Проект "Сибирский борд - мостик к здоровью"
методическая разработка
Актуальность и значимость темы заключается в том, что в методической разработке раскрывается проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных учреждений, в том числе с ОВЗ, коррекции имеющихся нарушений в речевом развитии, формирования потребности в здоровом образе жизни в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, при помощи увлекательного, эффективного и доступного тренажёра Сибирский борд. Этот тренажёр является аналогом итальянского, но изготовлен в России из экологически чистого материала специалистами компании «Сибрский борд» https://vk.com/public211842735?w=wall-211842735_433.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minibaeva_m.s._sibirskiy_bord_g._uray_-_kopiya.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Методическая разработка
«Сибирский борд – мостик к здоровью»
Образовательная область «Физическое развитие»
Возраст детей: 4-7 лет
Автор-составитель: Минибаева Марина Сергеевна, воспитатель
г. Урай, 2023г.
1. Пояснительная записка
Методическая разработка составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013)
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
Актуальность и значимость темы заключается в том, что в методической разработке раскрывается проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных учреждений, в том числе с ОВЗ, коррекции имеющихся нарушений в речевом развитии, формирования потребности в здоровом образе жизни в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, при помощи увлекательного, эффективного и доступного тренажёра Сибирский борд. Этот тренажёр является аналогом итальянского, но изготовлен в России из экологически чистого материала специалистами компании «Сибрский борд» https://vk.com/public211842735?w=wall-211842735_433.
Учитывая благотворное влияние всего нового на развитие двигательной памяти и стремление к творчеству каждого ребенка, разработаны игры и упражнения, в основе которых - создание комфортной развивающей среды для развития координации, мозжечковой стимуляции и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Педагог имеет возможность из представленной работы выбрать материалы, которые обеспечат успех конкретного обучающегося в конкретных условиях. Разработка содержит материал по развитию координационных, двигательных и интеллектуальных способностей дошкольников, посредством использования специального тренажера Сибирский борд.
Целевые ориентиры ФГОС ДО говорят о том, что у ребенка на этапе завершения дошкольного образования, должна быть развита крупная и мелкая моторика, подвижность, выносливость, ребёнок должен овладеть основными движениями, уметь контролировать и управлять ими. Применение данной методической разработки в педагогической практике способствует реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Методическая разработка составлена с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);
- принцип наглядности (облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов).
Мозжечковая стимуляция – это один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройства аутистического спектра), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержки психического развития), CДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность), а также при речевых нарушениях (непроговаривание слов, перестановка слогов, заикание, дизартрии), нарушениях координации движений и баланса.
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Методическая новинка заключается в том, что этот метод мы активно применяем в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) на специальных корректирующих занятиях. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!
Используя упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Преимущества метода в том, что с помощью забавных упражнений, для выполнения которых требуется балансировочная доска, дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение оценок, внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы педагогами дошкольного образования в сфере физического развития дошкольников и в формировании привычек здорового образа жизни у участников воспитательно - образовательного процесса, в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, могут быть представлены в виде консультаций для родителей (законных представителей) дошкольников, ведь они являются непосредственными участниками воспитательной деятельности. Участие родителей в жизни детей способствует укреплению детско-родительских отношений, развивает интерес и формирует в семье привычку к здоровому образу жизни, что, несомненно, благотворно влияет на гармоничное развитие ребенка.
Целевая группа: воспитанники 4-7 лет.
Цель методики – стимуляция работы мозжечка через комплекс специальных упражнений на тренажёре Сибирский борд, направленных на тренировку мозга правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, чтобы в результате улучшить навыки речи, концентрацию внимания и память.
Задачи:
- Развитие:
- моторно-зрительной координации,
- синхронизации двигательных и интеллектуальных способностей,
- концентрации внимания,
- правильного восприятия пространства,
- снижение двигательной расторможенности,
- повышение работоспособности,
- силы мышц, поддерживающих правильную осанку,
- чувства равновесия, координации движений,
- выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
- Обучение навыкам:
- слышать и выполнять инструкцию,
- доводить начатое дело до конца,
- запоминания названий и последовательности действий и др.
- Воспитание:
- интереса и потребности в физических упражнениях и играх,
- волевых качеств,
- уважительного отношения к взрослым и сверстникам,
- потребности в здоровом образе жизни и др.
2. Общая характеристика методики
Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанный тренажёр - Сибирский борд. Занятия проходят в игровой форме, дети с удовольствием включаются в игру и, выполняя различные упражнения на борде, не испытывают страха и отторжения предлагаемых заданий.
Суть занятий заключается в том, что ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, изогнута таким образом, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие; балансируя в положении стоя, он выполняет различные упражнения. Это не только полезно, но еще и очень весело!
Занятия проводятся под строгим контролем педагога, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся какими - то необычными и сложными, эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений, в комфортном для ребенка темпе.
Занятия на тренажёре помогут преодолеть гиперактивность, медлительность, невнимательность, пассивность и нежелание учиться. Способствуют формированию когнитивных навыков, уверенности в себе и социализации, укреплению мышечного корсета, вестибулярного аппарата, развитию фантазии.
Кроме того, занятия на Сибирском борде позволяют ускорить решение поставленных задач в коррекционно-развивающей работе воспитателя.
Оптимальная наполняемость групп для занятий – 5 человек. Занятия проводятся в очном формате. Основная форма проведения занятий – практикум.
Структура занятия:
- Вступительная часть;
- Разминка;
- Показ и объяснение нового материала;
- Проговаривание правил техники безопасности;
- Выполнение действий детей на бордах;
- Дыхательная гимнастика;
- Реалаксация.
Контроль успешности освоения воспитанниками упражнений на тренажёре «Сибирский борд» осуществляется форме текущего контроля с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения упражнений и стимулирования воспитанников. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения теоретического материала педагог обращается к воспитанникам с вопросами и короткими заданиями, в процессе выполнения физических упражнений педагог контролирует и оценивает выполнение упражнений.
Упражнения на балансирующей доске
Вариантов занятий с балансиром множество.
- Одно из самых первых умений - это вставать и уходить с балансира. Удержать равновесие, стоя на балансире, непросто для нетренированного вестибулярного аппарата.
- После освоения навыка стоять, добавляем движения телом. Стоя на балансире выполнять движения головой или наклоны корпусом. Что усложняет задачу - нужно не только поймать равновесие, но и поработать в нем. И здесь активно включается и мозг, и множество мышц. И положение стопы укрепляется тоже.
- Следующий уровень - это работа с лабиринтом. Задача попробовать устоять на ногах и управлять лабиринтом. Маленькие движения для управления шариком на этой доске отлично включают все тело. Установите лабиринт в саму доску. Для начала предложите ребенку попробовать найти баланс и попробовать закатить шарик в центр лабиринта ногами.
- Усложняем, добавляем занятия для рук. Для этого подключаем к игре небольшой мячик. Можно держать в руках сменные доски лабиринты, балансировать и пробовать провести шарик к финишу.
- Уровень «профессионал». Комбинируем физические упражнениям на баланс и координацию с заданиями для развития речи. Держим баланс на доске, берем сменный лабиринт в руки и, перемещая шарик, ОДНОВРЕМЕНННО работаем с логопедическим упражнениями.
- Тематическое планирование
Тематическое планирование для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
Октябрь | ||||
1 неделя | Знакомство с бордом «Здравствуй, я - Сибирский борд!» | 2 часа | Познакомить детей с бордом; научить заходить на борд и сходить с борда. Покачивание. | Сибирский борд |
2 неделя | «Давай играть!». | 2 часа | Познакомить детей с превращение борда в качель, мостик, кроватку, горку и т.д. | Сибирский борд |
3 неделя | «На зарядку становить!» | 2 часа | Учить использовать простые упражнения с движениями рук на борде. | Сибирский борд |
4 неделя | 1.Упражнение «Мишка»; 2. «Оторвали мишке лапу» | 2 часа | Координация слов с движениями. Заучивание стихотворения А.Борто «Оторвали мишке лапу» | Сибирский борд, карточки |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
ноябрь | ||||
1 неделя | 1.Упражнение «Лошадка»; 2. «Я люблю свою лошадку» | 2 часа | Координация слов с движениями. Заучивание стихотворения А.Борто «Я люблю свою лошадку» | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
2 неделя | «Ракета» (наружная сторона) «Ракета» (тыльная сторона) | 2 часа | Учить детей держать равновесие стоя на двух ногах на тыльной стороне борда с открытыми глазами, подняв руки над головой. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
3 неделя | «Самолет» (наружная сторона) «Самолет» (тыльная сторона) | 2 часа | Учить детей держать равновесие стоя на двух ногах на тыльной стороне борда с открытыми глазами, расставив руки в стороны. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
4 неделя | Упражнение «Шпагат» «Шпагат» + наклоны в сторону. | 2 часа | Учить детей сидеть на тыльной стороне борда в позиции «шпагат». Расстяжка. Учить основным движениям (наклоны в сторону) в позиции «шпагат» | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
декабрь | ||||
1 неделя | 1«Бездомный заяц» 2.«Кто быстрей» | 2 часа | развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге | Сибирский борд |
2 неделя | 1.«Прятки» 2.«Прокати мяч» | 2 часа | Учить детей действовать под музыку, бег с подскоками, прятаться за борд; Прокатывать мяч друг другу по борду (координация) | Сибирский борд, пластмассовый мяч |
3 неделя | «Запрыгни – спрыгни» | 2 часа | Учить детей правильно запрыгивать на борд и спрыгивать с него. Координация движений, удержание равновесия. | Сибирский борд |
4 неделя | «Черепаха» | 2 часа | Учить детей проползать под бордом , не задевая его. | Сибирский борд |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
январь | ||||
2 неделя | «Два мяча» | 2 часа | 1.Учить детей одновременно прокатывать два мяча и ловить двумя руками 2.Учить прокатывать два мяча попеременно. | Сибирский борд, мячи пластмассовые |
3 неделя | «Шли по лесу два ежа…» | 2 часа | Координация слов с движениями. развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений. | Сибирский борд, мячики ежики |
4 неделя | «Мой веселый звонкий мяч» | 2 часа | развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений. Заучивание стихотворения. | Сибирский борд, мячики ежики |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
февраль | ||||
1 неделя | «Качаемся-считаем» «Качелька» | 2 часа | Прямой счет до 5; учить попадать при счете в ритм качания; Чередовать со счетом тихо, шопотом. | Сибирский борд, числовые карточки «качаемся – считаем» |
2 неделя | «Считалка» | 2 часа | Прямой счет до 5; координация слов с движениями; умение держать равновесие | Сибирский борд, мягкий мяч, карточки «качаемся – считаем» |
3 неделя | «Обратная считалка» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать пластичность движений | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
4 неделя | «Шагомер» ( по доске и рядом с доской) «Идет бычок качается» | 2 часа | Счет количества шагов; Развитие крупной моторики; разучивание стихотворения А.Борто, координация слов с движениями. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
март | ||||
1 неделя | «Веселые шаги» «Шаги наоборот» | 2 часа | Пройти всю доску за 2 шага, 3 шага и 5 шагов. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
2 неделя | «Бешенная качелька» | 2 часа | Повороты головы влево - вправо на каждый счет, чередование голосом тихо – громко. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
3 неделя | «Полет ракеты» | 2 часа | Учить попадать при счете в ритм; говорить громко, четко; чередовать со счетом тихо, шопотом. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
4 неделя | «Прыг – скок» | 2 часа | Перепрыгивание через борд и считать, сколько раз перепрыгнул | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
апрель | ||||
1 неделя | «Заяц - коза» | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарного взаимодействия | Сибирский борд |
2 неделя | «Ухо – нос» (одной руой) | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарного взаимодействия | Сибирский борд, |
3 неделя | «Ухо – нос» (двумя руками) | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарного взаимодействия | Сибирский борд |
4 неделя | «Кулак – ребро- ладонь) | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарного взаимодействия | Сибирский борд |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
май | ||||
2 неделя | «Неваляшка» «Ванька – встанька» | 2 часа | Развитие усидчивости; концентрация внимания | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
3 неделя | «Прыжок лягушки» | 2 часа | Развитие чувства равновесия и укрепление мышц ног | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
4 неделя | «Парусник» «Воздушный шар» | 2 часа | Укрепление мышц спины и пресса, ног, работа в паре; учить доверять друг другу | Сибирский борд, Карточки «Сибирский борд мемо» |
Тематическое планирование для детей 5-6 лет
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
октябрь | ||||
1 неделя | «Король» «Фламинго» | 2 часа | Развивать чувство равновесия; увеличить силу рук, ног и мышц спины. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
2 неделя | «Лебедушка» «Радуга» | 2 часа | Развивать чувство равновесия, укрепление мышц спины; координация слов с движениями. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
3 неделя | «Ветряная мельница» «Самолетик» | 2 часа | Развитие координации между левой и правой сторонами тела, развивать правильную осанку. | Сибирский борд, Карточки «Сибирский борд мемо» |
4 неделя | «Качели» «Лодочка» | 2 часа | Научить работать в паре, развивать чувство равновесия, укреплять мышцы пресса и спины. | Сибирский борд, Карточки «Сибирский борд мемо» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
ноябрь | ||||
1 неделя | «Бабочка» «Мышка» | 2 часа | Научить детей определять какие мышцы напряжены, и как их расслаблять; развивать координацию | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
2 неделя | «Прыг- скок» «Супергерой» | 2 часа | Развивать выносливость и силу мышц ног в целом и особенно зоны щиколоток; укреплять мышцы рук; ритмичные движения | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
3 неделя | «Одинокая лодочка» | 2 часа | Укреплять мышцы пресса и спины, развитие красивой осанки. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
4 неделя | «Двойная звездочка» «Танцор» | 2 часа | Держать равновесие; развивать навык ориентации в пространстве. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
декабрь | ||||
1 неделя | «Змейка» «Собачка» | 2 часа | Укрепление мышц спины, равновесии, координацию слов с движениями; | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
2 неделя | «Кенгуру» «Яркая звездочка» | 2 часа | Держать равновесие и шевелить пальцами одновременно с другими движениями (навык помогает детям научиться писать). | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
3 неделя | «Крабик» «Сон» | 2 часа | Научить лучше чувствовать свое тело; научить расслаблять свое тело. | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
4 неделя | Упражнение «Шпагат» «Шпагат» + наклоны в сторону. | 2 часа | Учить детей сидеть на тыльной стороне борда в позиции «шпагат». Расстяжка. Учить основным движениям (наклоны в сторону) в позиции «шпагат» | Сибирский борд, карточки «Сибирский борд мемо» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
январь | ||||
1 неделя | «Кинезио игры»из цикла «повтори за мной» | 2 часа | Активизировать работу полушарий мозга; натренировать внимание; пространственные представления и реакции. | Сибирский борд, карточки «Повтори за мной» |
2 неделя | «Кинезио игры»из цикла «повтори за мной» | 2 часа | Активизировать работу полушарий мозга; натренировать внимание; пространственные представления и реакции. | Сибирский борд, Карточки «Повтори за мной» |
3 неделя | «Кинезио игры»из цикла «повтори за мной» | 2 часа | Активизировать работу полушарий мозга; натренировать внимание; пространственные представления и реакции. | Сибирский борд, Карточки «Повтори за мной» |
4 неделя | «Кинезио игры»из цикла «повтори за мной» | 2 часа | Активизировать работу полушарий мозга; натренировать внимание; пространственные представления и реакции. | Сибирский борд, Карточки «Повтори за мной» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
февраль | ||||
1 неделя | «Ёжики и мышки» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности. | Сибирский борд, карточки; мячики - ежики |
2 неделя | «Мячики» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности. | Сибирский борд, карточки; мячики - ежики |
3 неделя | «Колючий еж» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности. | Сибирский борд, карточки; мячики - ежики |
4 неделя | «Этот шарик не простой…» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности. | Сибирский борд, карточки; мячики - ежики. |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
март | ||||
1 неделя | «Грибочки» | 2 часа | Развитие координации и равновесия, развитие внимания, умения сочетать свои действия с действиями партнера. | Сибирский борд, карточки, клавесы |
2 неделя | «День рождения» | 2 часа | Развития чувства ритма, слуха и координации движений | Сибирский борд, карточки, клавесы |
3 неделя | «Золотой петушок» | 2 часа | Развитие координации и равновесия, развитие чувства ритма, памяти, выразительности и эмоциональности речи | Сибирский борд, карточки, клавесы |
4 неделя | «Озорная машина» | 2 часа | Развитие внимания, мышления, координации и равновесия. | Сибирский борд, карточки, клавесы |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
апрель | ||||
1 неделя | Цикл «Качаемся – считаем». «Волшебный сон» | 2 часа | Расслабление и мышц, учить угадывать цифры | Сибирский борд, карточки |
2 неделя | Цикл «Качаемся – считаем». «Лодочка» | 2 часа | Развитие межполушарного взаимодействия | Сибирский борд, карточки |
3 неделя | Цикл «Качаемся – считаем». «Игра в мяч» | 2 часа | Учить считать в прямо м и обратном счете, перекидывая мяч и раскачиваясь на борде. | Сибирский борд, Карточки, мяч |
4 неделя | Цикл «Качаемся – считаем». «Отдаем честь» | 2 часа | Развитие межполушарного взаимодействия, координация движений. | Сибирский борд, карточки |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
май | ||||
1 неделя | «Кубики» «Кубики наоборот» | 2 часа | Учить измерять ширину борда кубиками на тыльной стороне и наружной стороне борда. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем», кубики» |
2 неделя | «Сложные кубики» | 2 часа | Построить замок на доске борда. | Сибирский борд, карточки«качаемся – считаем» , кубики |
3 неделя | «Лошадка» | 2 часа | Координация слов с движениями, счет в пределах1 0 | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
4 неделя | «Ухо – нос» | 2 часа | Развитие межполушарного взаимодействия. | Сибирский борд, карточки «качаемся – считаем» |
Тематическое планирование для детей 6-7 лет
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
октябрь | ||||
1 неделя | «Смешной рак» «Машина» | 2 часа | Развивать чувства ритма, внимания и детской активности; развивать координацию и равновесия; мышление | Сибирский борд, карточки, клавесы |
2 неделя | «Домовой» «Помощники» | 2 часа | Развивать чувства ритма, слуха и координации движений | Сибирский борд, карточки, клавесы |
3 неделя | «Инструменты» | 2 часа | Развивать чувства ритма, памяти, выразительности и эмоциональности речи | Сибирский борд, карточки, клавесы |
4 неделя | «пойдем гулять» | 2 часа | Развивать чувства ритма, памяти, выразительности и эмоциональности речи | Сибирский борд, карточки, клавесы |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
ноябрь | ||||
1 неделя | «Орех» «Белкины орешки» | 2 часа | Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении | Сибирский борд, карточки, массажные мячики - ежики |
2 неделя | «Колкие иголки» «Могучий кедр» | 2 часа | Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении | Сибирский борд, карточки, массажные мячики - ежики |
3 неделя | «Испечем мы каравай» «Игра с ежиком» | 2 часа | формировать навыки выразительности, пластичности в движении; развивать мелкую моторику | Сибирский борд, карточки, массажные мячики - ежики |
4 неделя | «Развлечение с мячиками» | 2 часа | формировать навыки выразительности, пластичности в движении; развивать мелкую моторику | Сибирский борд, карточки, массажные мячики - ежики |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
декабрь | ||||
1 неделя | Цикл «Качаемся – считаем» «Соседи» | 2 часа | Координация слов с движениями; развивать пластичность движений | Сибирский борд, карточки |
2 неделя | Цикл «Качаемся – считаем» «Тук – тук» | 2 часа | Развивать пластичность движений; фонематический слух | Сибирский борд, карточки |
3 неделя | Цикл «Качаемся – считаем» «Карточки» | 2 часа | Развивать пластичность движений; зрительное внимание, счет в пределах 10 | Сибирский борд, Карточки, мяч |
4 неделя | Цикл «Качаемся – считаем» «Вслух – про себя» | 2 часа | Учить детей раскачиваться и при этом называть числа по порядку так: одно вслух, другое про себя | Сибирский борд, карточки |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
январь | ||||
2 неделя | «Прокати мяч» «Прокати два мяча» | 2 часа | Прокатывать мяч друг другу по борду (координация) | Сибирский борд, карточки, мячи |
3 неделя | 1«Бездомный заяц» 2.«Кто быстрей» | 2 часа | развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге | Сибирский борд, карточки |
4 неделя | «Два мяча» | 2 часа | 1.Учить детей одновременно прокатывать два мяча и ловить двумя руками 2.Учить прокатывать два мяча попеременно, при этом четко проговаривать слова | Сибирский борд, Карточки, мячи |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
февраль | ||||
1 неделя | «Ухо – нос» | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарного взаимодействия | Сибирский борд, карточки кинезио |
2 неделя | «Назойливая муха» | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации; развитие умственных способностей, памяти | Сибирский борд, карточки кинезио |
3 неделя | «Змейка» | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и межполушарных связей | Сибирский борд, карточки кинезио, мяч |
4 неделя | «Гусь – коза» | 2 часа | Кинезиологические упражнения на борде; развитие координации и синхронизация работы полушарий | Сибирский борд, карточки кинезио |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
март | ||||
1 неделя | «Знакомство с нейротренажером «Кольцо» | 2 часа | Развитие вестибулярного аппарата (способствует формированию речи, навыков письма), повысить концентрацию и внимание | Сибирский борд, нейротренажер «Кольцо» |
2 неделя | Игра №1 «Кольцо» Игра №2 «Кольцо» | 2 часа | Развитие вестибулярного аппарата (способствует формированию речи, навыков письма), повысить концентрацию и внимание | Сибирский борд, нейротренажер «Кольцо» |
3 неделя | Игра №3 «Кольцо» Игра №4 «Кольцо» | 2 часа | Развитие вестибулярного аппарата (способствует формированию речи, навыков письма), повысить концентрацию и внимание | Сибирский борд, нейротренажер «Кольцо» |
4 неделя | Игра №5 «Кольцо» Игра №6 «Кольцо» | 2 часа | Развитие вестибулярного аппарата (способствует формированию речи, навыков письма), повысить концентрацию и внимание | Сибирский борд, нейротренажер «Кольцо» |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
апрель | ||||
1 неделя | Знакомство с нейротренажером «Умная восьмёрка» для ладошек Игра №1 «Умная восьмерка» для ладошек | 2 часа | Выровнить эмоциональное напряжение; развивать межполушарное взаимодействие; укрепить мышцы глаз | Сибирский борд, нейротренажер «Восьмерка» для ладошек |
2 неделя | Игра №2 «Умная восьмерка» для ладошек Игра №3 «Умная восьмёрка» для ладошек | 2 часа | Выровнить эмоциональное напряжение; развивать межполушарное взаимодействие; укрепить мышцы глаз | Сибирский борд, нейротренажер «Восьмерка» для ладошек |
3 неделя | Игра №4 « Умная восьмерка» для ладошек Игра №5 «Умная восьмерка» для ладошек | 2 часа | Выровнить эмоциональное напряжение; развивать межполушарное взаимодействие; укрепить мышцы глаз | Сибирский борд, нейротренажер «Восьмерка» для ладошек |
4 неделя | Игра №6 «Умная восьмерка» Игра №7 «Умная восьмерка» для ладошек | 2 часа | Выровнить эмоциональное напряжение; развивать межполушарное взаимодействие; укрепить мышцы глаз | Сибирский борд, нейротренажер «Восьмерка» для ладошек |
Месяц | Тема | Кол-во часов | Цель | Оборудование |
май | ||||
1 неделя | Знакомство с лабиринтом для рук «Восьмерка» | 2 часа | Развитие координации; зрительные и моторные реакции; эмоциональную устойчивость; развитие способности к запоминанию информации | Сибирский борд, «Восьмерка» - лабиринт для рук |
2 неделя | Игра №1 Лабиринт «Восьмерка» Игра №2 Лабиринт «Восьмерка» | 2 часа | Развитие координации; зрительные и моторные реакции; эмоциональную устойчивость; развитие способности к запоминанию информации | Сибирский борд, «Восьмерка» - лабиринт для рук |
3 неделя | Игра №3 Лабиринт «Восьмерка» Игра №4 Лабиринт «Восьмерка» | 2 часа | Развитие координации; зрительные и моторные реакции; эмоциональную устойчивость; развитие способности к запоминанию информации | Сибирский борд, «Восьмерка» - лабиринт для рук |
- Материально-техническое обеспечение
Примерный перечень материалов и оборудования для занятий на каждого ребёнка:
1. Сибирские борды;
2. Большие мячи;
3. Мячики – ежики;
4. Мягкий мяч;
5. Пластмассовые мячи;
6. Клавесы;
7. Кубики;
8. Лабиринты.
Наглядный материал (Приложение 1):
1. Набор карточек Сибирский борд «Мемо»;
2. Набор карточек для активизации счета в пределах 10 «Качаемся – считаем»;
3. Набор карточек «Повтори за мной»;
4. Набор карточек «Кинезио».
Заключение
Физическое воспитание дошкольников, проживающих на территории районов, приравненных к условиям Крайнего Севера, сегодня требует глубоких знаний и творчества от воспитателей и педагогов. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладываются основы всестороннего развития физических способностей, поэтому, основой всестороннего развития ребенка первых лет жизни является физическое воспитание.
Организованные занятия физкультурой с использованием Сибирского борда, а также свободное движение, улучшают деятельность кровеносной, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Занятия повышают сопротивляемость ребенка к болезням и мобилизуют защитные силы организма. Чем разнообразнее движения осваивает ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полнее реализуется его развитие. Поэтому если этот период пропустить, в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем будет крайне сложно наверстать упущенное, устранить допущенные ошибки.
Практика показала, что Сибирский борд помогает развить баланс, вестибулярный аппарат и чувство равновесия, владеть своим телом, ориентироваться в пространстве. Помимо этого, занятия дают хорошую физическую нагрузку на детский организм, поскольку во время упражнений задействованы разные комплексы мышц. Регулярные упражнения формируют ровную осанку, повышают ловкость, способствуют хорошей растяжке, укрепляют мышечный корсет. Чувство баланса и умение держать равновесие очень важно для развития крупной моторики ребёнка. В свою очередь крупная моторика тесно связана с речью малыша.
Таким образом, описанная нами и апробированная методика «Сибирский борд», направленная на развитие координации движений у детей дошкольного возраста, оказывает положительное воздействие на организм ребёнка, развивая компоненты координационных способностей, благотворно влияет на развитие речи детей с ТНР, помогает детям расти крепкими, здоровыми и счастливыми, а также формирует понятие здорового образа жизни, стойкость и выносливость организма, что особенно важно в условиях приравненных к районам Крайнего Севера. https://vk.com/public211842735?w=wall-211842735_528
Литература
- Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей, воспитывающих детей с речевыми проблемами - СПб: "Издательство "Диля", 2009. - 144 с.
- Галант И.Г. «Палочки – стукалочки и веселые пальчики».
- Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые мероприятия/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Дошкольное образование. Словарь терминов словарь/ Сост. Виноградова Н.А. и др. –М.: Айрис-пресс, 2005.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ пособие для воспитателей. Под ред. З.И. Бересневой. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития /М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Учебное пособие для воспитателей/ М.Н. Кузнецова. –М.: Айрис-пресс, 2008.
- Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении. Теория и практика физической культуры. -1994.-№7.-С.8-11.
- Learning breakthrough programs. Мозжечковая стимуляция. Серия упражнений и перечень оборудования. https://www. /watch? v=QzRkL2Wtz-Y
- Набор карточек для активизации счета в пределах 10. «Качаемся – считая». Разработано ТРИЗ педагогом Натальей Фадеенко.
- Нейропсихологическая игра «Повтори за мной» 64 карты правила.
- Набор карточек «Сибирский борд» «Мемо».
- Набор карточек Нейрогимнастика «Веселая зарядка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Развитие двигательной активности младших дошкольников через использование Сибирских бордов и нестандартного физкультурного оборудования"
Почему именно Сибирский борд? Что это такое, и каково его назначение?...
Бизи-борд
Развивающая игра для детей бизи-борд...
Инновационное нестандартное оборудование "сибирские борды" на занятия по физической культуре
Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус. ...
Нейропсихологическая игра "Борд + карточки"
Нейропсихологическая игра...
Конспект культурной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Новые открытия» ( с использованием сибирского борда)
Цель: развивать любознательность, инициативу в ходе знакомства с новым оборудованием....
Конспект логопедического занятия в микрогруппе по автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ш] с использованием метода мозжечковой стимуляции на тренажере Сибирский борд на тему: "Зимние забавы. Сноубордисты."
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш в слогах, словах и предложениях. Расширение и активизация словаря по теме: "Зимние забавы"...
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья «Сибирский борд» Возраст детей: 4-7 лет
Программа предназначена для детей с ОВЗ (ТНР).Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройс...