Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений" | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Формирование речевого дыхания посредством игровых упражнений
Цель: Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии.
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
познакомить с методикой проведения;
распространить педагогический опыт по применению дыхательной гимнастики через игровые приемы
познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающей технологии с целью повышения профессиональной компетентности и квалификации.
Оборудование: цветные полоски бумаги (на каждого), бумажные самолетики (на каждого), духи, любые фрукты(овощи) или то, что можно угадывать по запаху, искусственные цветы (или «живые»), бутылочки с конфетти, коктейльные трубочки.
Вступление
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей процесс становления произношения задерживается. Большие возможности в формировании речи предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание. Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
• Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
• Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать) .
• Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
• Заниматься до еды.
• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
Уважаемые коллеги, выходите на середину зала, на некоторое время мы станем детьми и вместе поиграем. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения можно проводить со стихотворными и музыкальными сопровождениями и без них.
Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми дома, на любых занятиях, на прогулке, можно использовать как физкультминутки или как часть логопедического занятия. Итак, мы начинаем. Встаньте, пожалуйста, в круг.
«Часики» Часики вперёд идут, за собою нас ведут. И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2- взмах руками назад «так» (выдох)
«Петушок» Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Веселая поездка»
Играя с детьми в «Паровоз», можно проезжать различные станции·: Свистелкино (произносится на выдохе звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л), Шипелкино (звук Ш), Жужжалкино (звук Ж), Цокалкино (звук Ц), Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, дети должны хорошо произнести на выдохе необходимый звук.
«Мыльные пузыри»
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз) .
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе (на ладони). Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, тот и выигрывает.
Чей самолётик дальше улетит,
Тот пилот и победит.
«Цветок»
Формируем силу и продолжительность выдоха. Предложить искусственный цветок. Ребенку предлагается наращивать фразу, по одному слову. Нюхаем цветок, произнося:
«Ах!»
«Ах, пахнет!»
«Ах, как пахнет!»
«Ах, как пахнет цветок!»
«Ах, как пахнет этот цветок!»
«Ах, как хорошо пахнет этот цветок!»
«Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!»
«Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!»
«Косари»
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".
«Пилка дров»
И.п.: (выполнять в паре) встать друг против друга, парами, беремся за руки и имитируем пилку дров: руки на себя-вдох, руки от себя-выдох.
И заключительное упражнение.
«Праздник в бутылочке»
Участникам предлагается взять бутылку с конфетти и трубочку. Вставить трубочку в бутылку и, сделав вдох носом, подуть в трубочку.
Подведение итога. Упражнение, которое вы сейчас выполняли, называется «Праздник в бутылочке». Видите, как просто устроить себе праздник.
На этом мы закончим наше знакомство с играми. Спасибо, что вы были активны, позитивны и внесли свое видение в выполнение совместных упражнений. Надеюсь, предложенные игровые приемы вы будете использовать в своей работе (дарим в файле распечатанные инструкцию и игровые упражнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"
Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...
Мастер - класс "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...
Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».
Мастер-класс для родителей«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии»....
«Формирование речевого дыхания посредством игровых упражнений»
Мастер класс для педагогов.Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии. Задачи:...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...
- Мне нравится (1)