Аукцион знаний по основам ОБЖ
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности. Поэтому родители и воспитатели воспитывают привычку, как надо вести себя во дворе, на улице, дома.
Новизна: Несформированность у детей качеств основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе. Моделирование различных ситуаций детьми, использование драматизации, обыгрывание непредвиденных моментов, созданная предметно- пространственная среда способствовали непринуждённому общению, формированию основ безопасной жизнедеятельности.
В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а учу их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения из сложной ситуации.
Взаимодействие родителей, воспитателей, детей направлено на формирование опыта безопасного поведения в быту. Родители принимают активное участие в различных мероприятиях: создание проектов, книг по данной теме; оформление плакатов; сотрудничество с работниками ГИБДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»
Детско-родительский досуг
«Аукцион знаний по основам
безопасной жизнедеятельности»
в подготовительной группе
Подготовила:
Дьякова Ирина Николаевна , воспитатель
Вид культурно-досуговой деятельности: развлечение.
Классификация по содержательной направленности: познавательное
(игра «Аукцион»).
Тема: «Детско-родительский досуг «Аукцион знаний по основа безопасной жизнедеятельности».
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Способ организации: общегрупповое.
Задачи по обеспечению безопасности детей:
- Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
- Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
- Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
- Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами –регуляторами.
- Закреплять знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дородных знаках.
- Развивать способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.
Актуальность.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено ФГОС ДО и одна из задач, которых следующая: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Поэтому наш детский сад использует разные подходы по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Культурно-досуговая деятельность занимает особое место в режиме дня детского сада и рассматривается как приоритетное направление по обеспечению охраны жизни и здоровья детей, организации творческой деятельности ребёнка, основой формирования его общей культуры.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности. Поэтому родители и воспитатели воспитывают привычку, как надо вести себя во дворе, на улице, дома.
Новизна: Несформированность у детей качеств основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе. Моделирование различных ситуаций детьми, использование драматизации, обыгрывание непредвиденных моментов, созданная предметно- пространственная среда способствовали непринуждённому общению, формированию основ безопасной жизнедеятельности.
В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а учу их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения из сложной ситуации.
Взаимодействие родителей, воспитателей, детей направлено на формирование опыта безопасного поведения в быту. Родители принимают активное участие в различных мероприятиях: создание проектов, книг по данной теме; оформление плакатов; сотрудничество с работниками ГИБДД.
Программное содержание:
Образовательный аспект:
- Формировать представления детей об осторожном обращении с опасными предметами, правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми.
- Закреплять знания детей о службах спасения: в случае необходимости звонить по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов полиции), «03» («Скорая помощь»), «04» (служба газа).
- Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей при оказании первой помощи.
- Активизировать знания детей, приобретённые при изучении основ безопасной жизнедеятельности. Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость в проявлении своих знаний.
- Формировать мыслительные процессы детей, аналитические, системные рассуждения, умозаключения.
- Обобщать знания детей в занимательной интересной игре.
- Формировать слуховое восприятие.
- Совершенствовать навыки актёрского мастерства в драматизации сказки.
Развивающий аспект:
- Развивать внимание, связную речь, умение осознанно действовать в той или иной ситуации.
- Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать.
- Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательный аспект:
- Формировать социальные навыки.
- Способствовать развитию умения работать в группе.
- Формировать умение отстаивать собственное мнение.
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей; свободного общения со взрослыми и детьми.
- Формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к своей жизни и здоровью.
Предварительная работа :
- Беседа с детьми на тему «Что такое аукцион?».
- Чтение и обсуждение произведения Г.Х Андерсену Дюймовочка».
- Экскурсии на улицу Обороны, перекрёсток.
- Знакомство с дорожными знаками.
- Сюжетно-ролевые игры по ОБЖ: «ГИБДД», «Скорая помощь».
- Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Светофор».
- Дидактические игры «Осторожно, дорога!», «Дорожные знаки», «Не открывай чужому дверь», «Опасные предметы».
- Совместная работа с родителями: создание проекта «Общение с незнакомыми людьми», оформление плакатов, приглашение сотрудника ГИБДД.
Наглядный и дидактический материал:
Оборудование зала: магнитные доски, музыкальный центр, пианино, подиум для магистра, молоточек, тарелка, дорожные знаки, ширма, костюмы.
Демонстрационный материал: цветные лоты, картинки «Опасные предметы», телефон (игрушка), полицейская фуражка, жезл, свисток, большие игрушечные машины, самокат, «детская аптечка», чашечка, полотенце. Коробочка для игры с родителями.
Раздаточный материал: листы для коллажей, сюжетные картинки, салфетки, клей, кисточки, клеёнки.
Словарь новых слов: аукцион, лот, магистр, коллаж.
Методы и приёмы:
Наглядный (предметные картинки, ТСО, иллюстрации).
Словесный (художественное слово, беседа, рассказ).
Практический (упражнение, инсценирование).
Инновационный (ситуационный, моделирование).
Ход досуга:
I. Вход в зал под музыку.
Дорогие ребята! Сегодня в жизни нашей группы чрезвычайно важное событие: «Аукцион знаний по основам безопасной жизнедеятельности». Участие в аукционе принимают две команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Поприветствуем друг друга.
«Знатоки»:
Мы пришли к вам поиграть.
Свои знанья показать.
Правила безопасности мы соблюдаем,
И поэтому всё знаем.
На любой вопрос ответим -
Очень умные мы дети.
Знатоками нас зовут,
И поэтому мы тут.
«Грамотеи»:
Мы ничуть не отстаём,
Своё здоровье бережём.
Наша команда «Грамотеи»,
У нас отличные идеи,
Любую проблему мы решим,
И, конечно, победим!
На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на свои знания. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Для продажи выставлены следующие лоты:
Лот№1 «Загадки-отгадки».
Лот №2 «Службы спасения».
Лот №3 «Дорожные знаки».
Лот №4 «Первая помощь».
Лот №5 «Сказка ложь, да в ней намёк ...»
Вести аукцион буду я - Магистр Наук.
А теперь аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награду получает.
II. Магистр наук: На продажу выставляется лот №1 «Загадки-отгадки». Каждая команда задаёт вопросы друг другу. Ответ нужно выбрать на картинке, прикрепить на доску. Объяснить, чем опасен этот предмет.
(Загадки: телевизор, пылесос, настольная лампа, холодильник, плита, магнитофон, пила, ножницы, свечка, молоток, нож, иголка).
- Что же можно сказать про эти предметы?
Дети: Эти острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно -
С раной поведут к врачу.
Не суй в розетки пальчики.
Ни девочка, ни мальчик.
Там колючий ток живёт.
Не погладит, а убьёт!
Магистр наук: Правильно, ребята, каждый предмет должен иметь своё место и надо помнить, какими предметами нужно пользоваться осторожно, а какие трогать пока нельзя. Молодцы, обе команды справились с заданием. Лот №1 продан (удар гонга).
III. Магистр наук: На продажу выставляется лот №2 «Службы спасения».
Вы, конечно, без сомненья,
Знаете все службы спасения.
За столы сейчас пройдите,
Свой коллаж изобразите.
(Перед детьми картинки с изображением различных ситуаций и номерами служб спасения. Дети подбирают картинки к соответствующим службам спасения и создают коллаж).
- Команды уже готовы. Проходите на свои места. Послушайте, про какую службу спасения я прочитаю стихотворение, и покажите свой коллаж.
Дым увидел - не зевай
И пожарных вызывай.
Помни каждый гражданин,
Этот номер-01.
Проходите, дети, к нам,
Мы научим пап и мам,
Чтобы они всё поняли,
Все правила усвоили.
- Какая служба спасения изображена на вашем коллаже?
- Что нужно делать, если вдруг случился пожар?
Ребёнок: Если к вам придёт беда -
Позвони скорей туда,
А если нет телефона,
Позови людей с балкона.
- Молодцы, ребята! У вас получился замечательный коллаж. А если возникнет необходимость, как нужно вызвать пожарную службу?
(Ребёнок «звонит» по телефону, называет имя, фамилию, что случилось, адрес).
- Послушайте следующее стихотворение:
Если вор к тебе крадётся,
Или дядя в двери бьётся,
Не стесняйся, не робей,
Набирай 02 скорей!
- Проходите, проходите, свой коллаж нам покажите.
- Как называется служба 02?
- Что же нужно делать, если кто-то хочет проникнуть к вам в дом, а вы одни дома?
Ребёнок: Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком,
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
- Как вы будете вызывать полицию?
- Послушайте, о какой службе говорится в следующем стихотворении?
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
- Какой замечательный коллаж у вас получился.
- Как называется ваша служба?
- Что нужно делать, если кто-то заболеет?
Ребёнок: Если мама заболеет,
Набери 03 скорее.
Не волнуйся и не плачь,
И приедет к маме врач.
- Как вызвать скорую помощь? Покажите.
- О какой службе спасения я прочитаю следующее стихотворение?
Запах чувствуя в квартире,
Наберите 04.
- Выходите, свой коллаж нам покажите. Как называется ваша служба?
- Как себя предостеречь от опасности?
Ребёнок: Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать.
А к газу ты не подходи,
Сперва немного подрасти.
- Ребята, у вас получился отличный коллаж! А чем опасен газ?
- Как позвонить в службу газа?
- Молодцы, ребята, знаете все службы спасения, как вызвать службу в
случае опасности, как её предотвратить, соблюдая правила безопасности.
Обе команды показали отличные знания. (Звучит удар гонга). Лот №2
продан.
IV. На торги выставляется лот №3 «Дорожные знаки».
Все наши дети, без сомненья,
Знают правила дорожного движения.
- Каждая команда смоделирует сейчас ситуацию, а мы посмотрим, так
ли это должно быть.
(Дети показывают мини-сценку).
Скоро в школу мы пойдём,
По дороге мы идём.
Весело беседуем, пряники едим,
А на знаки не глядим.
(Полицейский свистит в свисток и останавливает их жезлом).
- Почему их остановил постовой?
- Какой знак они не увидели?
- Покажите его.
Ребёнок: Перейти дорогу можно,
Там, где знак стоит дорожный.
Чтобы мы его узнали,
Нам его нарисовали, (пешеходный переход)
- А если нет знака, светофор поломался, что надо делать?
Все дети показывают, проговаривая слова:
Вспомним, как учили нас.
Подошли к дороге - раз!
Смотрим влево, смотрим вправо
И ещё налево - два.
Нет машин - шагай вперёд,
Начинаем переход.
- Нужно быть очень внимательным на дороге, смотреть на знаки и на
светофор.
- Команда «Грамотеи» смоделирует нам свою ситуацию.
(Ребёнок едет среди игрушечных машин на самокате).
Велосипед и самокат - весёлая забава,
Как, вы думаете, ребята, эти дети правы?
- Почему? Что может произойти?
- Где нужно кататься на самокате, велосипеде?
Ребёнок: Есть у меня велосипед.
Но нет 14 лет.
Пока катаюсь во дворе,
Где безопасно детворе.
- Да, ребята, нам нужно немного подрасти, чтобы самостоятельно
кататься на велосипедной дорожке.
Езда такая по проезжей части,
Может привести к несчастью.
На знаки внимание обращайте,
Тогда всё у вас будет в порядке.
- Команды показали отличные знания. Лот №3 продан. (Удар гонга).
- На торги выставляется лот №4 «Первая помощь»
В жизни всякое бывает,
Главное - не паниковать,
А уметь помощь оказать.
-А вы, ребята, умеете оказывать первую помощь? Давайте научим наших пап и мам. Выходите «Знатоки», покажите свои знания.
(Дети моделируют ситуацию).
На прогулке мы играли,
Бегали, скакали.
Мишка наш упал,
Себе лапку ободрал.
- Ну, что же вы стоите, мишке помощь окажите! (Дети оказывают первую помощь при ранах).
- Мишка наш уже здоров, и не надо докторов.
- А теперь команда «Грамотеи» покажет нам свои знания.
(Дети моделируют ситуацию).
Было холодно уже,
Мы гуляли во дворе.
Смотрим, а у Насти Носик что-то красный,
Ручки побелели и онемели.
Что случилось с Настей?
- Давайте ей поможем! Что нужно сделать? (Дети оказывают первую помощь при лёгком обморожении).
- Настя уже улыбается, теперь у неё всё в порядке. А почему это произошло? Дети сумели оказать первую помощь, не растерялись. Молодцы.
Лот №4 продан. (Удар гонга).
VI. На продажу выставляется лот №5 «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Команда «Знатоки» покажет нам отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», а команда «Грамотеи» оценит эту ситуацию и покажет, что может произойти в реальной жизни.
Пока артисты готовятся к выступлению, мы проведём игру с родителями.
1..Представьте, вам 5 лет, нужно перейти улицу, как вы это сделаете?
- Извините, но одному в 5 лет гулять не разрешается.
2.Выберите, пожалуйста, какая из этих свечей (жёлтая или красная) лучше подойдёт к вашей ёлке.
- Свечами украшать ёлку нельзя.
3.Возьмите, пожалуйста, ножницы.
- Так ножницы подавать нельзя.
4.Светофор не работает на перекрёстке ул. Республиканская и ул. Обороны. Ваши действия.
- Найти другой переход, как бы далеко он не находился.
- Родители тоже знают правила безопасности. Молодцы, значит, нашим детям нечего опасаться за них.
- Артисты уже готовы.
Волшебство свершается,
Сказка начинается. (Дети разыгрывают сказку).
- В какой роли здесь выступили лягушка и её сынок?
- Как вела себя Дюймовочка?
- Давайте посмотрим, как может быть в жизни, и что надо было сделать в этой ситуации.
Вот две девочки идут,
Разговор интересный ведут.
Подъезжает к ним машина,
Подзывает их мужчина.
- Девочки, угощайтесь шоколадкой.
- Мы вас не знаем (идут быстрее).
- Девочки, садитесь, я вас покатаю на своей красивой машине.
- Нет! - А ну-ка, залезайте быстро в машину!
(Девочки визжат, кричат, зовут на помощь, вырываются и убегают на свои места).
- Правильно ли поступили девочки, когда незнакомый человек пытался заманить их в машину?
Если вас зовут кататься,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твёрдо: «НЕТ!»
- А лучше даже и не начинать разговор с незнакомыми людьми, уйти.
- Молодцы, сумели не растеряться и решить ситуацию. Лот №5 продан. (Удар гонга).
VII. Магистр наук: Наш аукцион закончен, все лоты проданы, а это значит, что обе команды показали отличные знания.
Жизнь прекрасна, удивительна, но полна неожиданностей, и чтобы с вами не произошёл несчастный случай - выполняйте правила безопасности на улице и дома. А эти игры помогут вам закрепить ваши знания (вручить памятки).
Дети:
Чтоб всегда нам побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё, желательно,
Делать всё внимательно.
- Благодаря вашей дружной работе всё у вас получается. Исполним
нашу песню-танец «Хорошо!»
Дети под музыку выходят из зала.
Оценка эффективности представленных информационных материалов.
Досуг был проведён в форме аукциона, на котором дети показали отличные знания по ОБЖ. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.
Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04.
Дети научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение незнакомого взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увезти его). Уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Стихи и загадки помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья, об их значимости для людей, правилах пользования ими. В ходе созданных ситуаций дети смогли оказать первую помощь, показали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Инсценирование сказок помогло детям непринуждённо войти в роль и закрепить правила по безопасности жизнедеятельности.
Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту стало неотъемлемой частью досуга, примером подражания для детей.
Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно дало возможность детям закрепить знания по охране жизни и здоровья, в интересной форме познать новое, расширить свой кругозор. Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Аукцион знаний»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе...
Технологическая карта (конструкт) Интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» На основе ФГОС ДО
Тема: «Путешествие в страну Знаний».Возрастная группа: старшая группа.Форма совместной деятельности: интегрированная НОДФорма организации: групповая, индивидуальная, парная.Интеграция областей: «Позна...
Презентация проектной работы "Воспитание у детей младшего и среднего возраста первичных знаний по основам безопасного поведения в быту, социуме, природе средствами музыкального развития"
В презентации показана работа по воспитанию у детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимого минимума знаний и навыков по обеспечению собственной безопасности через разные виды музыкально...
Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.
Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...
«Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сообщение к семинару на тему: «Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Конспект Грамота "Аукцион знаний"
Тема: «Аукцион знаний»ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о звуках и буквах; учить осознанному чтению, умению пересказывать прочитанное; продолжать учить разгадывать ребусы; закрепить правописани...
Аукцион знаний по основам ОБЖ
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим осо...