Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога
учебно-методическое пособие по теме

Груданова Татьяна Николаевна

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Использование оборудования сенсорной комнаты

 в работе педагога-психолога»

Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. В комнате присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки при полном или частичном общем затемнении. Иногда под сенсорной комнатой понимают симбиоз интерактивного оборудования и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:

  • релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • стимулирование сенсорной чувствительности детей;
  • поддержание интереса и познавательной активности;
  • повышение активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • развитие воображения и творческих способностей детей;
  • коррекцию психоэмоциональных состояний.

Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования, необходимо помнить об имеющихся противопоказаниях к занятиям в сенсорной комнате.

При использовании сенсорного оборудования для коррекции эмоциональной сферы сначала необходимо выявить эмоциональные особенности, которыми обусловлены трудности в поведении ребенка, такие, как негативизм, уход от совместной деятельности, неуверенность, ограниченность и избирательность в контактах, и др. Эти нарушения могут быть обусловлены различными причинами. В зависимости от этих причин формируется состав группы.

В условиях сенсорной комнаты интерактивная среда позволяет не только стимулировать сенсорно-перцептивные ощущения ребёнка, но и активизировать его чувства, гармонизировать эмоциональное состояние.

Для детей с ограниченным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок или придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования сенсорной комнаты. Эта среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка с окружающими людьми. «Волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнующей, чудесной. Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания.

Большое значение имеет стиль общения педагога-психолога или другого специалиста, проводящего занятия в интерактивной среде сенсорной комнаты. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого во всех его проявлениях является основным условием коррекционной работы. Исключаются жесткая регламентация деятельности детей, авторитарный тон, требования подчинения и т.п.

Педагогам, психологам и другим специалистам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы не только привлечь детей к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой сенсорной комнаты.

Работа в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:

  • использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции.
  • непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка.
  • релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

На подготовительном этапе для детей раннего, младшего дошкольного возраста, детей, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, важно постепенное вхождение в среду сенсорной комнаты.

        На основном этапе работы в интерактивной среде сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи коррекции и развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных навыков у детей.

Занятия в интерактивной среде могут сочетаться с различными играми на сенсомоторное развитие, с чтением специально подготовленных для конкретного занятия рассказов и сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Для детей  характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. При проведении игр-драматизаций ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи. Оборудование сенсорной комнаты стимулирует деятельность детей, позволяет создавать новые образы представления, даёт основу для проигрывания ситуаций.

В структуре занятий можно выделить следующие блоки:

  • Введение в игровую ситуацию
  • Создание познавательной основы. Расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования.
  • Формирование эмоциональной готовности к занятию. Релаксация с использованием интерактивного оборудования.
  • Основной этап— взаимодействие с интерактивной средой.
  • Выход из игровой ситуации.
  • Ритуал прощания.

В результате занятий с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста формируется умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свои эмоции, умение действовать в группе. Это поможет предупредить негативные тенденции в поведении детей, особенно в нелёгких для них условиях обучения в школе, научит быть более активными в познании окружающей действительности.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Игротренинг с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. /авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб: Речь, 2011.
  3. Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья/ Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: Хока, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

Консультация для учителей-логопедов: "Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ"

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

"Сенсорная комната в работе педагога-психолога в ДОУ"

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...

Мастер- класс "Использование оборудования сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда"

Данный мастер-  класс знакомит педагогов с приемами использования оборудования сенсорной комнаты для работы с детими с речевыми нарушениями....