мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"
методическая разработка на тему

Вавилова Ольга Геннадьевна

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был представлен на Фестивале педагогического творчества работников системы дошкольного образования города Кирова. Инструктор по физкультуре Вавилова О.Г. получила за него   диплом лауреата и приз зрительских симпатий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской Фестиваль педагогического творчества

Направление «Здоровье дошкольников»

Тема: «Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности»

Педагогический опыт представляет инструктор по физкультуре МДОУ №166 Вавилова Ольга Геннадьевна

Форма представления опыта – мастер-класс

План проведения мастер-класса

        

Ход мастер-класса

    Ведущий мастер-класса обращается к аудитории:

   - Уважаемые педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос, умеете ли вы правильно дышать. (Ответы)  Вы правы, это естественный процесс, дыхание происходит само собой. Ребёнок рождается, делает первый вдох, и организм сам включает дыхательные механизмы.

    Вы, наверное, замечали, как дышит дошкольник во время выполнения интенсивных упражнений (бега, прыжков, игр).  Ребёнок возбуждён и не может контролировать своё дыхание: вдох идёт через рот, дыхание поверхностное, частое, выдох короткий, аритмичный. Дыша таким образом, человек быстрее устаёт, задыхается. А если дыхание через рот имеет место быть на улице, есть риск простудиться. К тому же частые ОРЗ, заболевания ЛОР-органов, малоподвижный образ жизни, плохая осанка способствуют нарушению функции дыхания.

   В настоящее время в дошкольных учреждениях принято проводить дыхательные гимнастики. Я заметила, что в таких упражнениях ребёнок утрирует вдох и выдох.

   Если я вам сейчас предложу дыхательные упражнения, вы тоже будете стараться дышать глубже. А нам нужно сформировать ритмичный носовой вдох при сомкнутых губах и свободный выдох через нос или рот.

    Какой же из этого следует вывод? Учить ребёнка правильно дышать нужно  незаметно, в естественной деятельности. А в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

   Я предлагаю вам формировать навык правильного дыхания у детей посредством подвижных игр оздоровительной направленности.

   Цель использования игр на дыхание: восстановить и поддержать навык физиологического дыхания у дошкольников в естественной         деятельности; научить детей контролировать дыхание во время двигательной активности.

   Педагог побуждает наиболее активных участников объединиться в группы и придумать оздоровительную игру с помощью предложенного игрового материала (стаканчики с водой, коктейльные соломинки, воздушные шары, пёрышки, нитки). В это время ведущий общается с аудиторией с помощью игры  «Мешочек с запахами».

    Затем участники представляют результаты деятельности в группах – показывают игры на дыхание с помощью подручного материала. После этого ведущий предлагает свои варианты игр.

    В заключение подводится итог занятия:

 - Уважаемые коллеги! С вашей помощью мы сегодня поиграли, но поиграли с пользой для своего здоровья, настроения и дыхания. Я буду рада, если знания, полученные сегодня, пригодятся вам в педагогической практике. Поэтому хочу презентовать вам подборку подвижных игр на дыхание, которые, я надеюсь, займут достойное место в вашей картотеке.

    Представленные игры малой, средней и большой подвижности мы применяем на физзанятиях, физкультминутках, в свободной деятельности дошкольников.

    В клубе «Здоровая семья» я знакомлю с такими играми родителей, чьи дети часто болеют, чтобы они могли вместе заниматься дома.

    Подобные тренинги помогают и нашим воспитателям: учат их владеть собой, настраивают на спокойный лад, приводят организм в тонус и просто поднимают настроение.

    Благодаря правильному дыханию у детей повысился уровень общей выносливости, возросли показатели по скоростно-силовым качествам. Техника дыхания (вдох через нос и спокойный выдох через нос или рот) помогает дошкольникам быстро восстанавливаются после интенсивной нагрузки. Игры на дыхание учат их прислушиваться к своему организму.

Подвижные игры на формирование навыка правильного дыхания

Инструктор по физкультуре МДОУ №166 Вавилова Ольга Геннадьевна

Малоподвижные игры

Мешочек с запахами

(авторская разработка)

     У воспитателя в руках мешочек с предметами (чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю и др.) по количеству игроков. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка педагог и пытается отгадать его.

     Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный метод дыхания А.Н. Стрельниковой).

Булькание

 (по методике В.Л. Страковской)

     У каждого ребёнка в руках стаканчик (бутылочка), наполовину наполненный водой. В стакан вставлена коктейльная трубочка. Инструктор показывает, с какой силой нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, но вода не расплескалась.   Отмечаются те дети, у которых бульканье было более длительным и     спокойным.

     Игра учит контролировать спокойное дыхание, тренирует длительный выдох.

Поиграй животиком!

(по методике О.А. Новиковской)

    Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь на ковер и положить руки себе на живот. Чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик небольшую игрушку.

    Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Упражнение делается не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы.

    Тренируется физиологическое дыхание (длина вдоха равна длине выдоха).

Бабочка

(по методике О.А. Новиковой)

    Для игры надо вырезать бабочку из бумаги и прикрепить ее на нитку

длиной 15–20 см, конец нитки привязать к палочке.

   Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.

Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

   Игра помогает выработать у ребенка навык делать носовой вдох и

продолжительный, целенаправленный выдох.

Разговор птиц

(по методике Е. Янушко)

    Воспитатель предлагает детям поиграть в птиц. Водящий называет птиц, а играющие подражают их голосам. Например, курица – ко-ко-ко-ко-ко…; утка – кря-кря-кря-кря…

    Во время звукоподражаний педагог следит, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая звук.

     Игра развивает речевое дыхание – произнесение на одном  выдохе нескольких слогов.

Звуковая ниточка

(по методике О.А. Новиковской)

    У каждого участника в руках длинная нить. Дети соединяют пальцы рук на её середине. По команде начинают пропевать звук /а/ (или другой гласный) на одном дыхании, одновременно разводя руки на ниточке. Как только дыхание кончилось, руки нужно остановить на ниточке.  Выигрывает тот, у кого ниточка оказалась длиннее.

    Вариант: дети заматывают звуковую ниточку в клубок (вращают её вокруг руки).    Игра развивает носовой вдох, длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.

Игра на внимание «Муха»

(по методике М.Ю. Картушиной)

    Педагог начинает игру:

   - Муха летела-летела и на ухо (на нос, на колено…) ребятам села (вращать кистями рук).

    -З-з-з    (положить руки на грудь, тянуть звук /з/, пока ведущий не хлопнет в ладоши).

    По хлопку дети показывают на ухо (нос, колено…)

    Игра развивает носовой вдох, длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков, внимательность.

Игры средней и большой подвижности

Лети, пёрышко!

(по методике В.Л. Страковской)

    Играющие встают в шеренгу. Каждый ребёнок держит пёрышко. По команде он пускает его на воздух над головой и начинает дуть так, чтобы пёрышко летело в сторону финиша. Выигрывает тот, кто придёт первым, не уронив перышка.

     Игра учит контролировать своё дыхание: ребёнку нужно ослабить или усилить вдох и выдох в зависимости от обстоятельств.

Игры с воздушным шариком

(по методике В.Л. Страковской)

  Дети сами надувают воздушные шары. Затем пытаются задуть их в ворота, по дугу, между кеглями, в обруч или сдувают шарик друг другу через сетку.

  Игра формирует навык делать носовой вдох и длительный, целенаправленный выдох.

Самолёты

(по методике М.Ю. Картушиной)

    Дети располагаются на площадке-аэродроме. На слова: «Самолёты загудели, самолёты полетели», - летают врассыпную с сомкнутыми губами и гудят. По команде: «Самолёты прилетели, на полянку тихо сели», - самолёты возвращаются на аэродром.

    Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.

Автомобили

(по методике М.Ю. Картушиной)

    Дети выполняют наклоны, имитируя накачивание шин:

Мы качаем, мы качаем, воздух в шины набираем.

Мы машины завели, веселей, шофёр, рули!

    Начинают движение вперёд топающим шагом, произнося звук /ж/. Побеждает тот, кто дальше уехал на одном дыхании.

     Развивается длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.

Поросята и волк

(авторская разработка)

    На одной стороне площадки дом. Можно его соорудить из мягкого модуля. В доме живут поросята-дети. По сигналу они подскоками движутся по направлению к волку на противоположную сторону площадки. Остановившись, поют песенку:

Нам не страшен серый волк, старый волк, глупый волк.

Где ты ходишь, глупый волк, старый, страшный волк.

На последнее слово ребёнок-волк догоняет поросят, которые прячутся в домике. Волк дует на домик, как будто пытается его развалить.

   Игра формирует носовой вдох и выдох через рот, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.

Пчёлы

(авторская разработка)

    Дети-пчёлы сидят в улье (огороженной территории) и произносят:

В улье я своём сижу и тихонечко жужжу.

А сейчас я полечу, деткам мёду принесу!

    С этими словами пчёлы разлетаются врассыпную с сомкнутыми губами и гудят, сложив ладони на груди. По команде возвращаются в улей.

    Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, чувствовать вибрацию голоса, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"

Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...

Мастер-класс для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

Мастер-класс для родителей«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»...

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».

Цель мастер - класса:  Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и...

Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Мастер-класс для родителей«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии»....

Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...