план самообразования " Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников"
материал (средняя группа)

Балабанова Мария Геннадьевна

разработан для  взаимодействия родителей,детей и детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samobr-ya_formirovanie_navykov_zozh_u_doshkolnikov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Воспитатель: Балабанова М.Г.

Октябрь2023г

"Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности - в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него

Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

6. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.

3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.

8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Я буду проводить работу в течение года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Взаимодействие со специалистами.

3. Работа с родителями.

4. Взаимодействие с руководством ДОУ.

Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.

Будут использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика во время НОД; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы(на малоподвижных занятиях); спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Работа с детьми будут проводится по следующим направлениям:

1. Развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища»«Строение тела»«Какими бывают люди?»«Почему ты растешь?»«Зачем нужна еда?»«Что охраняет наш глаз?»«Зачем нам нужен нос?»«Мои верные помощники».

2. Дидактические игры: «Что такое дружба?»«Услышь меня»«Покажи части тела»«Разложи по порядку»«Витаминные домики»«Вода - наша помощница»«Вода — это хорошо или плохо?»  «От грядки до обеденного стола».

3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов.

4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение луково–чесночной терапии.

Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года медицинский работник совместно с воспитателями будет следить за состоянием здоровья детей, будет приглашен на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, будут проводиться беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также будет разъяснять важность и пользу здорового образа жизни.

Работа с родителями будет осуществляться с помощью:

1. индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

2. вывешивание информации в родительском уголке.

3. совместные детско–родительские праздники и досуги.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

В ходе изучения темы самообразованиябудет проанализирована методическая литература:

1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков

3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М.: Просвещение, 1987. – 140с.

4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.

5. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке:

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

8. С. А Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка.

9. Идем гулять. Игры на свежем воздухе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

"Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам" ( восточная мудрость.) Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохра...

План самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

В настоящее время все больше и больше внимания уделяется здоровью. Отчего же зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % о...

План по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на проезжей части через ознакомление с правилами дорожного движения»

Составила: воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад №239»«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на проезжей части через ознакомление с правилами дорожног...

План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения

  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...

План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

План по самообразованию "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС...