Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога
учебно-методическое пособие по теме
Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Использование оборудования сенсорной комнаты
в работе педагога-психолога»
Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. В комнате присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки при полном или частичном общем затемнении. Иногда под сенсорной комнатой понимают симбиоз интерактивного оборудования и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:
- релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- стимулирование сенсорной чувствительности детей;
- поддержание интереса и познавательной активности;
- повышение активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- коррекцию психоэмоциональных состояний.
Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования, необходимо помнить об имеющихся противопоказаниях к занятиям в сенсорной комнате.
При использовании сенсорного оборудования для коррекции эмоциональной сферы сначала необходимо выявить эмоциональные особенности, которыми обусловлены трудности в поведении ребенка, такие, как негативизм, уход от совместной деятельности, неуверенность, ограниченность и избирательность в контактах, и др. Эти нарушения могут быть обусловлены различными причинами. В зависимости от этих причин формируется состав группы.
В условиях сенсорной комнаты интерактивная среда позволяет не только стимулировать сенсорно-перцептивные ощущения ребёнка, но и активизировать его чувства, гармонизировать эмоциональное состояние.
Для детей с ограниченным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок или придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования сенсорной комнаты. Эта среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка с окружающими людьми. «Волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнующей, чудесной. Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания.
Большое значение имеет стиль общения педагога-психолога или другого специалиста, проводящего занятия в интерактивной среде сенсорной комнаты. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого во всех его проявлениях является основным условием коррекционной работы. Исключаются жесткая регламентация деятельности детей, авторитарный тон, требования подчинения и т.п.
Педагогам, психологам и другим специалистам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы не только привлечь детей к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой сенсорной комнаты.
Работа в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:
- использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции.
- непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка.
- релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
На подготовительном этапе для детей раннего, младшего дошкольного возраста, детей, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, важно постепенное вхождение в среду сенсорной комнаты.
На основном этапе работы в интерактивной среде сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи коррекции и развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных навыков у детей.
Занятия в интерактивной среде могут сочетаться с различными играми на сенсомоторное развитие, с чтением специально подготовленных для конкретного занятия рассказов и сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Для детей характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. При проведении игр-драматизаций ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи. Оборудование сенсорной комнаты стимулирует деятельность детей, позволяет создавать новые образы представления, даёт основу для проигрывания ситуаций.
В структуре занятий можно выделить следующие блоки:
- Введение в игровую ситуацию
- Создание познавательной основы. Расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования.
- Формирование эмоциональной готовности к занятию. Релаксация с использованием интерактивного оборудования.
- Основной этап— взаимодействие с интерактивной средой.
- Выход из игровой ситуации.
- Ритуал прощания.
В результате занятий с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста формируется умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свои эмоции, умение действовать в группе. Это поможет предупредить негативные тенденции в поведении детей, особенно в нелёгких для них условиях обучения в школе, научит быть более активными в познании окружающей действительности.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Игротренинг с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. /авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб: Речь, 2011.
- Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья/ Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: Хока, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей
Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...
Консультация для учителей-логопедов: "Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые...
Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....
ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...
"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...
Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...
Мастер- класс "Использование оборудования сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда"
Данный мастер- класс знакомит педагогов с приемами использования оборудования сенсорной комнаты для работы с детими с речевыми нарушениями....