Мастер-класс для педагогов «Правильное дыхание - хорошее здоровье, красивая речь!»
методическая разработка
- Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Правильное дыхание - хорошее здоровье, красивая речь!»
- Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.
- - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.
- Я предлагаю Вам задержать дыхание. Вдохнули?. Сколько мы сможем с Вами не дышать?
Человек может прожить без еды и воды несколько дней, но без воздуха всего несколько минут. Дыхание является главным источником жизни
- Как вы думаете, правильное физиологическое дыхание – это дыхание??? (ответы участников) конечно - через нос!. Правильное и постоянное дыхание через нос имеет много преимуществ для нашего здоровья.
Давайте вместе подумаем какие это преимущества. (вы их знаете и подводите к нужному ответу)
Во-первых, очень важное для здоровья - носовое дыхание помогает нам бороться с инфекциями. Ноздри и пазухи фильтруют и нагревают воздух, поступающий в легкие. Когда мы вдыхаем воздух через нос, он нагревается, увлажняется, кондиционируется и смешивается с оксидом азота, который выполняет две важные функции: убивает опасные бактерии и действует как сосудорасширяющее средство в дыхательных путях, артериях и капиллярах.
Во-вторых, носовое дыхание помогает поддерживать температуру тела.
Через нос обеспечивается выделение около 33% выдыхаемого тепла и влаги, таким образом, поддерживается нормальная температура тела.
В-третьих, носовое дыхание обеспечивает лучший кровоток в легких. Носовое дыхание (в отличие от дыхания через рот) повышает циркуляцию крови, благотворно влияет на уровень кислорода и углекислого газа в крови, замедляет частоту дыхания и увеличивает общий объем легких.
В-четвертых, дыхание через нос ограничивает потребление воздуха и заставляет замедляться сердцебиение. Правильное дыхание через нос уменьшает артериальное давление и уровень стресса у большинства людей, что очень важно для здоровья!.
И еще важный акцент - дыхание ртом лишает нас многих радостей жизни! Все эти прекрасные запахи, которыми мы наслаждаемся, влияют на наше поведение, воспоминания и многие функции вегетативной нервной системы.
- Переходим к практической части моего выступления. Как вы понимаете в работе логопеда, правильное носовое дыхание - главное условие правильного развития речи и голоса.
Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а затем соединяется в речевой поток. Понять это можно, проведя небольшой эксперимент. Попробуйте приблизить ко рту ладонь и произнести звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась Вашей ладони. На выдохе рождается звук.
Речевой вдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному. Попробуйте приблизить ко рту ладонь и произнести звук «т» , а теперь ладонь к носу и произнести звук «н» или «м».
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
- Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
- Формирование правильного выдоха;
- Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
На начальных этапах работы мы учим детей диафрагмальному дыханию. Диафрагмальное дыхание позволяет вентилировать нижние доли легких, которые при грудном типе дыхания обычно наполняются воздухом недостаточно». Диафрагма несет в себе массу функций, например: функция насоса для лимфоидной системы.
Игра «Бегемотики» обучает детей диафрагмальному дыханию. Превращаемся в бегемотиков)).
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении стоя или сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
Встали бегемотики, потрогали животики.
Игра «Воздушный шарик». Посмотрите на меня, представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравиться, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос.
Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой!
Затем по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.
Вот несколько примеров таким игровых упражнений. (прямо в порядке перечисления, называете, показываете, все повторяют)
- «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),
- «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),
- «Задуй свечи». Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание. Соблюдаем пожарную безопасность!
«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги бабочки, сдувая с открытки) и т.д.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
- «Лети, перышко!» Надо подбросить перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
- «Карандаши-спортсмены». На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым. Или «Покатаем брёвнышки».
- «Мореплаватели». Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
- «Шторм в стакане»
- «Свеча» (задувание свечи, чтобы пламя отклонялось, но свеча не гасла)
- «Чей пароход громче гудит?» Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.
- «Мыльные пузыри». Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Технологии формирования речевого дыхания включают игрушки и тренажеры, например, аэробол, губные гармошки, флейты, свистульки со звуками различных животных и птиц будут очень полезны для развития речевого дыхания, их можно использовать на более поздних этапах, когда ребенок уже умеет делать произвольный выдох. (можно просто показать)
Упражнения для развития речевого дыхания
После развития силы и длительности выдоха необходимо вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров.
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.
- Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер»;
- Проговаривание скороговорок и чистоговорок можно привести пример что то про здоровье!;
Выполнять дыхательные упражнения нужно в игровой форме – это вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Используйте свою фантазию и придумывайте игрушки самостоятельно. Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию и нормализации правильного речевого дыхания дошкольников, а также профилактике болезней дыхательных путей.
Я хочу вам рассказать несколько интересных фактов о дыхательной системе человека.
- В среднем взрослый человек с нормально функционирующей дыхательной системой ежедневно потребляет около 9-10 тысяч литров воздуха.
- Люди с особой подготовкой могут задерживать дыхание на срок до 5-6 минут. Именно таким образом в некоторых странах до сих пор добывают жемчуг — у бедных ловцов нет денег на экипировку, поэтому они ныряют под воду прямо так, без ничего.
- В среднем за минуту дыхательная система человека потребляет около 8 литров воздуха. За это время мы делаем 15-16 вдохов.
- Когда человек чихает, воздух покидает его тело со скоростью около 1000 км/ч.
- Человеческий нос является фильтром дыхательной системы. У него есть целых 4 степени фильтрации.
- В крупных городах Японии, где воздух сильно загрязнён, существуют специальные клубы, где посетители могут подышать очищенным и ароматизированным воздухом.
- Правильно дышать через нос, а не через рот. При дыхании через рот воздух попадает сразу в лёгкие, не очищаясь предварительно от вредных микроорганизмов, не меняя своей температуры, а он может быть слишком холодным.
- Лёгкие получили своё название благодаря тому, что они не тонут в воде, если их туда бросить. Потому что лёгочная ткань насыщена кислородом.
- Занятия спортом помогают развить и укрепить дыхательную систему. Лёгкие спортсмена способны удержать больше кислорода, чем лёгкие обычного человека.
- Обычно люди дышат через одну ноздрю больше, чем через другую. Одна является как бы основной, а вторая — вспомогательной. При этом каждые 3,5-4 часа они меняются функциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"
Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...
Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"
Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...
Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»
Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...
Мастер-класс с участием родителей "Все работы хороши"
Цель: расширение представлений у детей о профессиях (фармацевт, педиатр, заведующий хозяйством, Инженер по ЖКХ ) и их значении в жизни людей.Задачи:расширять представления о разных про...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Все работы хороши"
Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»...
Мастер – класс «Тренажер для развития речевого дыхания «Ракета»
подробно описано изготовление тренажера для развития речевого дыхания...
Консультация для педагогов «Развитие правильного, речевого дыхания и грамотной, красивой речи»
Консультация для педагогов.Как развивать правильное речевое дыхание и грамотную,красивую речь у педагогов и их воспитанников....