- воспитывать у детей целеустремлённость, организованность, инициативность, трудолюбие;

- способствовать познавательному развитию ребёнка путём знакомства со сказкой.

Гипотеза проекта

В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной со взрослыми познавательной продуктивной творческой деятельности. Применение полученных знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии физического и нравственного здоровья наших воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

- повышение интереса к устному народному творчеству;

- укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения;

- расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей;

- активное речевое общение, повышение уровня

грамотности речи,
- привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада;

- повышение уровня родительской компетентности в формировании физического и нравственного здоровья ребёнка;

- выпуск газеты «Рассуждалки» (рассуждения детей о здоровье);

- составление коллажей «Полезные продукты» и «Вредные продукты»;

- выставка совместных с родителями рисунков «Что делать, чтобы быть здоровым»;

- инсценировка сказки «Теремок на новый лад» (показ для детей других групп).

Критерии эффективности проекта

- систематизируются знания детей о сказках;

-  повысится интерес к книгам;

- у детей сформируется потребность к здоровому образу жизни;

- повысится уровень родительской компетентности в формировании физического и нравственного здоровья ребёнка.

Основные принципы Проекта

- доступность

- индивидуальный подход

- наглядность

- интерактивность

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

- методическое (планирование, художественная и методическая литература);
- материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления книги иллюстраций).

Воспитатель подготовительной группы №11     Ф.И.О.  Колосова Т. Ю.

                                                                             

Разработку проекта «Сказка за сказкой»

с 01.10.2024 – 27.03.2025 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                             В.Г.Александрова

                 

Актуальность: 

В современных условиях значительно возрастает роль детского сада в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников. Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Поэтому семья и ДОУ должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольника и формирования здорового образа жизни. Однако в современном мире возникает серьезная проблема воспитания здорового школьника, обладающего надежным физическим и психическим здоровьем, высокой интеллектуальной подготовкой, способного к активной жизнедеятельности.

    В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. В связи с этим передо мной, как педагогом встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств

           В основу моего  проекта положена сказка, позволяющая не только развивать интеллект, формировать у малышей необходимые духовные качества, но и дать знания о здоровом образе жизни.

          Сказки имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, нравственных качеств личности. М. Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности. Сказка – сокровищница народной мудрости, неиссякаемый источник народной педагогической мысли. Общение посредством сказок наилучшим образом подходит для установления доверительных отношений с взрослым, для воздействия на представление детей о мире, на их эмоции и поведение. Ответы на свои проблемы и вопросы детям легче найти в сказочных образах и ситуациях.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что они мало интересуются сказками, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Сказки помогают снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей.

          Основная задача проекта — это создание условий в ДОУ для повышения двигательной активности дошкольников и формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством сказки.

          Также не секрет, что интерес к книге, к чтению с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

          Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.  А дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

          Для этого необходима планомерная, систематическая совместная работа ребёнка, педагога и семьи. 

Цель:

Укрепление физического и нравственного здоровья дошкольников посредством сказок.

Задачи:

- систематизировать знания детей о сказках;

- повысить интерес к книге, популяризировать чтение;

- формировать у детей потребность к здоровому образу жизни через нравственный и эстетический опыт сказки;

- развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья с помощью регулярных занятий физической культурой, приобщения к театральной деятельности и музыкальной культуре, изобразительной деятельности посредством сказки;

- воспитывать у детей целеустремлённость, организованность, инициативность, трудолюбие;

- способствовать познавательному развитию ребёнка путём знакомства со сказкой.

Проблема: 

          Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений». Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения. В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Это заставляет нас обратить серьезное внимание на такие факторы, как отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

Также большую роль играет недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Очень часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.

Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.

 Вид проекта:  познавательный, творческий

 Продолжительность проекта: ноябрь – март

 Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

            Иллюстрированный материал;  дидактические игры;  настольно – печатные игры;  мультимедийное оборудование;  сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам;  наглядно-дидактические пособия;  наглядно-демонстрационные материалы; атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр;  методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Формы работы: 

          Словесные (беседы, рассуждения); показ сказок; наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр м/ф); метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);  практические (раскраски, рисунки, поделки).

Ожидаемые результаты:

 - повышение интереса к устному народному творчеству;

- укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения;

- расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей;

- активное речевое общение, повышение уровня

грамотности речи,
- привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада;

- повышение уровня родительской компетентности в формировании физического и нравственного здоровья ребёнка;

Продукт проектной деятельности:

 - выпуск газеты «Рассуждалки» (рассуждения детей о здоровье);

- составление коллажей «Полезные продукты» и «Вредные продукты»;

- выставка совместных с родителями рисунков «Что делать, чтобы быть здоровым»;

- инсценировка сказки «Теремок на новый лад» (показ для детей других групп).

Этапы проекта:

I. Подготовительный:

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.
  • Подбор наглядного, дидактического и познавательного материала.
  • Разработка конспектов занятий по теме.
  • Оформление выставки «Любимые сказки» в книжном уголке.
  •  Привлечение родителей к осуществлению предлагаемой деятельности.
  • Обогащение развивающей среды: книги со сказками; иллюстрации с изображением героев сказок;  дидактические и настольно-печатные игры по теме; маски героев сказок; театры; раскраски с изображением сюжетов и героев сказок; материалы для творческих работ.

II. Основной:

План реализации проекта.

Месяц

Форма работы

С детьми

С родителями

Ноябрь

Беседа «Я и мое здоровье»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей»

Дидактические игры: «Найди отличия», «Назови сказку по главному герою», «Разложи правильно», «Кто лишний?»

П/игра «Теремок»

Пальчиковая сказка «Кот, петух и лиса»

Информация для родителей «Как заниматься физкультурой дома»

Физминутка «Слушай, сказочный народ»

Чтение сказок К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»

Рисование и раскрашивание иллюстраций к сказкам

Декабрь

Беседа «Что делать, чтобы быть здоровым»

Консультация для родителей «Сказкотерапия».

Чтение р.н.с. «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»

Дидактические игры: «Как нужно ухаживать за собой»; «Откуда берутся болезни»

П/игра: «Зайцы и лиса»

Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть»

Пальчиковая игра «Рукавичка»

Выпуск газеты «Рассуждалки» (рассуждения детей о здоровье)

Январь

Беседа «Чтобы не было беды»

Чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», «Машенька и медведь»

Тренинг по безопасности для родителей

Рисование по сказке «Гуси - лебеди»

Инсценировка сказки «Гуси – лебеди» (повторение)

Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Если я делаю так»

П\и «Колосок»

Пальчиковая игра «Заюшкина избушка»

Февраль

Чтение р.н.с. «Лиса и журавль», «Каша из топора» (пересказ сказок с опорой на картинки)

Памятка для родителей «Разговор о правильном питании»

Беседа о гостеприимстве (по сюжетам прочитанных сказок)

Составление коллажей «Полезные продукты» и «Вредные продукты»

Рисование и раскрашивание иллюстраций к сказкам.

Дидактические игры: «Что полезно, а что нет», «Выбери блюдо», дидактические упражнения по сказкам.

Пальчиковая игра «Репка»

П/игра «Волк и козлята»

 Физкультминутка «Теремок»

Март

Беседа «Если хочешь быть здоров»

Советы родителям «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье»

Д/и «Что полезно, а что нет», «Правильно питаемся, здоровья набираемся».

Выставка совместных с родителями рисунков «Что делать, чтобы быть здоровым»

Инсценировка сказки «Теремок на новый лад» (показ для детей других групп).

III. Заключительный:

-  Подведение итогов проекта;

- Создание презентации «Фотоотчет о проекте»:

-  Выпуск газеты «Рассуждалки» (рассуждения детей о здоровье);

- Составление коллажей «Полезные продукты» и «Вредные продукты»;

- Выставка совместных с родителями рисунков «Что делать, чтобы быть здоровым»;

- Инсценировка сказки «Теремок на новый лад» (показ для детей других групп).

Реализация проектной деятельности

   Проект «Сказочное здоровье» является результатом творческой деятельности детей, родителей. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношений детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

           Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.            В результате данного проекта создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

          В проекте отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия, проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.

Используемая литература: 

1. Каркушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.4. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.

2. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
 3. Ребенок в мире сказок/авт.- составитель О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2009-44с

4. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
 5.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

 6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с. 8.    Кулик Г.И. Серженко Н.Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера, 2010 г.

7. Интернет-ресурсы.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказочный марафон"

Проект "Сказочный марафон" -  разработан для педагогов ДОУ. В ходе реализации данного проекта воспитатели приобрели новый опыт работы с детьми и родителями, систематизировали свои знания по теме ...

Дизайн-проект "Сказочный белый город"

Презентация "Дизайн- проекта "Сказочный белый город"- начало....

ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ», ТЕМА ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ- СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ!»

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ. ...

Проект «Сохранить здоровье чтоб… (В.И.Федорук, А.Е. Андреева) Тема проекта: «Гигиена, здоровое питание, выполнение двигательного режима».

Одной из приоритетных задач деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивающая качество образования при введении ФГОС. Важно, что...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

Проект "В здоровом теле-здоровый дух" проект (средняя группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...