"Сенсорная комната", консультация для педагогов
консультация

Маркина Алена Владимировна

Представлено оборудование для сенсорной комнаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_komnata.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сенсорная комната в детском саду 

Сенсорная комната — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и   познавательного развития. Это организованная   особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы. 

Сенсорная комната в ДОУ: 

1. Помогает   в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает   общую и мелкую моторику, улучшает   координацию движений. 

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояниеснижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение) 

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект. 

4. Расширяет   кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;     

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи. 

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Умело   воспользовавшись средой сенсорной комнаты, можно скорректировать все эти недостатки, а также поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития. 

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. 

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты   напоминает   о том, что кроме стрессов существуют еще и   маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты   формирует опыт стрессоустойчивого   поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора. 

В этой необычной комнате дети узнают, что привычный для них мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно спрятаться в водопад («сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая   лампа, лампа «Аквариум»), плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная   поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным   множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». 

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться. 

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты. 

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым   и с оборудованием при приглушенном   свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.   

Среда светлой сенсорной комнаты используется как   зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, дидактическая черепаха, песочница, стол для игр с водой, магнитная доска и многое другое. 

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно   оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений. 

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов   занятия   в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки. 

Необходимым пособием и оборудованием для сенсорной комнаты являются:

1.Чулок Совы – классический инструмент для сенсорной интеграции, развивающих и коррекционных занятий, сенсорно-динамических тренировок. Представляет собой круглый мешок из эластичной ткани. Входное отверстие находится в его верхней трети. Чулок Совы предназначен для усиления проприоцептивной и тактильной чувствительности, тренировки преодоления препятствий, улучшения пространственного ориентирования, ускорения формирования схемы тела, уменьшения тактильной гиперчувствительности, вовлечения ребенка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия.

Применяется на занятиях по сенсорной интеграции и нейрокоррекции при гиперактивности, гипер- и гипотонусе, дефиците внимания, ДЦП, расстройствах аутистического спектра и иных формах отклоняющегося развития. Чулок Совы также может быть использован как спортивный снаряд для развивающих и спортивных игр. Чулок Совы могут быть использованы для занятий как детьми, так и взрослыми.

Рекомендуемые игры и упражнения с Чулком Совы

Угадай, кто я?

Находясь в Чулке Совы, изобразите что-либо и попросите ребенка угадать, что это. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребёнка принять определённую позу, изображающую геометрические фигуры (треугольник, квадрат, ромб), животное и т.д.

Наперегонки

Устройте перекаты или ползанье в мешках на скорость.
Наденьте мешок так, чтобы голова оказалась снаружи, предложите ребёнку игру в «догонялки» или бег в мешках наперегонки.
Предложите ребёнку, находясь в мешке, проползти как «гусеница».

Полоса препятствий

Создайте полосу препятствий, например, используя мягкие модули, и предложите ребёнку пройти её, находясь в мешке Совы.

На ощупь

Попросите ребёнка, находящегося в Чулке, ощупать (через ткань) и назвать какой-либо предмет.
Поместите в мешок игрушки или предметы и предложите ребёнку на ощупь определить содержимое.

Ночные тени

Поиграйте с тенью. Предложите ребёнку надеть Чулок. Направьте свет фонарика на стену, выключите свет. Попросите ребёнка изобразить что-нибудь и посмотреть на свою тень. Поменяйтесь местами. Изобразите что-нибудь, находясь в мешке, и попросите ребёнка рассказать, что он видит на стене.

Два в одном

Предложите ребёнку залезть в мешок вместе с вами. Вместе выполните ряд шагов, упражнения и т.д.
Разместитесь в Чулке с ребёнком и вместе послушайте музыку или побудьте в тишине.

2.Одеяло Совы

Как у мамы в объятиях

УДИВИТЕЛЬНОЕ ОДЕЯЛО ДЛЯ САМЫХ ЛЮБИМЫХ

Вспомните давно забытые ощущения, когда вас – маленького ребенка – с нежной улыбкой крепко обнимала тёплая мама. Именно так чувствует себя человек, укрывшийся утяжеленным одеялом. Все тревоги и заботы позади, вас убаюкивает сладкая дрёма. Ещё миг, и вы проваливаетесь в крепкий сон до самого утра. На детей Одеяло действует ещё быстрее.

Одеяло Совы работает как сенсорный тренажёр: увеличивает поступление в мозг информации от рецепторов прикосновения и давления, которые находятся от на поверхности и внутри нашего тела. Иными словами, оно улучшает связь между двумя важными типами рецепторов и мозгом. (Медики говорят — усиливает проприоцептивную обратную связь.)

  • Утяжеленное одеяло эффективно при широком круге проблем, связанных с нарушением сна.  Как правило, они (проблемы со сном) вызваны нарушением взаимодействия между мозгом и телом.
  • Наша психика тесно связана с телом. Если мозг не получает от рецепторов информации о том, где сейчас находится тело и чем оно занято, это приводит к перевозбуждению, неврозам, нарушению сна, тревожным и другим расстройствам.
  • Восстановление надежного «канала связи» между телом и мозгом ведёт к быстрым положительным изменениям.

утяжелённое одеяло с наполнителем из гречневой лузги – это многофункциональный тренажер для детей и взрослых, обладающий выраженным терапевтическим и релаксационным эффектом. Одеяло разделено на прошитые секции, каждая из которых заполнена лузгой гречихи. Она утяжеляет изделие, придает ему необходимый вес.

Принцип действия утяжелённого одеяла

Равномерное деликатное давление «напоминает» нам о материнских объятиях и оказывает расслабляющее действие на нервную систему. Когда на тело оказывается приятное давление, мы чувствуем защищенность границ своего тела, успокаиваемся, перестаем тревожиться.

Утяжеленное одеяло – это удобный способ ощутить успокаивающее давление, а лузга гречихи – экологичный и безопасный наполнитель, придающий изделию необходимый вес. Такое одеяло помогает расслабиться после нервного стресса и тяжелого дня, отвлечься от плохих мыслей, снять моторное возбуждение, повысить качество сна.

Преимущество тяжелого одеяла – в его интуитивно понятном принципе действия. Под ним можно спать, им можно укрываться во время отдыха или чтения, в него можно завернуться, как в кокон, а дети любят строить из гречишного одеяла и подушек домики. Если интенсивное давление и усыпляющее действие не требуется, одеяло можно просто набросить на ноги или плечи. Время терапии тоже подбирается индивидуально и интуитивно, ориентируясь на ощущения и эффект.

Кому и когда будет полезно

  • детям и взрослым в стрессовых ситуациях, после интенсивных физических и умственных нагрузок;
  • при расстройствах сна;
  • при СДВГ, РАС и других особенностях психоэмоционального развития;
  • при ДЦП;
  • при трудностях в обучении;
  • при тревожных расстройствах;
  • при агрессивном поведении, проблемах с адаптацией;
  • всем детям и взрослым, которым необходимо успокоиться и расслабиться без медикаментозных средств.

Механизм действия – стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Применяется для улучшения качества сна, облегчения симптомов тревожности.

Также Одеяло Совы используется как инструмент сенсорной интеграции и нейрокоррекции при гиперактивности, гипо- и гипертонусе, ДЦП, дефиците внимания, расстройствах аутистического спектра и иных формах отклоняющегося развития.

3.Светозвуковая панель

Интерактивная светозвуковая панель направлена на выполнения различных задач: прекрасный тренажер для зрения, памяти, причинно-следственных связей, развития фантазии, творческих способностей. Отлично развивает голос, идеален для слабослышащих и слабовидящих подопечных. Служит прекрасным релаксантом и имеет эстетичный внешний вид. Изготовлен из прочного и легкого пластика. Принцип работы панели заключается в зависимости звуковых эффектах от световых. Световые элементы на экране панели изменяют изображение в зависимости от звуков: голос, музыка, хлопки, громкость издаваемых звуков даже дыхание.

Светозвуковые панели предназначены для интерактивных игр, зрительной и звуковой стимуляции, выработки причинно-следственных связей. Принцип работы панелей основан на изменении изображения в зависимости от звуков, издаваемых вокруг - встроенный в панель звукочувствительный элемент реагирует на хлопки, слова, их громкость.

4.Светодиодные макароны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Консультация для педагогов "Работа в сенсорной комнате с детьми раннего возраста"

          В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследователь...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...

РЕБЕНОК ОНР И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Консультация для педагогов.

Э. Джин Айрес - одна из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе кфункц...