Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»
материал по логопедии на тему

Никифорова Лада Михайловна

Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.

Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речевое дыхание».

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

-Вызвать у воспитателей и специалистов ДОУ интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха у воспитанников в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_igry_na_razvitie_dyhaniya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области».

Мастер – класс для воспитателей

«Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»

Учитель– логопед Никифорова Л.М.

18 ноября 2018г.

Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.

Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речевое дыхание».

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

-Вызвать у воспитателей и специалистов ДОУ интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха у воспитанников в совместной деятельности.

Раздаточный материал: кукла, свеча, коробка спичек, стакан, карандаши круглые и с гранями. Коктейльные трубочки. Стаканы с водой, мыльные пузыри, ватные диски и шарики, листья клёна засушенные, снежинки, и листья из бумаги, вертушки, кораблики, таз с водой, Игра «Кто в домике живёт», «Футбол».

Уважаемые педагоги!

Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. Многие дети в процессе говорения начинают произносить слово на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова.  Всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного, слитного речевого высказывания, т. к. качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от правильного речевого дыхания.

Для того чтобы ребёнок лучше говорил, его необходимо научить правильно дышать. Дышать обязательно надо через нос, привычка дышать ртом очень плохо сказывается на организме ребёнка.

Так как у дошкольников основной вид деятельности - игра, я предлагаю вам мастер – класс,  в процессе которого с помощью игр вы узнаете, как можно развить речевое дыхание у детей и использовать эти игры с воспитанниками в совместной деятельности в ДОУ.

Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила:

Щёки не надувать.

Плечи не поднимать.

Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный, бесшумный выдох через рот.

Губы вытягивать вперёд трубочкой.

Существует второй вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.

Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.

И самое главное - следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.

Мы остановимся на первом этапе работы: развитие речевого дыхания без голоса.

Показанные мной игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Сейчас мы выполним упражнение «Задуй свечу», которое поможет вашим воспитанникам развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ.

Для упражнения нам понадобится свеча.

Вам необходимо сделать глубокий короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом. Можно обыграть упражнение, попросив ребёнка: «Помоги кукле задуть свечку на праздничном торте».

Следующее упражнение «Кораблик, плыви!» Несколько бумажных корабликов в ёмкости с водой свободно плавают. Нужно направить воздушную струю так, чтобы каждый кораблик причалил к нужному месту, отмеченному кружком определённого цвета.

Предлагаю вам упражнение «Кто в домике живёт?» На плотном картоне закреплены подвижные домики из цветной бумаги. Сильно направленно подуть на край домика, чтобы он приподнялся. Вы увидите, какое животное спряталось в каждом домике.

Следующее интересное упражнение «Прокати карандаш», которое так же способствует развитию плавного длинного выдоха. Для этого необходимо сделать правильный вдох носом, и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш. А для усложнения, когда ребёнок овладеет круглым карандашом, можно предложить карандаш с гранями. В процессе работы количество карандашей доводится до 6 штук.

Предлагаю вашему вниманию упражнение, «Буря в стакане», которое очень нравится детям. Для этого нам понадобится стакан с водой. Вдох носом, подуть в стакан через трубочку. Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить. Если добавить в воду каплю шампуня, то получится упражнение «Пена, расти!». Необходимо строго следить, чтобы ребёнок пользовался индивидуальной трубочкой и делал вдох носом, а выдох ртом.

Любимая игра детей - это «Мыльные пузыри». Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом, пауза и длинный плавный выдох через рот.

Упражнение «Загони мяч в ворота» поможет выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из коробок, кубиков. Вдох носом. вытянуть губы трубочкой и дуть на шарик из ниток, загоняя его в ворота на одном выдохе.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Осенние листья летят», которое поможет выработать плавную, длинную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого необходимо улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и, производя длительный выдох, сдуть листья со стола. Воздушная струя должна быть сильная.

По тому же принципу проводится упражнение «Сдуй снежинку».  Для этого необходимо улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и сдуть с места снежинки, которые привязаны на леске к карандашу. На прогулке осенью можно использовать для игр опавшие с деревьев листья, кленовые семена – вертолётики, а зимой - снежинки в время снегопада, весной – пушистые одуванчики, вертушки и ветрячки – летом.

Сегодня я познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут в работе с детьми развивать речевое дыхание. Правильное дыхание – основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению. Воспитатели и специалисты ДОУ многое могут сделать для своих воспитанников, тем самым создать условия для развития речи. Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Уважаемые коллеги, вы хорошо справились с заданиями. Скажите пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о важности проблемы развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР, улучшились ли ваши знания, умения и навыки?

Что для вас сегодня было новым?

Что было наиболее интересным?

Удачи вам в развитии речи ваших воспитанников.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Тренажер для развития речевого дыхания «Ракета»

подробно описано изготовление тренажера для развития речевого дыхания...

Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"...

Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у детей с ОНР "Новогодние колокольчики"

Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речевого дыхания у детейдошкольного возраста с ОНР «Новогодние колокольчики»»Цель: Информирование родителей о значимости работы по ...

Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...