Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
проект (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект,
направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников
Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
Зеленецкая Светлана Валерьевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2020
1.Анализ ситуации.
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогов группы и родителей воспитанников в сохранении и укреплении здоровья путем формирования внутренней мотивации к здоровому образу жизни и обогащения опыта здоровьесберегающего поведения у всех участников образовательного процесса.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается число хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье..
В моей группе охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию, оздоровлению и здоровьесбережению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы.
2.Актуальность проблемы.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.
Проблема включения данного опыта в образовательную среду детского сада связана с необходимостью определения оптимальных педагогических условий, направленных на сохранение здоровья детей, их эмоциональное и социальное благополучие, своевременное и полноценное психологическое развитие, начиная с дошкольной ступени образования. Позитивными стратегическими ориентирами, учитывающими современные тенденции развития образовательных процессов в соответствии с ФГОС являются:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
-создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Инновационность проекта определяется разработкой механизма взаимодействия в рамках сообщества педагоги-дети, родители-дети, педагог-родители, что запускает процессы самоорганизации и саморазвития системы, делает ее по настоящему открытой и привлекательной для всех субъектов образования, позволяет объединить научный, методический и общественный потенциал.
3.Выявление проблемы.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Матрицу SWOT-анализа для выявления внешних и внутренних
ресурсов и рисков:
Внутренняя среда | |||
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
1.Воспитание толерантности. 2. Поиск, разработка и реализация инновационных подходов, технологий в работе с группой 3. Большой выбор двигательных действий, физических упражнений. 4. Развитие кругозора детей за счет знакомства с новыми физическими упражнениями, видами спорта. 5. Междисциплинарные связи между физической культурой и адаптивной физической культурой | 1. Несоответствие оборудования и инвентаря для выполнения физических упражнений в группе. 2. Снижение объема двигательной активности для основной части дошкольников. 3. Бытовые неудобства группы при реализации интегрированного обучения в физическом воспитании. 4. Обязательное выполнение требований стандартов ФГОС | 1.Разработка инновационной концепции, образовательной программы интегрированного обучения в физическом воспитании дошкольников. 2. Организация совместных соревнований по видам спорта, выполнению физических упражнений дошкольников разновозрастных групп. 3. Улучшение психологического климата и расширение возможностей участия групп в спортивной жизни ДОУ. 4. Обобщение результатов работы и обмен опытом с коллегами через средства СМИ, сеть Интернет, научные конференции | 1.Недовольство части участников образовательного процесса реализацией интегрированного обучения в физическом воспитании. 2. Проблемы с мотивацией и потерей интереса к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста. 3. Узкая направленность занятий физической культурой |
Внешняя среда | |||
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
1.Созданы необходимые условия для физического воспитания и развития детей: в группах -физкультурные уголки. 2.Организуются и проводятся: спортивные праздники, физкультурные развлечения, утренняя гимнастика, НОД по физическому развитию подвижные игры, физкультминутки. 3.Созданы оптимальные условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей: соблюдение режима дня в соответствии с образовательной программой ДОУ; питание; проводятся закаливающие процедуры; пребывание детей на воздухе осуществляется в соответствии с режимом дня; -организация и проведение двигательной активности детей в течение дня. | 1.Недостаточно полно созданы условия для физического развития детей на воздухе (отсутствие спортивной площадки) 2.Уголки физического воспитания и развития требуют доработки. 3.Присутствуют некоторые недочеты в организации и проведении работы по физическому воспитанию. 4.Система проведения закаливания требует доработки. | 1.Месторасположение ДОУ предполагает укрепление внешних связей с социальными институтами воспитания, здравоохранения, культуры. 2.Создание условий для физического развития на воздухе (организация спортивной площадки для качественного проведения спортивных праздников, досугов, НОД по физическому воспитанию). 3.Пополнение оборудованием уголков по физическому развитию. 3.Совершенствование работы по физическому воспитаниюв дошкольном учреждении и семье. 4.Использование нетрадиционных форм оздоровления, привлечение родителей к системе оздоровлениявоспитанников. 5.Организация совместных оздоровительныхмероприятий с социальными партнерами. 6.Оформлениенаглядной агитации по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 7.Систематическое проведение закаливающих процедур под руководством мед.работников с учетом индивидуальных особенностей детей | 1.Большое количество детей дошкольного возраста, желающих посещать наше дошкольное учреждение, может привести к пере наполняемости групп, что, возможно, негативно отразится на качестве образовательного и воспитательного процессов, а также на здоровье детей; 2. Увеличение количествадетей с ослабленным здоровьем, что может привести к подъему уровнязаболеваемости; 3.Нежелание педагогов и родителей участвовать в организациидополнительных мероприятий по оздоровлению. 4.Отсутствие средств, для реорганизации спортивной площадки и приобретения необходимогооборудования. |
4.Цель, задачи педагогического проекта.
Цель проекта:
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни. Добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей, потребности и поведенческих навыков здорового образа жизни.
2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
3.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровье.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
5. Условия реализации проекта:.
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы ДО
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
6.Методы и формы реализации.
Методы:
Методы, повышающие познавательную активность.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности.
Методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
Методы обучения и развития творчества
Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития.
Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).
Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов.
Мониторинг.
Формы работы с воспитанниками: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Средства: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология интеграции.
7. Программа реализации проекта.
Материально-техническое обеспечение: групповая комната для осуществления образовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФГОС к условиям реализации ООП.; техническое обеспечение (средства ТСО): магнитофон, видеопроигрыватель, мультимедийная система; методическая база (дидактические пособия, дидактические игры, иллюстративныйматериал,художественнаялитература);уголкивгруппе.
Учебно-методическое обеспечение: перспективное и календарно-тематическое планирование, реализующего данный проект; методическая, художественная литература, пособия и дидактический материал по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, плакаты, схемы, таблицы; консультации для родителей и педагогов дошкольного учреждения, руководство для воспитателя (планы – конспекты НОД), фотоматериал, картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о здоровом образе жизни; используются электронные образовательные ресурсы (создана картотека презентаций и видеороликов о здоровом образе жизни), семейные газеты «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического опыта, являются:
воспитатели группы – практическая работа в группе с детьми, родителями, социальными партнерами, специалистами дошкольного учреждения,
дети – непосредственные участники проекта,
родители – участники, организаторы, инициаторы конкурсов, родительских собраний и т.д.,
музыкальный руководитель – выступает организатором практической художественно – эстетической деятельности,
учитель-логопед – корректирует речь детей, развивает мелкую моторику, и т.д.,
инструктор по физической культуре - проводит оздоровительные мероприятия, развлечения,
медицинский персонал – контроль и анализ состояния здоровья детей, проведение медицинских процедур.
8. Рабочий план реализации проекта.
План реализации проекта
Этапы проведения и реализации проекта: | Сроки реализации | Ответственный | |
1 | Проблемно-поисковый этап | ||
Определение проблемы(темы) изучение состояния проблемы. | сентябрь | воспитатели | |
Теоретико- методологический анализ психологической, педагогической и методической литературы; определение источников информации; сбор литературы по данному направлению. | октябрь | воспитатели | |
Обоснование ведущих, основных целей и задач проекта; определение объекта и предмета исследования. | декабрь | воспитатели | |
Разработка плана проекта; выбор критериев оценки результатов. | январь-май | воспитатели | |
2 | Теоретико-моделирующий | ||
определение методологических оснований дальнейшей разработки проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в пространстве дошкольного учреждения. | сентябрь | ||
Разработка комплекса здоровьесберегающих технологий, | октябрь | ||
направленного на сохранение и укрепление здоровья воспитанников среднего дошкольного возраста, его теоретическое обоснование; | |||
Разработка комплексно-тематического плана по образовательной области «Физическое развитие». конспекты оздоровительной НОД, рекомендации по организации работы по закаливанию; комплексы закаливания,пальчиковой гимнастики, самомассажа; | декабрь | ||
Разработка наглядных пособий для детей и взрослых (дидактические игры, стихотворения, загадки, пословицы по темепроекта - серии познавательных презентаций по формированию ЗОЖ для детей среднего возраста, - памяток для детей«Что полезно для твоего здоровья». | январь-май | ||
3 | Опытно-экспериментальный | ||
Определение и апробация условий реализации комплекса здоровье сберегающих технологий, направленного на сохранение и укрепление здоровья воспитанников среднего дошкольного возраста в образовательное пространство дошкольного учреждения; | сентябрь | ||
Доработка критериально- диагностического аппарата сформированности представлений о здоровом образе жизни, основных физических движений и физических качеств, владения основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. | октябрь | ||
Проведение цикла мероприятий с воспитанниками | |||
Мониторинг Цель: изучение показателей физического развития детей и их здоровья. исходный – определение причин сложившегося положения: | сентябрь | ||
Итоговый - анализ достигнутых результатов | апрель | ||
совместная образовательная деятельность с воспитанниками:
| сентябрь - май | воспитатели совместно с родителями | |
Проведение цикла совместных мероприятий сродителям воспитанников | |||
Анкетирования воспитателей и родителей; | |||
Родительские собрания в течении года | |||
Совместные спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья» | |||
Практикум «Оздоровительная работа с часто болеющими детьми» | |||
Круглый стол «Здоровье детей в наших руках» | |||
Конкурс «Самая здоровая семья» | |||
Проведение цикла мероприятий с педагогами ДОУ | |||
Консультации для воспитателей: Оздоровительная гимнастика после сна; | воспитатель, психолог, воспитатели | ||
Физические упражнения на прогулке; | |||
Валеологическая направленность в режиме дня; | |||
Двигательная активность детей в режиме дня ДОУ; | |||
Культура здоровья дошкольников; | воспитатели совместно с родителями | ||
ЗОЖ и мы; | |||
Организация индивидуальной работы по физической культуре с детьми | |||
Элементарные самомассажи профилактики простудных заболеваний. | |||
4 | Системно-обобщающий | ||
Осмысление, обобщение и описание опыта работы; комплексный анализ результатов внедрения проекта в педагогическую практику; | май | воспитатели | |
Оценка результативности проекта и предложенных рекомендаций; уточнение и корректировка теоретических положений и комплекса организационных условий; уточнение выводов, оформление проекта. |
9. Ожидаемые результаты реализации проекта
Ожидаемый результат | Индикаторы его достижения |
1. Совершенствовать материально-техническое оснащение группы в соответствии с современными требованиями к организации образовательной и оздоровительной среды. 2.Развивать здоровьесберегающую среду в ДОУ для педагогов, воспитанников и их родителей путем внедрения инновационных технологий. 3.Создавать полноценную развивающую среду для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. 4. Создавать условия для успешного взаимодействия ДОУ с семьей, совершенствовать активную позицию родителей в воспитании своих детей. | Разработан и внедрен в практику дошкольного учреждения комплекс здоровьесберегающих технологий, разработано практическоепособие: - комлексно-тематический план по образовательнойобласти «Физическое развитие» - комплекс здоровьесберегающих технологий, используемых в педагогическомпроцессе, - конспекты оздоровительной непосредственно образовательной деятельности, - рекомендации по организации работы по закаливанию всемье; - комплексы закаливания, пальчиковой гимнастики,самомассажа; - наглядное пособие для детей и взрослых (дидактические игры, стихотворения, загадки, пословицы по темепроекта - собрана серия познавательных презентаций по формированию ЗОЖ для детей среднего возраста, памятки для детей «Что полезно для твоего здоровья». |
Прогнозируемые результаты у детей.
Дети должны знать | Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни | |
Сущность понятия “здоровье” | Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. |
Спорт – это жизнь | |
О роли двигательной активности в повышении работоспособности | Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. |
Твой выбор | |
Полезные и вредные привычек. | Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ |
Саморазвитие | |
Знать самого себя и свои возможности. Качества, достойные человека | Оценивать самого себя. Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном |
Результаты реализации проекта, социальный эффект
Разработана и внедрена целостная модель повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников: совместно с родителями создан в группе мини-музей, памятки, буклеты «Комплексы самомассажа», консультации, анкеты, сундучок «Народные советы; семейные газеты «Мы любим активный отдых», «Наша семья любит спорт»; фотовыставки «Зима пришла», «Вместе с мамой вместе с папой», «День здоровья».
Материалы этого педагогического опыта применяется в дошкольном учреждении педагогами припроведении непосредственно образовательной деятельности, интегрированных занятий с учетом тематическихнедель.
Для выявления уровня практической значимости использования проекта был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга на начало и конец учебного года. В результате проведенного мониторинга отмечено повышение уровня знаний и представлений детей о сохранении и укреплении здоровья, здорового образа жизни. Эффективность педагогического опыта развивается в динамике. Внедрение проекта позволяет добиться у воспитанников стабильности и положительной динамики в сравнении с контрольной группой, о чем свидетельствует следующие показатели.
Инновационный опыт реализовался с минимальными затратами. Считаю важным результатом и возросшую активность родителей в участии жизнигруппы. У семей и воспитанников группы сформирована осознанная устойчивая потребность в здоровом образе жизни. Дети группу приносили свои достижения в «Портфолио воспитанника». Можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию данной технологии, с целью формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни у всех участников образовательного процесса.
10.Заключение.
Эффективность взаимодействия всех участников образовательного процесса обеспечила комплексный подход к реализации проекта на основе субъект - субъектных отношений. В коллективе была создана атмосфера сотрудничества, творческого сопереживания, дружеского участия.
Опыт работы адресован воспитателям дошкольных учреждений средних групп, родителям воспитанников.
Практический опыт работы показал, что данная система работы эффективна и для детей пятого-шестого года жизни. Количество вовлеченных субъектов составило: 28 детей, 5 педагогов, 2 медицинских работника, 30 родителей воспитанников. На начальном этапе внедрения опыта количество участников составляло-35%, на конец – 75%
11. Дальнейшее развитие проекта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований нормативно-правовых программ, возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления.
Перспективы работы над новым проектом:
• Поиск и включение в музыкальные занятия новых форм оздоровления детей.
• Вовлечение в реализацию проекта всех групп ДОУ, начиная с 1 младшей.
• Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Музыкальной гостиной».
• Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, интернет
12. Список используемых источников.
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей.Динамика состояния здоровья детей.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,...
Педагогический проект "Быть здоровыми хотим"
Обоснование выбора темы проекта: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцио...
Педагогический проект "Быть здоровыми хотим"
Хорошее здоровье - это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Главную роль в воспитании р...
Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.Потапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаНа сегодня...
Сообщение на педагогический совет на тему: «Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по физическому воспитанию»
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных за...
Тематический педагогический совет в ДОУ «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
Методическая разработка педагогичекого совета о здоровье воспитанников для возможного проведения другими педагогами...
"Педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников."
Статья Педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»Одним из средств решения обозначенных задач с...