МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Развитие двигательной активности младших дошкольников через использование Сибирских бордов и нестандартного физкультурного оборудования"
методическая разработка

Шевцова Ольга Ивановна

Почему именно Сибирский борд? Что это такое, и каково его назначение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_sh.o.i.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

Методические рекомендации

Развитие двигательной активности
младших дошкольников через использование
Сибирских бордов
и нестандартного физкультурного оборудования

                                                   Автор: Шевцова Ольга Ивановна

                                                   воспитатель МБДОУ д/с №5 «Сказка»

г. Рассказово - 2021 г.

Пояснительная записка

        Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!».

        В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. Приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма.

        Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья дошкольников, к ослаблению иммунозащитных сил организма.

        В результате «двигательного дефицита»:

 увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;

 снижается сила и работоспособность мускулатуры;

 нарушаются функции организма.

        Кроме того, на организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые так же приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

        Нельзя забывать, что дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

        Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. А в большей степени заинтересовать и увлечь ими помогает нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале и группе, если есть желание и немного фантазии. Выполнение упражнений с ним оказывает значительное влияние на развитие у дошкольников двигательных качеств и способностей.

А так как, данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях развития детей (физическое развитие, математическое, речевое, творческое и т.д.).

        Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

        Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно.

        Мною нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности: как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.

           Почему именно Сибирский борд? Что это такое, и каково его назначение? Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.

           Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.

           Занятия с Сибирским бордом проходят в игровой форме. Ребята с удовольствием включаются в игру, выполняя различные упражнения на борде.

           Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, изогнута таким образом, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие, вследствие чего, упражнения на борде способствуют: развитию координации, укреплению опорно - двигательного аппарата, улучшению осанки и развитию гибкости и ловкости.

Оборудование изготовлено из экологически-чистого материала – алтайской березы несколько лет назад и за это время нашло широкое применение и необычайно хорошие отзывы, как у детей, так и у взрослых.

         Данные методические рекомендации призваны оказать помощь воспитателям детских садов и школ, а так же педагогам дополнительного образования в развитии физических и интеллектуальных способностей детей.

          Убедившись на практике в снижении интереса детей к двигательной активности, поставлены следующие цели и задачи:

Цель: Оказать помощь педагогам в привитие интереса у детей дошкольного возраста к двигательной активности через использование сибирского борда и нетрадиционного оборудования.

Задачи:

1. Способствовать укреплению и охране здоровья детей.

2. Содействовать созданию условий для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений.

3. Побуждать участие детей в совместных играх и физических упражнениях.

4. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций 

        Изучив, представляю систему игровых занятий по развитию двигательной активности младших дошкольников через использование сибирских бордов и нестандартного физкультурного оборудования на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий, педагоги заинтересуются в использовании данных методов и приемов и будут применять их в своей работе. Применение предлагаемой методики будет способствовать повышению мотивации дошкольников к физическому развитию. Ведь Сибирский борд – это уникальное оборудование для детского сада: он создает особую развивающую среду и не только укрепляет здоровье, но и помогает в решении логопедических, сенсорных, речевых задач, дает хорошую работу мозжечка и вестибулярного аппарата, что является залогом качества нашей жизни и активной работы мозга.

Игры с использованием Сибирского борда и нестандартного оборудования

Игра с воздушными шарами, наполненными горохом, рисом и крупой. (Дети выполняют движения по тексту, раскачиваясь на бордах)

Наши шарики берем

И трясем, трясем, трясем.

Ведь каждый шарик непростой

С горохом, рисом и крупой.

Поднимайте шарик свой

Высоко над головой.

На носик можно положить

Но только, чур не уронить!

Шар перед собой кладем

И вокруг идем, идем.

И, даже можно проскакать,

Но только, чур не задевать!

Игра «Строители» (Используем вёдра)

Посреди двора – гора

На горе идет игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок

Чистый, желтый и сырой

Хочешь рой, а хочешь строй.

Хочешь куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята!

Не забудьте взять лопаты!

- А мы принесли ведра!

- Тогда будем работать как подъемный кран.

Поднимаем раствор на пятый этаж. (Руки с ведрами в стороны)

На десятый этаж! (Руки с ведрами вверх)

На первый этаж! (Руки с ведрами вниз)

Загружаем вновь раствор! (Раскачивают ведрами вперед-назад)

Игра «Водители»

(Дети, раскачиваясь на бордах, крутят баранку (поп-тубы, соединенные в кольцо). Затем просовывают в кольцо из поп-туб обе руки, соединяют в замок руки и перекатывают кольцо от плеча и до плеча)

Мы едем, едем, едем

В далекие края!

Хорошие соседи,

Счастливые друзья!

Игра «Радужные камешки»

(Дети, раскачиваясь на бордах, перекладывают из руки в руку радужные камешки.)

На свете много есть чудес,

Но обойди весь свет

Такого чуда, как у нас,

На целом свете нет!

Радужные камешки,

Радужные камешки

В руки мы берем.

И любимым камешкам

И любимым камешкам

Песенку поем.

Игра «Массажные комочки»

(Дети, балансируя на бордах, катают вперед-назад и по кругу массажные мячи.)

Я в руках его катаю.

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу.

Вправо—влево, как хочу.

Игра «По колючей по дорожке»

(Дети стоят на массажных ковриках, положенных на борды и, раскачиваясь, катают между руками грецкий орех.)

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется да колется.

А я ежику – ежу,

Ту тропинку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

Игра «Газетный ком» (Дети раскачиваются на бордах, расположенных по кругу. Один ребенок с газетным комом в руках. Выполняют движения по тексту. На слова: раз, два, три, четыре, пять передают ком по кругу. У кого ком оказался в руках на слово «танцевать», сходит с борда и под аплодисменты детей танцует.)

Газетный ком мы все катаем

До пяти мы все считаем

Раз, два, три, четыре, пять!

Тебе танец танцевать!

Игра «Ловкие пальчики»

(Дети, раскачиваясь на бордах, рвут газету на узкие полоски)

Игра «Будь внимателен»        

(Дети, раскачиваясь на бордах выполняют команды: «сугроб», «сосулька», «снежинка», «елка» и т. д.)

Игра «Змейка» (Дети раскачиваются на бордах. Выполняя движения по тексту с мишурой)

Мишуру возьму я в руку,

И по борду проведу.

Словно змейку я рисую

И догнать ее хочу.

Тут помчалась змейка

Влево-вправо, влево-вправо.

Так и гонится за мной.

И теперь другой рукой

Влево-вправо, влево-вправо.

Обвила тут змейка борд.

Здравствуй, здравствуй Новый год!

Игра «Новый год» (Дети, раскачиваясь на бордах, выполняют движения по тексту с ускорением)

Мы повесим шарики,

А потом фонарики.

А потом еще дождинки,

Не забудем про снежинки!

Рыбки золоченые,

Огоньки веселые.

Набросаем мишуру,

Продолжаем мы игру.

Игра «Ходит шляпа не спеша» 

(Дети, раскачиваясь на бордах, стоящих по кругу, передают под музыку шляпу друг другу. Музыка останавливается, тот у кого шляпка, примеряет ее, мяукает и показывает движения, а дети повторяют их).

Не спеша, на задних лапах

По квартире ходит шляпа.

Это – кот, усатый кот

В шляпе папиной живет!

Игра «Апельсин»

(Дети, раскачиваясь на бордах, передают апельсин вокруг себя из руки в руку).

Ярко-рыжий апельсин,

Милый, круглый мячик!

Я тебя верчу-кручу

Скушать я тебя хочу!

Игра «Покатаем апельсин»

(Дети стоят по одному с каждой стороны борда и одновременно с двух сторон катят друг другу апельсин).

Игра «Не урони»

(Дети балансируют с мешочками на головах, держа руки в стороны).

Игра «Высоко-низко»

(Дети балансируя, поднимаю мешочек правой рукой над головой, перекладывают в левую и опускают вниз).

Игра «Аист»

Аист, аист длинноногий (балансируя, хлопают)

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой, (выполняют движения по тексту)

Теперь левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Снова правою ногой,

После левою ногой

И тогда придешь домой! (хлопают)

Игра «Чайки»

(Дети лежат на животе на перевернутых бордах, выполняя движения пловца)

Над волнами чайки кружат.

Поплывем за ними дружно

Поплывем мы все по морю,

Подивимся на просторе!

Игра «Ракета»

(Дети, раскачиваясь на бордах, выполняют движения по тексту).

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете!

Руки вверх! Держись, держись!

И ракета взмыла ввысь!

Игра «Блины»

(Дети, балансируя на бордах, перебирают пальцами по краю блина из фетра с тактильной начинкой).

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины!

Вы, блиночки, мои!

Игра «По волнам»

(Дети садятся на борд, как в лодочку, и держась рукой за край раскачиваясь плывут).

По морям, по волнам.

Нынче здесь, завтра там!

По волнам, волнам, волнам

Нынче здесь, завтра там!

Игра «Три поросенка»

(Выбираем волка и поросенка, которые ведут диалог. Действия с соломой выполняем султанчиками).

На лесной полянке вольно

Братья жизнь вели спокойно.

Братья были поросята,

Озорные все ребята!

И сказал Наф-Наф однажды:

- Дом построить должен каждый!

Смастерил Ниф-Ниф умело

Из соломы домик первый.

Мы солому все берем

К борду смело, мы идем.

В домик мы пролезем ловко

И укроемся надежно.

Волк на домик дунул разом,

Не моргнув при этом глазом.

Разбежалась детвора!

Разбежалась кто куда!

Всем на свете нужен дом.

Людям и зверятам.

Всем на свете нужен дом.

Даже, даже, даже поросятам!

Хрю-хрю-хрю!

Игра «Мышата»

(Дети иду по бордам положенным друг за другом в ряд, выполняя движения по тексту).

Посмотрите-ка, ребята!

В гости к нам пришли мышата.

Раз – мышонок – озорник

Он по травке прыг да прыг.

Два – мышонок очень смирный.

У него характер мирный.

Три мышонок любит спать.

Он с подушкой шел гулять.

Игра «В норку»

(Дети стоят на перевернутых бордах. На слова: Разбежались мыши вон, прячутся под борд).

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон!

Разбежались мыши вон.

Игра «Идет бычок качается»

(Ходьба по перевернутым бордам).

Идет бычок качается.

Вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Игра «Перетащи мешочки»

(Дети сидят на перевернутых бордах. По команде: Раз, два, три, начни! Перетаскивают ногами мешочки в корзину).

Игра «Туннель»

(Дети пролезают в туннель, сделанную из перевернутых бордов).

Заключение

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка, в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Список литературы:

- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
- Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей. — М, 1989г.
- Воспитание детей раннего возраста / Э.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л Н Галигузова и др. -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996 г.
- Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие программе «Кроха» / под ред. Г.Г. Григорьевой. — Н.Новгород. 1997 г.
- Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников от...

Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников»

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...

Повышение двигательной активности старших дошкольников посредством использования подвижных игр

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств. При проведении...

"Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"

Опыт работы по теме "Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"...

Развитие двигательной активности детей дошкольников через нетрадиционные формы и методы обучения

laquo;Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым».Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществ...

Статья «Значение спортивного оборудования для развития двигательной активности младших дошкольников»

В статье говорится о правильном подборе и рациональном использовании физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре и для развития двигательной активности в свободной и орган...

Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду  для развития у детей двигательной активности....


 

Комментарии

Юмашева Антонина Михайловна

Ольга Ивановна, спасибо за актуальный материал. Идея использования Сибирских бордов очень интересна, видно на фото, как детям нравиться заниматься на них. Действительно, чем раньше и большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире и полноценнее осуществляется его развитие.

Шевцова Ольга Ивановна

Уважаемая Антонина Михайловна, я рада, что в занятиях на бордах Вы увидели пользу для физического развития детей и нашли это оборудование актуальным для применения.