Аукцион знаний по основам ОБЖ
методическая разработка (подготовительная группа)

Дьякова Ирина Николаевна

Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности. Поэтому родители и воспитатели воспитывают привычку, как надо вести себя во дворе, на улице, дома.           

Новизна: Несформированность у детей качеств основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе. Моделирование различных ситуаций детьми, использование драматизации, обыгрывание непредвиденных моментов, созданная предметно- пространственная среда способствовали непринуждённому общению, формированию основ безопасной жизнедеятельности.

В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а учу их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения            из сложной ситуации.

Взаимодействие родителей, воспитателей, детей направлено на формирование опыта безопасного поведения в быту. Родители принимают активное участие в различных мероприятиях: создание проектов, книг по данной теме; оформление плакатов; сотрудничество с работниками ГИБДД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon auktsion.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»

Детско-родительский досуг

«Аукцион знаний по основам

безопасной жизнедеятельности»

в подготовительной группе

Подготовила:

                                                                         Дьякова Ирина Николаевна , воспитатель

Вид культурно-досуговой деятельности: развлечение.

Классификация по содержательной направленности: познавательное

(игра «Аукцион»).

Тема: «Детско-родительский досуг «Аукцион знаний по основа безопасной жизнедеятельности».

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).

Способ организации: общегрупповое.

         Задачи по обеспечению безопасности детей:

  • Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
  • Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
  • Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
  • Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами –регуляторами.
  • Закреплять знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дородных знаках.
  • Развивать способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.

Актуальность.

          В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено ФГОС ДО и одна из задач, которых следующая: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».                                                                                                                         Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.                                                                                                  С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.                                                          Поэтому наш детский сад использует разные подходы по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.                                                                              Культурно-досуговая деятельность занимает особое место в режиме дня детского сада и рассматривается как приоритетное направление по обеспечению охраны жизни и здоровья детей, организации творческой деятельности ребёнка, основой формирования его общей культуры.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности. Поэтому родители и воспитатели воспитывают привычку, как надо вести себя во дворе, на улице, дома.            

Новизна: Несформированность у детей качеств основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли занятий, игр, социума в образовательном процессе. Моделирование различных ситуаций детьми, использование драматизации, обыгрывание непредвиденных моментов, созданная предметно- пространственная среда способствовали непринуждённому общению, формированию основ безопасной жизнедеятельности.

В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а учу их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения            из сложной ситуации.

Взаимодействие родителей, воспитателей, детей направлено на формирование опыта безопасного поведения в быту. Родители принимают активное участие в различных мероприятиях: создание проектов, книг по данной теме; оформление плакатов; сотрудничество с работниками ГИБДД.

Программное содержание:

Образовательный аспект:

  • Формировать представления детей об осторожном обращении с опасными предметами, правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми.
  • Закреплять знания детей о службах спасения: в случае необходимости звонить по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов полиции), «03» («Скорая помощь»), «04» (служба газа).
  • Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей при оказании первой помощи.
  • Активизировать знания детей, приобретённые при изучении основ безопасной жизнедеятельности. Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость в проявлении своих знаний.
  • Формировать мыслительные процессы детей, аналитические, системные рассуждения, умозаключения.
  • Обобщать знания детей в занимательной интересной игре.
  • Формировать слуховое восприятие.
  • Совершенствовать навыки актёрского мастерства в драматизации сказки.

 

     Развивающий аспект:

  • Развивать внимание, связную речь, умение осознанно действовать в той  или иной ситуации.
  • Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать.
  • Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательный аспект:

  • Формировать социальные навыки.
  • Способствовать развитию умения работать в группе.
  • Формировать умение отстаивать собственное мнение.
  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей; свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к своей жизни и здоровью.

Предварительная работа :

  • Беседа с детьми на тему «Что такое аукцион?».
  • Чтение и обсуждение произведения Г.Х Андерсену Дюймовочка».
  • Экскурсии на улицу Обороны, перекрёсток.

- Знакомство с дорожными знаками.

  • Сюжетно-ролевые игры по ОБЖ: «ГИБДД», «Скорая помощь».
  • Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Светофор».
  • Дидактические игры «Осторожно, дорога!», «Дорожные знаки», «Не открывай чужому дверь», «Опасные предметы».
  • Совместная работа с родителями: создание проекта «Общение с незнакомыми людьми», оформление плакатов, приглашение сотрудника ГИБДД.

Наглядный и дидактический материал:

Оборудование зала: магнитные доски, музыкальный центр, пианино, подиум для магистра, молоточек, тарелка, дорожные знаки, ширма, костюмы.  

Демонстрационный материал: цветные лоты, картинки «Опасные предметы», телефон (игрушка), полицейская фуражка, жезл, свисток, большие игрушечные машины, самокат, «детская аптечка», чашечка, полотенце. Коробочка для игры с родителями.

Раздаточный материал: листы для коллажей, сюжетные картинки, салфетки, клей, кисточки, клеёнки.

Словарь новых слов: аукцион, лот, магистр, коллаж.

Методы и приёмы:

Наглядный (предметные картинки, ТСО, иллюстрации).

Словесный (художественное слово, беседа, рассказ).

Практический (упражнение, инсценирование).

Инновационный (ситуационный, моделирование).

Ход досуга:

I. Вход в зал под музыку.

 Дорогие ребята! Сегодня в жизни нашей группы чрезвычайно важное событие: «Аукцион знаний по основам безопасной жизнедеятельности». Участие в аукционе принимают две команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Поприветствуем друг друга.

 «Знатоки»:

Мы пришли к вам поиграть.

Свои знанья показать.

Правила безопасности мы соблюдаем,

И поэтому всё знаем.

На любой вопрос ответим -

Очень умные мы дети.

Знатоками нас зовут,

И поэтому мы тут.

«Грамотеи»:

Мы ничуть не отстаём,

Своё здоровье бережём.

Наша команда «Грамотеи»,

У нас отличные идеи,

Любую проблему мы решим,

И, конечно, победим!

На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на свои знания. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

Для продажи выставлены следующие лоты:

Лот№1 «Загадки-отгадки».

Лот №2 «Службы спасения».

Лот №3 «Дорожные знаки».

Лот №4 «Первая помощь».

Лот №5 «Сказка ложь, да в ней намёк ...»

Вести аукцион буду я - Магистр Наук.

А теперь аукцион,

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот награду получает.

II. Магистр наук: На продажу выставляется лот №1 «Загадки-отгадки». Каждая команда задаёт вопросы друг другу. Ответ нужно выбрать на картинке, прикрепить на доску. Объяснить, чем опасен этот предмет.

(Загадки: телевизор, пылесос, настольная лампа, холодильник, плита, магнитофон, пила, ножницы, свечка, молоток, нож, иголка).

- Что же можно сказать про эти предметы?


Дети:        Эти острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно -

С раной поведут к врачу.

Не суй в розетки пальчики.

Ни девочка, ни мальчик.

Там колючий ток живёт.

 Не погладит, а убьёт!

Магистр наук: Правильно, ребята, каждый предмет должен иметь своё место и надо помнить, какими предметами нужно пользоваться осторожно, а какие трогать пока нельзя. Молодцы, обе команды справились с заданием. Лот №1 продан (удар гонга).

                         

III. Магистр наук: На продажу выставляется лот №2 «Службы спасения».

 Вы, конечно, без сомненья,

 Знаете все службы спасения.

 За столы сейчас пройдите,

 Свой коллаж изобразите.

(Перед детьми картинки с изображением различных ситуаций и номерами служб спасения. Дети подбирают картинки к соответствующим службам спасения и создают коллаж).

- Команды уже готовы. Проходите на свои места. Послушайте, про какую службу спасения я прочитаю стихотворение, и покажите свой коллаж.

Дым увидел - не зевай

И пожарных вызывай.

Помни каждый гражданин,

Этот номер-01.

Проходите, дети, к нам,
Мы научим пап и мам,
Чтобы они всё поняли,
Все правила усвоили.

- Какая служба спасения изображена на вашем коллаже?
- Что нужно делать, если вдруг случился пожар?

      Ребёнок:       Если к вам придёт беда -  

                Позвони скорей туда,

                А если нет телефона,

                Позови людей с балкона.

- Молодцы, ребята! У вас получился замечательный коллаж. А если возникнет необходимость, как нужно вызвать пожарную службу?

(Ребёнок «звонит» по телефону, называет имя, фамилию, что случилось, адрес).

- Послушайте следующее стихотворение:

 Если вор к тебе крадётся,

 Или дядя в двери бьётся,

 Не стесняйся, не робей,

 Набирай 02 скорей!

  • Проходите, проходите, свой коллаж нам покажите.
  • Как называется служба 02?
  • Что же нужно делать, если кто-то хочет проникнуть к вам в дом, а вы одни дома?

Ребёнок:    Не пускайте дядю в дом,

                   Если дядя не знаком,

                   И не открывайте тёте,

              Если мама на работе.

 - Как вы будете вызывать полицию?

 - Послушайте, о какой службе говорится в следующем стихотворении?

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

 - Какой замечательный коллаж у вас получился.

 - Как называется ваша служба?

 - Что нужно делать, если кто-то заболеет?

     Ребёнок:       Если мама заболеет,

               Набери 03 скорее.

               Не волнуйся и не плачь,

               И приедет к маме врач.

- Как вызвать скорую помощь? Покажите.

- О какой службе спасения я прочитаю следующее стихотворение?

Запах чувствуя в квартире,

Наберите 04.

- Выходите, свой коллаж нам покажите. Как называется ваша служба?
- Как себя предостеречь от опасности?

Ребёнок:     Учись на кухне помогать,

               Посуду мыть и вытирать.

               А к газу ты не подходи,

               Сперва немного подрасти.                                                                                          

 - Ребята, у вас получился отличный коллаж! А чем опасен газ?

  • Как позвонить в службу газа?
  • Молодцы, ребята, знаете все службы спасения, как вызвать службу в
    случае опасности,  как её предотвратить, соблюдая правила безопасности.
    Обе команды показали отличные знания. (Звучит удар гонга). Лот №2
    продан.

IV. На торги выставляется лот №3 «Дорожные знаки».

Все наши дети, без сомненья,

Знают правила дорожного движения.

- Каждая команда смоделирует сейчас ситуацию, а мы посмотрим, так
ли это должно быть.

(Дети показывают мини-сценку).

Скоро в школу мы пойдём,

По дороге мы идём.

Весело беседуем, пряники едим,

А на знаки не глядим.

(Полицейский свистит в свисток и останавливает их жезлом).

  • Почему их остановил постовой?
  • Какой знак они не увидели?
  • Покажите его.      

Ребёнок:  Перейти дорогу можно,

                  Там, где знак стоит дорожный.

                   Чтобы мы его узнали,

                  Нам его нарисовали, (пешеходный переход)

  • А если нет знака, светофор поломался, что надо делать?
    Все дети показывают, проговаривая слова:

Вспомним, как учили нас.

Подошли к дороге - раз!

Смотрим влево, смотрим вправо

И ещё налево - два.

Нет машин - шагай вперёд,

Начинаем переход.

- Нужно быть очень внимательным на дороге, смотреть на знаки и на
светофор.

- Команда «Грамотеи» смоделирует нам свою ситуацию.
(Ребёнок едет среди игрушечных машин на самокате).

           Велосипед и самокат - весёлая забава,

Как, вы думаете, ребята, эти дети правы?

  • Почему? Что может произойти?
  • Где нужно кататься на самокате, велосипеде?

Ребёнок:     Есть у меня велосипед.

Но нет 14 лет.

Пока катаюсь во дворе,

Где безопасно детворе.

- Да, ребята, нам нужно немного подрасти, чтобы самостоятельно
кататься на велосипедной дорожке.

Езда такая по проезжей части,

Может привести к несчастью.

На знаки внимание обращайте,

Тогда всё у вас будет в порядке.

- Команды показали отличные знания. Лот №3 продан. (Удар гонга).

  1. На торги выставляется лот №4 «Первая помощь»

В жизни всякое бывает,

Главное - не паниковать,

А уметь помощь оказать.

-А вы, ребята, умеете оказывать первую помощь? Давайте научим наших пап и мам. Выходите «Знатоки», покажите свои знания.

(Дети моделируют ситуацию).

На прогулке мы играли,

Бегали, скакали.

Мишка наш упал,

Себе лапку ободрал.

- Ну, что же вы стоите, мишке помощь окажите! (Дети оказывают первую помощь при ранах).

- Мишка наш уже здоров, и не надо докторов.

- А теперь команда «Грамотеи» покажет нам свои знания.
(Дети моделируют ситуацию).

Было холодно уже,

Мы гуляли во дворе.

Смотрим, а у Насти Носик что-то красный,

 Ручки побелели и онемели.

Что случилось с Настей?

- Давайте ей поможем! Что нужно сделать? (Дети оказывают первую помощь при лёгком обморожении).

- Настя уже улыбается, теперь у неё всё в порядке. А почему это произошло? Дети сумели оказать первую помощь, не растерялись. Молодцы.

Лот №4 продан. (Удар  гонга).

VI. На продажу выставляется лот №5 «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Команда «Знатоки» покажет нам отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», а команда «Грамотеи» оценит эту ситуацию и покажет, что может произойти в реальной жизни.

Пока артисты готовятся к выступлению, мы проведём игру с родителями.

1..Представьте, вам 5 лет, нужно перейти улицу, как вы это сделаете?

- Извините, но одному в 5 лет гулять не разрешается.

2.Выберите, пожалуйста, какая из этих свечей (жёлтая или красная) лучше подойдёт к    вашей ёлке.

- Свечами украшать ёлку нельзя.

3.Возьмите, пожалуйста, ножницы.

- Так ножницы подавать нельзя.

4.Светофор не работает на перекрёстке ул. Республиканская и ул. Обороны. Ваши действия.

- Найти другой переход, как бы далеко он не находился.

       

- Родители тоже знают правила безопасности. Молодцы, значит,  нашим детям нечего опасаться за них.

- Артисты уже готовы.

Волшебство свершается,

Сказка начинается. (Дети разыгрывают сказку).

  • В какой роли здесь выступили лягушка и её сынок?
  • Как вела себя Дюймовочка?

  • Давайте посмотрим, как может быть в жизни, и что надо было сделать в этой ситуации.

Вот две девочки идут,

Разговор интересный ведут.

Подъезжает к ним машина,

Подзывает их мужчина.

  • Девочки, угощайтесь шоколадкой.
  • Мы вас не знаем (идут быстрее).
  • Девочки, садитесь, я вас покатаю на своей красивой машине.
              - Нет!
  • А ну-ка, залезайте быстро в машину!

(Девочки визжат, кричат, зовут на помощь, вырываются и убегают на свои места).

       

- Правильно ли поступили девочки, когда незнакомый человек пытался заманить их в машину?

Если вас зовут кататься,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твёрдо: «НЕТ!»

- А лучше даже и не начинать разговор с незнакомыми людьми, уйти.

- Молодцы, сумели не растеряться и решить ситуацию. Лот №5 продан. (Удар гонга).

VII. Магистр наук: Наш аукцион закончен, все лоты проданы, а это значит, что обе команды показали отличные знания.

Жизнь прекрасна, удивительна, но полна неожиданностей, и чтобы с вами не произошёл несчастный случай - выполняйте правила безопасности на улице и дома. А эти игры помогут вам закрепить ваши знания (вручить памятки).

Дети:

Чтоб всегда нам побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё, желательно,

Делать всё внимательно.

- Благодаря вашей дружной работе всё у вас получается. Исполним
нашу песню-танец «Хорошо!»

Дети под музыку выходят из зала.

Оценка эффективности представленных информационных материалов.

Досуг был проведён в форме аукциона, на котором дети показали отличные знания по ОБЖ.  Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.

 Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04.

Дети научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение  незнакомого  взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увезти его). Уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Стихи и загадки помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья, об их значимости для людей, правилах пользования ими. В ходе созданных ситуаций дети смогли оказать первую помощь, показали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Инсценирование сказок помогло детям непринуждённо войти в роль и закрепить правила по безопасности жизнедеятельности.

 Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту стало неотъемлемой частью досуга, примером подражания для детей.

Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно дало возможность детям закрепить знания по охране жизни и здоровья, в интересной форме познать новое, расширить свой кругозор. Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Аукцион знаний»

Конспект непосредственной   образовательной  деятельности в подготовительной   логопедической группе...

Технологическая карта (конструкт) Интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» На основе ФГОС ДО

Тема: «Путешествие в страну Знаний».Возрастная группа: старшая группа.Форма совместной деятельности: интегрированная НОДФорма организации: групповая, индивидуальная, парная.Интеграция областей: «Позна...

Презентация проектной работы "Воспитание у детей младшего и среднего возраста первичных знаний по основам безопасного поведения в быту, социуме, природе средствами музыкального развития"

В презентации показана работа по воспитанию у детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимого минимума знаний и навыков по обеспечению собственной безопасности через разные виды музыкально...

Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.

Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...

«Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сообщение к семинару на тему: «Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Конспект Грамота "Аукцион знаний"

Тема: «Аукцион знаний»ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о звуках и буквах; учить осознанному чтению, умению пересказывать прочитанное; продолжать учить разгадывать ребусы; закрепить правописани...

Аукцион знаний по основам ОБЖ

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и накладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим осо...